А с кафедрой как определиться?




Немного о своем образовательном пути?

Я родом из Беларуси, и школу я закончил в Минске, после чего направился на Физтех. На момент поступления у меня уже был успешный опыт участия в IPhO и разных олимпиадах национального масштаба, а также я много времени посвятил выступлениям на IYPT (​ прим. International Young Physicists’ Tournament,https://iypt.org/, https://en.wikipedia.org/wiki/International_Young_Physicists%27_Tournament) ​. На ФОПФ пошел по советам знакомых и результатам собственных ознакомительных исследований. В качестве базовой кафедры я без особых колебаний выбрал кафедру проблем теоретической физики при Институте Теоретической Физики им. Ландау. Там же я встретился со своим научным руководителем Михаилом Викторовичем Фейгельманом, с кем и работаю с 4-го курса по сей момент. За это время я успел изложить свои размышления на тему грязной сверхпроводимости в бакалаврской работе, получить диплом с отличием и продолжить размышлять над теоретическими вопросами физики конденсированного состояния на совместной магистерской программе МФТИ и Сколтеха. На данный момент я также вовлечен в работу над практическим использованием квантовых компьютеров в компании Google, куда скоро второй раз поеду на стажировку. Как-то так.

Зачем идти на ФОПФ?

Первое, что приходит в голову, — это наука. Здесь я под наукой подразумеваю знакомство с текущими направлениями развития физики в ее фундаментальных и прикладных проявлениях, общение с соответствующими научными коллективами, участие в актуальных исследованиях. Лично я искал именно это, и по моим сегодняшним представлениям, этим и занимаюсь.

Далее по списку идет общеобразовательная часть. Конечно, образование на ФОПФе, да и в МФТИ в целом, известно своим уровнем — это вы и без меня знаете. Гораздо важнее, по моему убеждению, что ФОПФ — это то место, где по прохождению этой общеобразовательной части возможно овладеть научной интуицией. Под этим я понимаю способность систематически прокладывать путь к решению неизвестных задач за счет уже приобретенного опыта. Строго говоря, это не та вещь, которой реально систематически учить, однако, мне кажется, что научные традиции, которые воспитываются на этом факультете, однозначно способствуют появлению чутья в научных задачах.

Продолжая тему развития специальных интеллектуальных навыков, позволю себе заметить, что внутри Физтеха и за его пределами бытует мнение, что у выпускников ФОПФа в частности и МФТИ вообще формируется некоторый особый склад ума, дающий им возможность находить решения задач даже за рамками изначальной компетенции. Иными словами, физтехи умеют самостоятельно вырабатывать интуицию и подход к проблеме без стандартных знаний по теме. Не стоит, однако, воспринимать это как суперспособность — на одном “я фопф” далеко не уедешь, подобное умение помогает лишь определить возможное направление мысли. Тем не менее, в профессиональных кругах, причем не только научных, ФОПФ действительно известен как источник умных людей с оригинальными идеями (​ прим. далеко не полный список:Выпускники факультета общей и прикладной физики МФТИ ​).

А с кафедрой как определиться?

На младших курсах, как мне кажется, лучше думать о кафедрах в терминах представляемых областей науки. И тогда первую очередь выбирать надо то, что звучит интересно, чем хочется заниматься самостоятельно, за что руки чешутся поскорее взяться. И это вполне может быть несколько занятий сразу.

На первых курсах цена перехода на другую кафедру, измеряемая академической разницей, минимальна, поскольку базовые курсы начинаются с 4-го семестра. Более того, на ФОПФе в последние год-два происходит много полезных мероприятий, приводящих к повышению мобильности студентов между кафедрами и их практической осведомленности о том, чем занимаются разные кафедры.

При переходе на старшие курсы выбор кафедры становится актуальным: начинаются базовые пары, а также студенты постепенно вовлекаются в научную деятельность. К этому моменту, помимо собственной заинтересованности, нужно также смотреть на конкретных людей. Появляется минимальная компетенция, чтобы изучать качество и количество публикации, именно в таком порядке. Полезно обращать внимание на заинтересованность людей в том, что они делают. По моим представлениям, эти соображения работают везде, не только в науке. Итого, у вас в распоряжении для оценки сначала интерес ваш, а затем людей, с которыми вы потенциально будете работать.

При выборе важно понимать следующее: никакой выбор не является окончательным. Ни в коем случае не стоит ограничивать себя рамками одной кафедры, особенно на младших курсах. Если место не кажется лучшим выбором — непременно стоит рассмотреть другие варианты. Тем более, что предпочтения часто изменяются прямо в процессе обучения, что я неоднократно наблюдал лично.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: