Особенности организации ДО можно рассмотреть через особенности форм образовательных объединений, учебных занятий, педагогических технологий.
В научных исследованиях представлены разные трактовки понятия «организационные формы обучения».
Форма – это способ существования и выражения содержания (М.А. Молчанова).
Форма организации – это специальная конструкция, которая характеризует «внешнюю» сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и обучающихся при работе над учебным материалом (И.М. Чередов).
Именно форма определяет, каким образом должен быть организован учебный процесс.
Таким образом, форма (от лат forma – внешний вид, оболочка) в педагогике трактуется как способ существования учебного процесса, оболочка для его внутреннего содержания, обусловленного временем и местом обучения, порядком его существования.
В настоящее время существуют разнообразные формы организации воспитательно – образовательного процесса, классификация которых проводится по различным основаниям.
М.И. Махмутов и С.А. Смирнов особо подчеркивают, что в дидактике есть необходимость указать на различия терминов, включающих слово «форма»:
- форма обучения (педагогическая технология);
- форма учебной деятельности обучающегося;
- форма организации текущей деятельности учебной работы группы.
Деятельность детей в системе ДО происходит в разных формах детских образовательных объединений.
Они имеют официальное положение: место в структуре организации, педагога, определенный нормативами численный состав.
Кружок – это объединение группы лиц с общими интересами для постоянных совместных занятий, решения предметно – практических задач, направленных на формирование ЗУН по конкретному профилю деятельности. В организациях ДО кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей.
Клуб – это объединение детей и подростков по интересам, имеющее в приоритете следующие педагогические задачи:
- организация досуга детей;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.
Отличительная особенность – наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т.д.
Клубы бывают:
- образовательные (технические, спортивные, предметные), в них дети получают ЗУН по определенному профилю деятельности;
- досуговые – приоритетом является познавательная деятельность на основе общения взрослых и детей разных поколений (например, клуб старшеклассников, клуб любителей родного города и т.д.).
Лаборатория – то форма детского образовательного объединения и место, где воспитанниками проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования.
Основная цель – развитие умственных и изобретательских способностей подростков.
В основе содержания деятельности – конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа детей.
Педагог – направляющий, помощник, координатор исследования.
В составе объединения – преимущественно старшие подростки.
Студия – интегрированная форма образовательного объединения, обычно создается в художественно – эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т.п.).
Это чаще всего разновозрастные коллективы, где образовательный процесс строится на признании ценности, уникальности личности, индивидуальности творчества.
Основная цель – создание условий для развития художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.
В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. Деятельность студии отличает высокое качество творческого «продукта «деятельности детей.
Школа – это интегрированная форма детского объединения, которая сочетает изучение нескольких взаимосвязанных предметов, или углубленное изучение одного предмета со ступенчатой системой обучения.
Для школ характерны комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач, приоритет обучения при многообразии видов и направлений деятельности детей, комплекс учебных предметов (не менее трех), система педагогического контроля, анализа и оценивания образовательных результатов, и другие отличительные особенности.
В практике организации ДО наименование «школа» иногда используется в развивающих, досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации, школа раннего развития), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).
В организациях ДО существуют и другие формы образовательных объединений.
Мастерская – форма детского образовательного объединения, где участники знакомятся с каким – либо видом искусства, изучают различные технологии, и получают трудовой навык изготовления чего – либо, овладевают определенной профессией или ремеслом.
Ансамбль – небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив. Функционирует преимущественно в музыкальном виде искусства.
Театр – детское образовательное объединение, занимающееся устройством сценических представлений, спектаклей с целью развития творческих способностей детей.
Вывод: образовательное объединение в системе ДО – это достаточно постоянно действующая форма, которая создается как минимум на один учебный год.
При образовательных объединениях могут создаваться временные коллективные объединения детей, группы. К ним можно отнести следующие групповые формы объединений:
- детские творческие группы по изготовлению общего изделия (например, игрушки, картины, технического изделия и т.д.), по созданию единого произведения (вокальная, танцевальная группы и др.), по подготовке культурно – досугового мероприятия и др.;
- разновозрастные группы - наставничество, шефство и др.);
- советы дела – по подготовке дел объединения или участию в общих делах образовательной организации;
- детские советы образовательных объединений – советы клубов, школ, студий и т.д.);
- детские производственные бригады.
В педагогической практике накоплен богатейший арсенал форм организации дополнительного образования детей. В зависимости от количества участников можно выделить массовые, коллективные и индивидуальные формы.
Массовые формы.
Принадлежность детей к единому коллективу можно проследить через организацию таких форм работы, как:
- организация единых массовых дел (например, праздники кружковцев);
- сквозные досуговые и игровые программы (КВН, викторины, конкурсы);
Массовую деятельность можно рассматривать не только на уровне организации, но и на уровне микрорайона, на территории которого находится организация.
К формам массовой работы в рамках социально педагогической деятельности относятся следующие:
- конкурс – форма массовой работы, предполагающая организацию соревнования с целью выявления лучших участников. Использование этой формы позволяет решать задачи социального закаливания детей, адаптации их к неординарным ситуациям, коммуникации и обмена информацией;
- фестиваль – форма массовой работы, создающая участникам пространство для коммуникации и обмена;
- биржа идей и предложений – активная форма развития сотрудничества и поиска новых форм взаимодействия;
- летние лагеря и школы по интересам и видам творчества – форма, предполагающая изучение истории, культуры и природы, развитие лидерских качеств, общение;
- форум – форма работы, участие в которой позволяет ребенку развивать лидерские качества, коммуникативные способности (например, исследовательский форум по обмену опытом по экологии, исследованию природы и охране жизни);
- город мастеров – массовая ролевая игра, удовлетворяющая и развивающая интерес детей к деятельности людей разных профессий, общению, созиданию.