Содержание.
Введение.
1. Качество социально-психологической информации.
2. Общение как обмен информацией.
а) процесс обмена информацией;
б) значимость информации;
в) фильтр «доверия» и «недоверия».
3. Слух как элемент массового общения.
4. Циркуляция слуха.
5. Особенность передачи информации.
6. Слух – единица устной сферы.
7. Использование слухов.
8. Распространение слухов.
9. Негативные и позитивные слухи.
10. Конфликт.
11. Инцидент.
12. Интриги.
13. Слух как новый вид рекламы.
14. Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Слух имеет двусмысленное понятие:
1. Слух – орган слуха человека с помощью которого он различает звуки;
2. Слух – Молва, известие о ком-нибудь, чем-нибудь, обычно еще ничем не подтвержденное.
Однако не следует полагать, что со временем слово слух употребляется только как один из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки. В данной работе слух будет рассмотрен как коммуникативная единица в структуре общественного сознания.
В реферате рассматривается вопрос о слухе – ложной информации, скрывающей и искажающей истину.
Качество социально-психологической информации.
Проблема качества информации решается путем проверки способа получения данных на надежность. В социальной психологии эти проблемы приобретают специфическое содержание. Информация, которая собрана должна удовлетворять определенным требованиям: так специфика исследований не должна обернуться пренебрежением к качеству информации. Для социальной психологии, как и для других наук, могут быть выделены два вида характеризующие качество информации: объективные и субъективные.
Такое допущение вытекает из той особенности дисциплины, что источником информации в ней всегда является человек. Значит, не считаться с этим фактом нельзя и следует лишь обеспечить максимально возможный уровень надежности, правдивости параметров, которые квалифицируются как «субъективные».
Для преодоления ошибок такого рода и вводится ряд требований относительно надежности информации, чтобы исключить ложные слухи.
Надежность информации достигается прежде всего проверкой на надежность инструмента посредством которого собираются данные.
В каждом случае обеспечиваются как минимум три характеристики надежности:
- обоснованность;
- устойчивость;
- точность.
Обоснованность и устойчивость информации – это ее качество быть однозначной, то есть при получении ее в разных ситуациях и от разных людей она должна быть идентичной.
Нарушение одного требования сводит на нет и другое: например, данные могут быть обоснованы, но не устойчивы или когда данные устойчивы, но не обоснованы, то есть опрос оказался смещенным, то одна и та же картина будет повторяться, но картина будет ложной.
Многие исследователи отмечают, что все способы проверки информации на надежность недостаточно совершенны в социальной психологии.
В руках неопытных исследователей такая проверка может дать неточные результаты и послужить основой для ложных утверждений.
(Андреева Г.М., «Социальная психология», стр. 56-57)
Общение как обмен информации.
а) Процесс обмена информации.
Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать, как информацию, и тогда сам процесс может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации.
Однако такой подход нельзя рассматривать как корректный ибо в нем опускаются важнейшие характеристики человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации.
При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается и как формируется, уточняется, развивается.
Общение нельзя рассматривать лишь как отправление, информации какой-то системой и как прием ее другой системой потому что в отличие от простого «движения информации» между двумя системами мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Поэтому в данном процессе происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен его.
б) Значимость информации.
В человеческом обмене информацией особую роль играет для каждого участника общения значимость информации. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и и понята, осмыслена. Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Следовательно, при обмене информацией осуществляется двухнаправленный процесс – изменение самого типа отношений между участниками, возникновение доверия между ними, чего не происходит в обычных информационных процессах.
в) Фильтр «доверия» и «недоверия».
Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр. Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная принятой. Психологически крайне важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявить средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действие фильтров.
Совокупность этих средств включающих в себя различные сопутствующие средства, выполняющие роль сопроводителя информации, создающие некоторый дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия.
(Андреева Г.М., «Социальная психология», стр. 84-88).