Западноевропейской философии.




Характерные особенности религиозной философии XX в. В философии ХХ века важное место принадлежит религиозной философии. Казалось бы, на фоне успехов науки, техники, роста и распространения информационных систем и технологий религиозная философия, как и религиозное мировоззрение вообще, должны были понести существенный кризис, но такого не случилось. Во многом здесь сказались противоречивости исторических процессов века, длительное и напряженное противостояние двух социальных систем - капиталистической и социалистической, при котором последняя претендовала на мировое господство, распространяя и пропагандируя атеистическое мировоззрение. С другой стороны, в ХХ в. человечество пережило две ужасные мировые войны, и на фоне тех же успехов науки сложно было не задуматься как над возможностями исторического человеческого разума, так и над принципами человеческой судьбы.

Наиболее распространенной и авторитетной в ХХ в. являлась философская концепция неотомизма - обновленная философия Фомы Аквинского, которая в 1879 г. энцикликой Папы Римского была провозглашена официальной философской доктриной католической церкви.

Авторитету этой философии способствовало также ее достаточно широкое культивирование в католических учебных заведениях, где ее изучение являлось обязательным. Признанными представителями, можно сказать - корифеями неотомизма, являются французские философы Ж. Маритен (1882-1973), Е. Жильсон (1884-1978) и американский философ Ю. Бохеньський (1902-1995). Все они считали себя преданными исходным идеям философии Св. Фомы и пытались развивать ее дальше и интерпретировать. Прежде всего, представители неотомизма настаивали на том, что их философия представляет собой редкую для ХХ в. позицию, последовательного реализма: они аргументировали это мнение о том, что мир вещей нам предоставлен реально, что он не представляет и не может представлять собой чего-то вроде призрака или кажимости, ведь Бог как Творец мира не интриговал и не пытался ввести человека в заблуждение.

Таким образом, мир является первой и настоящей реальностью. Этот мир может усваиваться практически в опыте жизни, может постигаться, но эти виды его усвоения не могут удовлетворить человека, поскольку они либо не выходят за пределы восприятия, или сосредотачиваются на вопросах "Как познавать и описывать действительность?", оставляя за ответом основное вопрос - "Что есть мир, что есть действительность, что есть бытие?". Именно неспособность науки дать ответ на определенные важные для человека вопросы и обусловливают необходимость обращения к авторитету Священного Писания и божественного откровения. Поэтому, по мнению неотомистов, остается в силе толкование Св. Фомы о симфонии разума и веры. Человек способен познавать мир с помощью науки, но она также должна осознать это, как божий дар.

В понимании человека неотомисты также придерживаются исходных тезисов Св. Фомы, но они настаивают на единстве в человеке души и тела, и считают, что познание начинается с ощущения, из реальных контактов человека с действительностью, эти контакты наконец должны активизировать наш разум, потенцию познавательного акта переводить в действительность.

Неотомизм как разновидность объективного идеализма. Объективный идеализм — одна из основных разновидностей идеализма. Признавая первичность духа и вторичность, производность материи, объективный идеализм в отличие от субъективного идеализма первоосновой существующего считает не личное, человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание — «абсолютный дух», «мировой разум» и т. д.

 

Рассматривая понятие как нечто первичное по отношению к материальным предметам, объективный идеализм тем самым мистифицирует действительные отношения между ними. Так, уже Платон считал общие понятия извечно существующими в «мире идей», а материальные предметы — бледными отблесками, тенями этих идей. «Абсолютный дух» Гегеля является, по существу, не чем иным, как абсолютизированным понятием, оторванным от материи и противопоставленным ей. Отрыв общего (идей, понятий) от единичного (вещей) и абсолютизация первого представляет собой, по словам Маркса, «тайну спекулятивной конструкции» объективного идеализма.

Помимо той разновидности объективного идеализма, которая абсолютизирует отдельные стороны рационального познания, существует ещё и такая, которая в качестве первоосновы признаёт «неразумное идеальное» (Шопенгауэр, Э. Гартман). Эта разновидность объективного идеализма становится характерной для периода упадка буржуазной философии, когда в ней особенно усиливаются иррационалистические течения (Иррационализм).

В современной буржуазной философии объективный идеализм представлен неотомизмом, персонализмом и другими школами. Объективный идеализм, как правило, сливается с теологией и является своеобразной философской основой религии.

О основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя» в данном случае употребляются как синонимы, равны как и понятия «дух», «мышление», «сознание».

Данный вопрос имеет глубокие жизненные основания. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, т.е. существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные, т.е. идеальные, существующие в сознании.

 

 

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии

заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

 

 

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической стороны в философии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Философско-религиозные воззрения Ф. Аквинского. Фома Аквинский - философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма, стремился дать философское обоснование католическому вероучению, примирить веру со знанием.

По его учению вера не противоречит разуму, так как и то и другое - истинно. Если выводы разума противоречат откровению, то это лишь говорит о неправильном ходе рассуждения. Догматы веры разделяются на рационально постижимые (существование Бога, бессмертие души и др.), и рационально не постижимые (сотворённость мира, троичность Бога, догмат первородного греха). Религиозные догматы и принципы разума не зависят друг от друга. Фома Аквинский подчёркивает, что тело не только соучаствует с духовной деятельностью человека, но и в известной степени предопределяет её («человек не есть только душа, но некое соединение души и тела»). Вслед за Августином, Фома в оправдании Бога снимает с него ответственность за зло и возлагает эту тяжелую ношу на плечи несовершенного человека.

Философско-теологическая система Фомы Аквинского была ведущим направлением католической философии и была признана «единственно истинной философией католицизма», став основой неотомизма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: