Жизненный путь В. Н. Сороки-Росинскоко




Виктор Николаевич Сорока-Росинский родился 25 ноября 1882 года в семье офицера. Окончив гимназию, поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. По его окончании преподавал в различных школах столицы, в том числе – в знаменитой Стрельнинской гимназии. В течение двух лет работал в психологической лаборатории Военно-медицинской академии под руководством известного психолога А. Ф. Лазурского. Именно в эти годы складывается круг интересов ученого, который определит всю его дальнейшую судьбу и деятельность. А круг этот необычайно широк: философские и методологические проблемы психологии, проблемы национальной психологии и пути развития русской национальной школы, вопросы воспитания, в том числе трудных и аномальных детей и подростков. В 1906 – 1917 годах педагог систематически публикует свои статьи на страницах педагогических журналов. В 1916 году в журнале «Русская школа выходит серия его статей, по объему и значению равных монографии и объединенных общим замыслом – «Путь русской национальной школы».

Октябрьская революция разделила жизнь этого человека, как и многих его современников, на две части. Он больше не мог открыто выступать на страницах прессы, открыто высказывать свои взгляды, явно противоречившие с генеральной линией партии. Но, тем не менее, послереволюционный период – самый плодотворный и значимый в его педагогической деятельности. Если до 1917 года В. Н. Сорока-Росинский формировался в основном как ученый теоретик, то после октябрьского переворота он широко развернул свою деятельность в различных школах страны. И там ему не просто удалось спасти сотни изломанных жизней – там, в работе с трудными детьми и подростками, он смог реализовать свои педагогические принципы и убеждения, несмотря на явную угрозу гонений со стороны властей.

В 1918 – 1920 годах Сорока-Росинский работает в Путиловском училище имени А. И. Герцена под руководством В. А. Гердта. В 1920 – 1925 годах он возглавлял школу для трудновоспитуемых детей и подростков имени Ф. М. Достоевского. Потом преподавал в ряде школ Ленинграда, в Торфяном техникуме для трудновоспитуемых, в учебном заведении для психоневротиков при Ленинградском педологическом институте.

В годы войны Сорока-Росинский пережил все тяжести Ленинградской блокады. В состоянии крайнего истощения он был эвакуирован на Алтай, затем переехал в Киргизию, где работал в различных учебных заведениях и органах народного образования. В 1948 году возвращается в Ленинград. Слабое здоровье не помешало этому поистине великому человеку продолжать свою благородную и бескорыстную деятельность на педагогическом поприще. По возвращении в родной город Сорока-Росинский организовал детский клуб на дому – «академию», как он сам его называл. Он помогал детям, отстающим по русскому языку, играл с ними в словесные игры, беседовал о литературе и искусстве, гулял с ними по городу на Неве, знакомя ребят с его достопримечательностями. Погиб педагог в 1960 году – попал под трамвай, когда поехал покупать билет в кино для больной, отстающей в учебе девочки… В этом – весь Сорока-Росинский.

Воспоминания выпускников Школы имени Достоевского – Г. Белых и Л. Пантелеева – рисуют его человеком суровым, но добрым, вспыльчивым, но отходчивым, быстро умеющим ориентироваться в трудных ситуациях.

«Между тем Викниксор, позабыв про новичка, минуту осматривал класс, потом спокойно, не повышая голоса и даже как-то безразлично, процедил:

- Громоносцев, ты без обеда! Воронин, сдай сапоги, сегодня без прогулки! Воробьев, выйди вон из класса!

- За что, Виктор Николаевич?! Мы ничего не делали! Чего придираетесь-то! – хором заскулили наказанные, но Викниксор, почесав за ухом, не допускающим возражения тоном отрезал:

- Вы бузили в классе, - следовательно, пеняйте на себя! А теперь вот представляю вам еще новичка. Зовут его Григорий Черных. Это способный и даровитый парень, к тому же художник. Он будет заниматься в вашем отделении, так как по уровню знаний годится к вам».6

Нравы в школе были суровыми, как сама жизнь послереволюционных лет. Викниксора (так «окрестили» Сороку-Росинского воспитанники) побаивались и порой неодобряли, но любили и признавали безусловным авторитетом. Потому что сквозь все его слова и поступки сквозили любовь к своему делу и уважение к личности каждого ребенка.

А еще уникальность жизненного пути этого педагога заключается в том, что он всегда делал то, что нужно было стране в данный момент. До революции – разрабатывал идею национальной школы, являвшейся частью государственной политики в области образования. После революции – спасал беспризорных детей, искалеченных жизнью. На этот путь его всегда выводила любовь к Родине и к людям. И именно это помогло ему выжить, не сломаться и избежать произвола со стороны власти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: