Факторы, влияющие на объем товарооборота




Товарооборот аптеки, его значение

Товарооборот – это объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. Это важнейший показатель деятельности любого торгового предприятия, в т.ч. аптеки. Его значение заключается в следующем:

1. Товарооборот связывает сферу производства со сферой потребления лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента.

2. Товарооборот в суммовом выражении характеризует объем работы аптеки в целом.

3. От товарооборота и его структуры во многом зависит выполнение всех остальных плановых показателей (величина доходов аптеки, издержки обращения, прибыль, премии), состояние оборотных средств (товарных запасов), своевременность расчетов с поставщиками, платежей в бюджет и т.п.

4. Товарооборот, как и рецептура, определяет группу аптеки по оплате труда руководителей.

5. Товарооборот характеризует степень потребления населением лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента, т.е. по товарообороту определяют потребление ЛС на душу населения, среднюю стоимость одного койко-дня при стационарном лечении пациентов, среднюю стоимость одного курса лечения определенных нозологических форм заболеваний и т.д.

Структура товарооборота аптеки

Различают розничный товарооборот и оптовый.

Розничный охватывает объем реализации товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Розничный товарооборот включает оборот по амбулаторной рецептуре и безрецептурный отпуск:

Розничный товарооборот

По амбулаторной рецептуре

- индивидуального изготовления

- ГЛС

По безрецептурному отпуску

Следует отметить, что в период с 2005 по 2009 гг в Республике Беларусь безрецептурные ЛС занимали значительную долю (более 40%) в общем объеме аптечной реализации в денежном выражении и подавляющую (более 65%) – в натуральном выражении. (Перечень ЛС, разрешенных к отпуску без рецепта врача, утвержден пост. МЗ РБ от 5 июня 2012 г.).

Под оптовым т/о для аптек подразумевают объем реализации товаров ОЗ и другим организациям по требованиям (заказам) за безналичный расчет. Оптовый товарооборот включает объем реализации по стационарной рецептуре и мелкооптовый отпуск:

Оптовый товарооборот

По стационарной рецептуре

- индивидуального изготовления

- ГЛС

Отпуск весовых и штучных товаров ОЗ и другим организациям (мелкооптовый отпуск)

В настоящее время большинство ОЗ и других организаций приобретают лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинскую технику и другие товары аптечного ассортимента у оптовых посредников или производителей.

Также различают товарооборот отдельных групп товаров:

- лекарственных средств;

- изделий медицинского назначения;

- медицинской техники;

- других товаров аптечного ассортимента.

Соответственно, в каждой из перечисленных групп товаров можно анализировать и планировать товарооборот отдельных подгрупп. Например, определить объем реализации лекарственных средств определенной фармакотерапевтической группы, предметов детского обихода и т.д.

Факторы, влияющие на объем товарооборота

На товарооборот оказывают влияние многие факторы:

1. Цена товара.

2. Доходы населения, его платежеспособность.

3. Степень заболеваемости населения, обслуживаемого аптекой.

4. Культурный уровень населения.

5. Ассигнования, выделяемые ОЗ для бесплатного и льготного лечения стационарных и амбулаторных пациентов.

6. Ассортимент товаров аптеки.

7. Информационная деятельность аптеки.

Основные факторы, влияющие на объем розничного т/о можно разделить на 3 группы:

- Факторы, связанные с товарными фондами.

Первая группа факторов влияет на объем розничного товарооборота через изменения величины запасов товаров на начало периода, их поступление, прочее выбытие и запасов товаров на конец отчетного периода.

- Факторы, связанные с численностью работников, организацией и производительностью труда.

Вторая группа факторов оказывает на объем розничной реализации непосредственное влияние. Работники аптек, общаясь с населением в процессе реализации, определяют объем и характер спроса и определенным образом могут воздействовать на спрос.

- Факторы, связанные с использованием основных средств.

Третья группа факторов также может оказывать значительное влияние на увеличение объема реализации (более рациональное использование торговых площадей, увеличение рабочих мест).

На объем оптового т/о влияют следующие факторы:

1. Кол-во и профиль ОЗ, прикрепленных на обеспечение

2. Коечный фонд ОЗ и его изменения

3. Размер ассигнований, выделяемых ОЗ на закупку ЛС и ИМН, дополнительные ассигнования

4. Наличие клинических протоколов лечения, формулярных списков и их стоимость и др.

Выделяют факторы, увеличивающие реализацию и сдерживающие реализацию.

К факторам, увеличивающим реализацию, относят:

1. Рост числа врачей, провизоров.

2. Расширение ассортимента лекарственных средств и других товаров.

3. Увеличение бюджетных ассигнований на здравоохранение.

4. Старение населения и др.

К факторам, сдерживающим реализацию, относят:

1. Отпуск лекарственных средств по рецептам врачей.

2. Необходимость промежуточного потребителя – врача.

В ряде случаев товарооборот сам зависит от других экономических показателей. Так при затоваренности аптеки замедляется оборачиваемость товаров, что приводит к несвоевременности оплаты за банковский кредит, за полученные от поставщиков товары. Могут возникнуть перебои в поставках товаров, что в итоге снижает качество лекарственного обеспечения населения, угрожает невыполнением плана по товарообороту и другим экономическим показателям.

 

4. Задачи анализа товарооборота

При анализе товарооборота предусматривается решение следующих задач:

1. Установление реальности плановых показателей. При этом важное значение имеет изучение выполнения плана товарооборота в прошлом году, за прошлые отчетные периоды.

2. Изучение фактических показателей отчетности, характеризующих результаты выполнения плановых заданий.

3. Выявление отклонения фактических данных от плановых.

4. Изучение влияния важнейших факторов, обусловивших отклонения фактических отчетных данных от плановых.

5. Выявление резервов роста товарооборота (производительность труда, культура труда, рациональный торговый ассортимент и др.).

6. Разработка мероприятий по использованию резервов и установление контроля за выполнением намеченных мероприятий.

Следует учитывать, что выполнение плана общего товарооборота еще не говорит о том, что аптека выполнила плановые задания по всем составным элементам реализации. Поэтому отдельным этапом экономического анализа может явиться детальное изучение выполнения плана реализации товаров в групповом ассортименте.

 

5. Источники информации для анализа товарооборота

Источниками анализа товарооборота служат планово-учетные и внеучетные формы экономической информации. К планово-учетным относятся: торгово-финансовый план аптеки, материалы текущего и бухгалтерского учетов и отчетности:

- Журнал регистрации поступления товаров;

- Журнал учета продаж по безналичному расчету;

- Отчет аптеки о финансово-хозяйственной деятельности (разделы «Товарный отчет», «Движение товаров и выручки по подведомственным подразделениям аптеки»);

- Инвентаризационные описи и др.

В ряде случаев для получения дополнительной информации и выявления скрытых резервов повышения объемов реализации полезно использовать внеучетную документацию: материалы фармацевтического инспектирования, книгу замечаний и предложений, договоры поставки товаров и т.п.

 

6. Планирование объема реализации (товарооборота)

План товарооборота состоит из 3-х разделов:

1. Поступление товаров (товарное обеспечение).

2. Реализация (оборот по продаже).

3. Товарные запасы (остатки товаров на начало и конец отчетного периода).

Все перечисленные разделы плана товарооборота взаимосвязаны между собой уравнением товарного баланса:

Он. + П = Р + В + Ок., где

Он., Ок. – остатки на начало и конец периода

П – поступление

Р – реализация

В – выбытие товаров, не связанное с реализацией

При планировании объема реализации отдельно разрабатываются плановые показатели по составным частям розничной реализации товаров населению, показатели по составным частям оптовой реализации. Затем определяется план общего товарооборота аптеки.

Так как объем реализации планируется в денежных показателях, необходимо отчетные данные приводить в сопоставимые показатели, т.е. учитывать инфляцию.

Инфляция – это повышение уровня цен и падение покупательской способности денег. Инфляция измеряется с помощью индексов цен.

Индекс цен – относительный показатель изменения общего уровня цен определенной группы товаров за отчетный период в сравнении с предыдущими периодами.

цена потребительской корзины в данном периоде

(ИПЦ) = ------------------------------------------------------------------

цена потребительской корзины в предш. периоде

 

Для планирования товарооборота чаще всего применяется метод динамических показателей по следующей общей схеме:

1. Составить аналитическую таблицу, т.е. выписать отчетные данные о товарообороте за 3-4 предшествующих периода.

2. Привести эти данные в сопоставимые цены с учетом инфляции, т.е. проиндексировать.

Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле:

ТО факт. в сопост. ценах = ТО фактич. в текущих ценах х 100%

индекс цен

3. Определить цепные темпы роста (снижения) проиндексированного товарооборота и средний темп.

4. Определить плановый товарооборот.

5. Проиндексировать плановый товарооборот.

6. Откорректировать плановые показатели с учетом ожидаемого увеличения или уменьшения рецептуры. Например, открыт новый врачебный кабинет, что приведет к увеличению товарооборота по амбулаторной рецептуре, расширяется микрорайон. Для расчета ожидаемого увеличения товарооборота по отчетным данным предпланового периода определим среднюю стоимость одного амбулаторного рецепта индивидуального изготовления и одного ГЛС, проиндексируем их в связи с ожидаемым ростом цен в плановом периоде и умножим на рассчитанное ранее количество соответствующих амбулаторных рецептов.

Таблица

Виды т/о Фактически за отчетный период
млн. руб. ед.
1. Реализация населению, в т.ч.    
1.1. по амбулаторной рецептуре    
- инд. изгот.    
- ГЛС    
1.2. По безрецептурному отпуску    

 

Планируется увеличение количества рецептов индивидуального изготовления на 800 ед., на ГЛС – 2500 ед. Планируемый индекс цен – 1,02.

Определяем среднюю стоимость 1 амбулаторного рецепта индивидуального изготовления. Общая стоимость амбулаторных рецептов индивидуального изготовления в предплановом периоде составила 18000000, количество – 2580, планируемый индекс цен – 1,02.

18000000: 2580 = 6976 руб.

Проиндексируем среднюю стоимость рецепта с учетом ожидаемого роста цен:

6976 х 1,02 = 7116 руб.

Запланируем стоимость дополнительной рецептуры:

7116 х 800 = 5692800 руб.

Аналогично проводим расчет для ГЛС:

1100 млн.: 155000 = 7097 руб. – средняя стоимость 1 ГЛС

7097 х 1,02 = 7239 – средняя стоимость с учетом роста цен.

7239 х 2500 = 18097500 – стоимость дополн. рецептуры на ГЛС.

Итого дополнительный товарооборот по реализации ЛС по рецептам врача

5692800 + 18097500

Товарооборот по безрецептурному отпуску лекарственных средств населению можно определить по разнице: из общего розничного товарооборота вычесть товарооборот по амбулаторной рецептуре.

При расчете оптового т/о может быть также применен метод динамических показателей, однако наиболее точным является ориентирование на предполагаемый размер ассигнований ОЗ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: