У административно-правовой теории, как и всякой отраслевой юридической науки, более широкий предмет, чем у отрасли права.




Во-первых, наука обязана изучать и нормы, и соответствующие им общественные отношения, выявлять качество тех и других, влияние норм на социальные процессы, особенности их реализации.

Во-вторых, научный анализ административно-правовых явлений предполагают изучение их динамики, их прошлого, выявление процессов их развития.

В-третьих, наука обязана заглядывать в будущее, разрабатывать рекомендации по совершенствованию структуры и деятельности государственной администрации, системы административно-правового регулирования. В настоящее время первостепенное значение имеет разработка проблем улучшения административно-правового обеспечения реализации и защиты прав граждан, государственного, регулирования рыночных отношений.

В-четвертых, наука призвана выявлять наиболее существенные признаки, связи административно-правовых явлений, принципы их функционирования. Она должна вырабатывать общеотраслевые понятия, которых нет в законодательстве (административно-правовое отношение, орган исполнительной власти, служба, административный акт, административное принуждение и др.).

В предмете науки административного права можно выделить такие части:

• административно-правовые категории;

• действующие и отмененные нормы административного права;

• анализ практики реализации норм административного права;

• система рекомендаций по совершенствованию правовых норм, практики, их реализации, а также используемых научных категорий.

Тема 1.4. Административно-правовые нормы. Административные правоотношения. Источники административного права.

Задача № 1. Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. К ним относятся:

  1. Конституция РФ.
  2. Федеральные конституционные законы.
  3. Федеральные законы, законы субъектов федерации.
  4. Нормативные указы Президента, а также утверждаемые его указами положения.
  5. нормативные постановления Правительства РФ.
  6. нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.
  7. нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями.
  8. межгосударственных соглашения, в которых нашли свое выражение административно-правовые нормы, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

Что еще можно отнести к источникам административного права?

Решение: В качестве источников административного права можно еще выделить акты руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования, например, Правилами внутреннего трудового распорядка. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса). Также источниками административного права являются постановления Конституционного Суда РФ и законы РСФСР и СССР.

Задача № 2. Административно-правовое отношение имеет ряд особенностей, которые могут служить основой для их отграничения от других видов правоотношений. Естественно, что эти особенности обусловлены, прежде всего той сферой, в которой они возникают, изменяются и прекращаются. Причем, они достаточно существенны, так как оказывают на природу административно-правовых отношений определяющее влияние.
В самом общем виде административно-правовое отношение представляет собой урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Налицо выражение одной из существенных особенностей административно-правовых отношений, а именно то, что они представляют собой не любое общественное отношение, а управленческое, получившее юридическую, в нашем случае — административно- правовую окраску. В чем же конкретно состоят особенности административно-правовых отношений?
Решение: Особенности административно-правовых отношений:

1) Административно-правовые отношения в отличие от иных правовых отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть — подчинение» и это связано с доминированием принципа юридического неравенства сторон. Это действительно так, ибо административно-правовое отношение по общему правилу невозможно без участия в нем соответствующего представителя исполнительной власти (исполнительного органа, должностного лица), обладающего такими полномочиями, каких нет у другой стороны. Данный признак предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.
2) Административно-правовое отношение имеет специфическое субъектное выражение, т.е. в нем есть субъект наделенным властными полномочиями (необходимых для осуществления задач и функций управленческой деятельности) и возможностями их практического использования, формулирующий соответствующие волеизъявления, адресуемые обязанной стороне.
Из этого, в частности, вытекает и следующая особенность административно-правовых отношений: они не могут возникать между гражданами или негосударственными объединениями.
3) Административно-правовые отношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, а именно: управление всегда предполагает соподчиненность воль. Практически это означает подчинение воли участников совместной деятельности (общественная жизнь является таковой) единой Управляющей воле. С одной стороны — авторитет или господствующая воля субъекта управления, а с другой — подчинение ей воли всех иных участников регулируемых управленческих отношений. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть (авторитет) является средством волевого регулирования управленческих процессов. Но в этих процессах участвуют люди, наделенные волей и сознанием; именно они совершают определенные, предписанные административно-правовыми нормами действия или воздерживаются от них. А отсюда следует, что объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых сфере реализации управленческой деятельности.
4) Административно-правовые отношения, будучи по своей сути управленческими, имеют широкую сферу для своего возникновения, изменения либо прекращения. Это — сфера государственного управления понятие, границы которого и раньше, и в современных условиях определяются объемом и направленностью практической деятельности по реализации государственного управления. Частично о ней можно судить, например, руководствуясь ст. 114 Конституции РФ, в которой в самой общей форме определяются основные направления деятельности Правительства РФ, осуществляющего исполнительную власть в РФ, находясь на вершине ее системы.
Следовательно, сфера государственного управления охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и административно-политической работы, в которой задействованы сотни тысяч различного рода производственных и непроизводственных, государственных и негосударственных коллективов, миллионы граждан. И уже в силу этого обстоятельства она создает широчайший простор для административно-правовых отношений, живительной базой для которых является управляемая сфера государственной и общественной жизни.
5) Для административных правоотношений характерна предусматриваемая действующим правом возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или юридического (в данном случае — административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей российского права (например, зачисление на работу, т.е. возникновение трудовых правоотношений, оформляется управленческим актом администрации и т.п.)
отношений, оформляется управленческим актом администрации и т.п.).
6) Для возникновения административно-правовых отношений предусматриваются определенные условия (в связи с широтой государственного управления). Информация о них содержится в соответствующих административно-правовых нормах, регламентирующих деятельность тех или иных управленческих органов (должностных лиц), или порядок совершения определенных действий третьими лицами (например, гражданами). В этом смысле внимания заслуживают два весьма существенных момента:
а) Административно-правовые отношения возникают непосредственно в связи с практической деятельностью исполнительных органов по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных функций. Это означает, что имеются в виду, прежде всего те нуждающиеся в упорядоченности отношения, в которых соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное лицо) проявляет себя как функционально, так и компетенционно именно в качестве такового.
б) административно-правовые отношения возникают также непосредственно по поводу осуществления исполнительными органами (должностными лицами) не любых функций, а исключительно управленческих. Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически-властных полномочий. Без таковых исполнительный орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти, осуществлять управленческие функции
право, юридически его «обслуживающее», становятся беспредметными-
7) Административно-правовые отношения по своей сути являются организационными. Это качество выражает их прямую связь с практической реализацией функций органов управления (исполнительной власти), которые по своему назначению направлены прежде всего на организацию процесса правоисполнения. Именно в рамках административно-правовых отношений и происходит обеспечение этого процесса структурными (например, образование федерального органа исполнительной власти), кадровыми (например, назначение на государственные должности государственной службы), материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли в состоянии действовать реально и эффективно.
8) Административно-правовые отношения «не закрыты» для кого-либо из возможных участников правовых отношений вообще. Наличие правомочий, представляемых административно-правовой нормой, либо возложение ею же определенных обязанностей — единственное условие, при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере государственного управления или же заинтересован в ее нормальном функционировании, может быть инициатором их возникновения либо прекращения. Это означает, что
административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан и т.п.
Особенностью же их является то, что возникать они могут, в отличие, например, от гражданско-правовых отношений, вопреки желанию или согласию второй стороны.
9) Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Для разрешения различного рода административно-правовых споров установлен, как правило, административный, т.е. внесудебный, порядок, суть которого заключается в том, что полномочный исполнительный орган (должностное лицо) рассматривает спор и в пределах своих полномочий принимает одностороннее юридически-властное решение по данному спору
10) Если для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны перед другой, то для административно-правовых отношений установлен иной порядок. Нарушение одной из сторон такого правоотношения требований административно-правовой нормы не влечет ответственности одной стороны перед другой. Нарушение требований административно-правовой нормы квалифицируется как действие, направленное против публично-правового интереса. Соответственно ответственность наступает перед государством в лице полномочного исполнительного органа (должностного лица), который самостоятельно и в одностороннем порядке воздействует на виновную сторону (будь то физическое или юридическое лицо), применяя установленные меры административной или дисциплинарной ответственности.

Тема 1.5. Субъекты административного права: индивидуальные и коллективные.

Задача № 1. Постановлением от 25 апреля повар детского комбината № 37 Иванова привлечена главным санитарным врачом города к административной ответственности в виде штрафа за нарушение санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений. Законно ли это постановление?

Решение: Согласно ч. 2 ст. 17 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.

Качество пищевых продуктов определяется совокупностью характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования, а безопасность пищевых продуктов – состоянием обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 6.6 КоАП РФ "Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения" рассматриваются уполномоченными на то органами или должностными лицами на основании процессуальных документов в соответствии со ст. 23.13 и 28.3 КоАП РФ).

Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выраженные в неисполнении или нарушении установленных требований, которые предъявляются к организации питания населения.

Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 23.13 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.6 КоАП РФ от имени органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации вправе главные государственные санитарные врачи городов.

Таким образом, данное постановление является законным.

Задача № 2. При патрулировании парка культуры и отдыха нарядом ППС был задержан несовершеннолетний гражданин Петров находящийся в легкой степени алкогольного опьянения. По данному факту начальником РОВД на родителей Петрова (в виду того, что сам Петров не работает и оплатить штраф не может) был наложен штраф в сумме 100 рублей. Дайте юридическую оценку данной ситуации.

Решение: В зависимости от возраста несовершеннолетнего Петрова в его действия содержатся состав правонарушений, предусмотренных ст. 20.21 КоАП РФ "Появление в общественных местах в состоянии опьянения" (субъектом является лицо, достигшее шестнадцати лет) либо ст. 20.22 КоАП РФ "Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в общественных местах" (субъектом является лицо, не достигшее шестнадцати лет).

Правонарушение, предусмотренное ст. 20.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, а, предусмотренное ст. 20.22 КоАП РФ, – наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей. Поэтому в соответствии с условиями задачи считаю, Что несовершеннолетнему Петрову уже исполнилось 16 лет.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 рассматривать дела о данном правонарушении вправе начальники территориальных отделов внутренних дел. Но в соответствии с ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.Таким образом, начальник РОВД в данном случае не имел права накладывать штраф, а обязан был передать материалы в комиссию по делам несовершеннолетних.

Тема 1.6. Физические лица как субъекты административного права. Административно-правовой статус граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Задача № 1. Радзюкевич, возвращаясь из заграничной поездки, был остановлен в аэропорту сотрудником милиции, который попросил предъявить паспорт. Радзюкевич предъявил заграничный паспорт. Но милиционер пояснил, что этот документ не действителен на территории РФ и что внутри страны надо показывать общегражданский паспорт. Радзюкевич заявил, что общегражданского паспорта при себе нет, но заграничный паспорт также удостоверяет личность и поэтому должен быть принят в качестве такового сотрудником милиции. Чьи аргументы более обоснованы?

Решение: Аргументы Радзюкевича наиболее обоснованны, так как загранпаспорт — это официальный документ, удостоверяющий личность гражданина при выезде за пределы и пребывании за пределами страны, а также при въезде на территорию государства из заграничной поездки.

Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Статья 7, данного закона, гласит: основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:

· паспорт;

· дипломатический паспорт;

· служебный паспорт

· паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

В соответствии с Указом Президента РФ «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», ст 45, наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами:

а) паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом;

б) дипломатическим паспортом;

в) служебным паспортом;

г) паспортом моряка (удостоверением личности моряка);

д) удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации;

е) свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных пунктом 45.3 настоящего Положения);

ж) свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных пунктами 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 настоящего Положения).

Задача № 2. Управлявший автомобилем в нетрезвом виде Тележкин был остановлен сотрудником ДПС, который, обнаружив у водителя запах алкоголя изо рта, предложил Тележкину пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также предоставить машину для досмотра. Тележкин отказался от прохождения освидетельствания у врача и от досмотра автомобиля в отсутствие понятых. После этого сотрудник ДПС поднес индикаторную трубку «Контроль трезвости» ко рту Тележкина. Затем сотрудником ДПС был составлен протокол медицинского освидетельствования, транспортное средство было задержано с постановкой его на штрафную стоянку, водительское удостоверение у Тележкина изъято.

По результатам проведенных процессуальных действий сотрудник ДПС возбудил против Тележкина дело об административном правонарушении по ст. 12.8 и 19.3 КоАП РФ. Тележкин обжаловал действия сотрудника ДПС в суд. Каким должно быть решение по делу?

Решение: Исходя из ситуации решение суда должно быть вынесено не в пользу Тележкина, поскольку он управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, при этом отказался пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Сотрудник ДПС был вынужден провести в установленном законом порядке освидетельствование Тележкина, так как он являлся подозреваемым в совершении преступления в отношении которого имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, для определения наличия в организме алкоголя, либо направить его в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении и отстранить от управления транспортным средствам Тележкина, в отношении которого имеется достаточные основания полагать, что он находился в состоянии опьянения. Это нарушение закона влечет за собой лишение прав на срок от полутора до двух лет. А также неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административному аресту на срок до пятнадцати суток.

Тема 1.7. Система федеральных органов исполнительной власти. Федеральная таможенная служба – административно-правовой статус.

Задача № 1. Согласно ст. 1, 2 ФЗ № 4 от 11.01.95 г. «О Счетной палате РФ» Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием (Парламентом) РФ и подотчетным ему. Задачами Счетной палаты являются: а) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; б) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральный собственности; в) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и т.д. Также Счетная палата вправе осуществлять ревизии и проверки подведомственных объектов, контролировать банковскую систему, делать представления о правонарушениях и предписания и т.д. На основании анализа полномочий Счетной палаты определите, является ли счетная палата органом исполнительной или законодательной власти.

Решение: Правовой статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания, но являясь контрольным органом Федерального Собрания, она не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

Задача № 2. Студент юридического вуза Уваров был направлен на прохождение преддипломной практики в таможенных органах. На посту таможенного оформления в пункте пропуска через Государственную границу Уваров был уведомлен о необходимости получения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, по второй форме. Осведомившись о том, что допуск к государственной тайне предполагает ограничение свободного выезда за рубеж, а также вмешательство в частную жизнь, Уваров решил отказаться от допуска. На это начальник поста таможенного оформления заявил Уварову, что не даст ему возможности пройти практику. Сообразив, что в такой ситуации дипломную работу написать вероятнее всего не удастся, Уваров подал жалобу в суд на начальника поста за понуждение к прохождению процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Как должно быть решено дело?

Решение: Уваров подав жалобу в суд на начальника поста за понуждение процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, абсолютно правомерно поступил и дело должно быть решено в его пользу, так как допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке, а вовсе не понуждению.

Тема 1.8. Государственная служба и государственные служащие.

Задача № 1. По федеральному закону «О системе государственной службы в РФ» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

-государственная гражданская служба;

-военная служба;

-правоохранительная служба.

Регулируются ли эти виды государственной службы специальными законами, раскрывающими суть их деятельности? Укажите по каким критериям может быть еще поделена государственная служба РФ.

Решение: Да, конечно регулируются. Указанные виды государственной службы регулируются следующими законами: государственная гражданская служба регулируется также ФЗ № 79 от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», военная служба регулируется ФЗ № 53 от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»; правоохранительная служба безусловно регулируется другими законами, но пока единого федерального закона о правоохранительной службе с перечнем правоохранительных органов нет.

Государственная служба может поделена еще на федеральную государственную службу и государственную службу субъекта. Причем военная, правоохранительная службы являются исключительно федеральными государственными службами, а государственная гражданская служба может быть поделена на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта.

Задача № 2. По п.1 ст.3 ФЗ № 79 от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Осуществляется ли взаимосвязь государственной гражданской службы с госслужбой иных видов, другими видами службы, и чем она обеспечивается?

Решение: Да, конечно. В соответствии со ст.6 ФЗ № 79 от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;

3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством (ст.7 ФЗ № 79 от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе РФ»):

1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: