МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 77»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Актуальные аспекты
Речевого развития дошкольников в контексте
ФГОС ДО
Выполнила: Галкина Мария Ивановна
старший воспитатель
2020г
Актуальные аспекты
речевого развития дошкольников в контексте ФГОС ДО
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - простых и сложных,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» Константин Паустовский |
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, имеет практическую значимость, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким.
Большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. Ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3.Употребление нелитературных слов и выражений.
4.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
5. Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
6. Отсутствие умения обосновать свои утверждения.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Чем раньше будет начато обучение речевому развитию, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Для совершенствования проблемы речевого развития приняли решение создать на базе ДОУ стажировочную площадку «Создание модели педагогической деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» основной образовательной программы дошкольного образования»
Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
Развивать речь ребенка в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов, а шестилетнего ребенка – около 4000 слов. Поэтому актуальная задача педагога — своевременное формирование речи детей, ее правильности и чистоты. Важно обеспечить систему работы по развитию речи во взаимосвязи всех направлений. Реализация данной цели предполагает разработку системы образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования. Для этого в ДОУ разработана комплексная модель, которая включает в себя поэтапный, системный алгоритм сочетания форм, методов и приемов совместной образовательной деятельности в течение месяца в режиме дня в каждой возрастной группе.
В утренний приём приоритетной деятельностью, создающей эмоциональный настрой на содержательное речевое общение, активизацию как пассивного, так и активного словаря воспитанников являются:
|