Социологический опрос в Промышленновской общеобразовательной школе № 3




 

Мое исследование посвящено влиянию телевидения на психологию подростков, на их поведение после просмотра той или иной передачи. Мы приходим домой, во время еды, во время плохого настроения, мы почти всегда смотрим телевизор, а ведь сейчас для этого созданы все условия. Участниками исследования стали учащиеся 10-11-х классов. Всем им была предоставлена разработанная анкета. В анкете содержалось десять основных вопросов, но мы рассмотрим только четыре основных:

1. Какие передачи вам наиболее интересны (Музыкальные, спортивные, образовательные и т.д.)? Ваша любимая передача?

2. Совмещаете ли вы телевидение с другими видами умственной деятельности, таким как учеба, чтение или написание письма?

3. Для вас телевидение заменило много других увлечений и способов отдыха, от которых вы получали удовольствие в детстве (например, чтение книг)?

4. Как вы думаете, какой канал на телевидении сейчас наиболее интересен молодежи в возрасте 12-18 лет?

В анкетировании приняли участие 42 ученика 10-11 классов. В результате анкетирования были получены следующие данные: современной молодежи наиболее интересны музыкальные программы (21 человеку). В основном интерес у молодежи вызывают различные хит-парады (такие как «Русская десятка», «20-ка самых-самых» и др.); развлекательные программы выбрали 14 человек, участвующих в анкетировании, лидирующие место здесь занимают КВН и скандальный телепроект «Дом-2»; третье место, к сожалению, занимают спортивные, образовательные и информационные программы (5 человек), это такие программы как «Итоги», «Умники и умницы» и «Гении и злодеи». 29 человек совмещают просмотр телевидения с другими видами умственной деятельности, в основном это подготовка к занятиям или чтение книг. В процессе анкетирования выяснилось, что несколько подростков (19 человек) телевидению все-таки предпочитают чтение книг, то есть то, что их увлекало в детстве. Самым популярным каналом молодежь считает канал МTV (20 человек), 11 человек считают, что самый часто просматриваемый канал – это МУЗ-ТВ, телеканал СТС смотрят 5 учащихся, за то, что здесь нет никаких информационных выпусков всяких «взрослых» передач, 6 человек назвали другие каналы (Первый канал, НТВ).

В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы:

1. Большинство программ, телепроектов, реалити-шоу, все-таки неблагоприятно влияют на психологию подростков, на их поведение после просмотра некоторых программ.

2. Программ отрицательно влияющих на нашу молодежь гораздо больше, чем программ, положительно влияющих на психологию подростков, а также и на их умственные способности.

3. Допускаемое время просмотра телевизора составляет 2 часа и не более (хотя большинство подростков смотрят телевизор около 2-4 часов).

Хотелось бы рекомендовать тинэйджерам проводить у телевизора столько времени, сколько этого рекомендует здравоохранение.

Согласно проведенному исследованию рекомендуется больше смотреть такие программы, как «Умники и умницы», «Своя игра», интеллектуальное телеказино «Что? Где? Когда?», а также просмотр таких каналов, как «Культура» и Discovery. Поменьше времени тратить на просмотр таких программ, как «Дом-2», различных передач, где проявляется агрессия, насилие и нетрадиционный секс.

На мой взгляд необходимо запретить показ программы «Дом-2». Также необходимо запретить показ различных фильмов в эфире центральных каналов, которые содержат сцены насилия, хотя бы отвести таким фильмам и программам отдельное, «недетское» время. В неделю интеллектуальные программы и шоу идут всего лишь один раз, в то время как негативные программы показывают почти каждый день; над этим необходимо задуматься взрослым, которые следят за этим (работникам телевидения).

Анкета.

1. Сколько часов в день вы смотрите телевизор?

2. Вы изучаете программу телевидения в газетах и выбираете передачи, которые вам интересны?

3. Какие передачи вам наиболее интересны (музыкальные, спортивные, образовательные и т.д.)? Напишите вашу любимую передачу.

4. Вы часто забываете про уроки, когда хотите посмотреть телевизор?

5. Вы совмещаете телевидение с другими видами умственной деятельности, таким как учеба, чтение или написание письма?

6. В вашей семье бывают частые ссоры из-за того, какую передачу выбрать и сколько времени проводить у телевизора? Кто чаще всего начинает эти ссоры?

7. Для вас телевидение заменило много других увлечений и способов отдыха, от которых вы получали удовольствие в детстве (например, чтение книг)?

8. Как вы думаете, какой канал на телевидение сейчас наиболее интересен молодежи в возрасте 12-18 лет?

9. Как ваши родители относятся к вашей любимой передаче?

10. Как относитесь к рекламе? Напишите вашу любимую рекламу и рекламу, которая вас раздражает?


Заключение

 

Человек 21 века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом.

Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, — это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом, взаимное влияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей молодежной среды.

Влияние телевидения на воспитание детей и подростков нельзя оценить однозначно. С одной стороны, их коммерциализация приводит к преобладанию на телеэкранах и страницах периодики насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появление новых типов помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Таким образом, телевидение продолжает играть значительную роль в жизни подростка, причем функции, которые оно выполняет, многообразны: это и новости, и интересная информация, и образование, и отдых, и разнообразные развлечения.

Информационное поле нового типа быстрее всего повлияло на молодежь как на наиболее мобильную в культурном отношении группу, попавшую к тому же в ситуацию тотального разрыва с ценностями предшествующего поколения. Молодежь, лишенная традиционно сложившихся на протяжении поколений ориентиров, оказалась подверженной самым разнородным влияниям системы ценностей Запада, которая находится в состоянии идеологического кризиса.

Широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Жестокие сцены, встречающиеся в кинофильмах, нередко влекут за собой рост преступности. Просмотр передач, содержащих сцены насилия, приводит, как это ни печально, к усилению проявлений жестокости в поведении нормальных детей абсолютно всех возрастов, от дошкольников до тинэйджеров.

В наше время завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования иного типа, с другой психикой и телесностью, духовностью и системой эстетических ценностей. Сейчас говорят о "втором коперниканском перевороте”, связанном с проникновением "новых технологий” во все сферы общественной жизни и об опасности ее дегуманизации. В этих условиях задачи воспитания молодежи непосредственно связаны с условиями формирования человека грядущей культуры и цивилизации.

При всей свободе рыночных механизмов, во многом определяющих развитие СМИ, важная роль принадлежит и государственному контролю, который должен сдерживать неумеренную коммерциализацию медиа. Современная молодежь, которой предстоит жить в эпоху новых технологий, — это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества, в котором формирование мнения и ценностных структур непосредственно зависит от СМИ. Чтобы не превратить человека в придаток техники, необходимо развивать творческую индивидуальность молодого человека. Поэтому необходима четкая позиция со стороны правительства как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного молодого поколения, способного достойно встретить вызов будущего.

Список литературы

1. Азбука нравственного воспитания /Под ред. А.И. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1979. – 318 с.

2. Алешина, И. Постиндустриальное общество и международные коммуникации / И.Алешина // Международное сотрудничество, 2000, №1.

3. Берковиц, Л. Агрессия / Л. Берковиц - СПб.: «Прайм-Еврознак», 2001г.- 361с.

4. Булгаков, А.А. Наши неуправляемые подростки / А.А. Булгаков. - М., 2003г.- 384с.

5. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М.Орлова. - М.: Издательство Педагогическое общество России, 2003г.- 512с.

6. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко. - М.: АСТ, 2004. – 480с.

7. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. / Жан Бодрийяр. - М.: Республика; Культурная революция, 2006. – 159с.

8. Бордийяр, Ж. Символический обмен и смерть. / Жан Бодрийяр. – М.: Добросвет, 2000.

9. Бореев, В.Ю., Коваленко, А.В. Культура и массовая коммуникация / В.Ю. Борев, А.В.Коваленко. – М.: Наука, 1986. – 302 с.

10. Борецкий, Р.А. Осторожно, телевидение! / Р.А. Борецкий – М.: Издательство ИКАР, 2002 – 224с.

11. Бурдье, П. О телевидении и журналистике. / Пьер Бурдье. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002.

12. Вартанов, А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. / А.С. Вартанов. - М.: КДУ, Высшая школа, 2003.

13. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. [Текст] / Е.Л. Вартанова. – М.: Аспект Пресс, 2003.

14. Васильева, Л.А. Делаем новости. / Л.А.Васильева. – М.: Аспект Пресс, 2002.

15. Винер, Н. Творец и будущее. / Н.Винер. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2003. – 182с.

16. Влияние современного телевидения на подростков / Х Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского – Режим доступа: https://2003.vernadsky.info/works/qb/index.html

17. Возрастная психология и педагогика /Под редакцией М. В. Гомезо, М. В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 1984

18. Возрастная и педагогическая психология /Под редакцией А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 2004. – 346с.

19. Воробьев, Г.Г. Молодежь в информационном обществе. / Г.Г.Воробьев. - М.: Молодая гвардия, 1990. – 255 с.

20. Голядкин, Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. / Н.А.Голядкин. – М.: Аспект Пресс, 2004.

21. Засурский, Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации / Я.Н. Засурский // Информационное общество, 1999, вып.1. С. 36–40.

22. Зелинский, С.А. Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием / С.А. Зелинский. – Режим доступа: https://psyfaktor.orq/lib/zelinski2_00.htm

23. Ковалева, И.А. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / И.А.Ковалева //Социологические исследования.- 2003.-№ 1.

24. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С.Кон. - Москва, 1975

25. Лакан, Ж. Телевидение. / Жан Лакан. – М.: ИТДК «Гнозис», Издательство «Логос», 2000.

26. Луков, В.А. Особенности молодежных субкультур в России / В.А.Луков // Социологические исследования, 2002. - № 10.

27. Матвеева, Л.В. Психология телевизионной коммуникации. / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В.Мочалова. - М.: РИП-холдинг, 2002. – 132с.

28. Очерки по истории Российского телевидения – М.: Вокресенье, 1999. – 344с.

29. Пацлаф, Р. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на детей / Р.Пацлаф. – Режим доступа: https://www.qumer.info/bibliotek_buks/Psihol/Pac/index.php

30. Поберезникова, Е.В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения. / Е.В. Поберезникова. – М.: Аспект Пресс, 2004.

31. Почепцов, Г.Г. Теория и практика коммуникации. / Г.Г. Почепцов. – М., 1998.

32. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Под редакцией проф. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1982

33. Проблемы медиапсихологии. - М.: «РИП-холдинг», 2002. – 146с.

34. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. - С. 21.

35. Рашкофф, Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. / Д.Рашкофф. - М.: Ультра. Культура, 2003. – 166с.

36. Саппак, В. Телевидение и мы. Четыре беседы. [Текст] / В.Саппак. - М.: «Искусство», 1988. – С. 16.

37. Сивулка, Дж. Мыло, секс и сигареты. / Дж. Сивулка. - СПб: Питер, 2002. – 341с.

38. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

39. Трубицына, Л.В. Средства массовой информации и психологическая травма / Л.В. Трубицина; Сост. Е.Е. Пронина // Проблемы медиапсихологии. - М.: РИП Холдинг, 2002 г. - 352 с.

40. Федоров, А.В. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США / А.В.Федоров //США-Канада: Экономика, политика, культура. - 2004. - N 1. - С.77-93.

41. Юровский, А. Телевидение — поиски и решения. / А. Юровский. - М.: Искусство, 1983.


· Зелинский С.А., 2008

·· Зелинский С.А., 2008

· Засурский Я.Н.Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество, 1999, вып.1. С. 36–40.

· Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2002, С. 86

· Практикум по возрастной и педагогической психологии /под редакцией проф. А. И. Щербакова, Москва,1982, С. 345

·· Кон И.С. Психология юношеского возраста.- М, 1975

· Пацлаф Р. Застывший взгляд, 2007

· Влияние современного телевидения на подростков /Х Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского, 2007

·· Сивулка Дж. Мыло, секс и сигареты. СПб: Питер, 2002. – С. 341.

· Федоров А.В. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США//США-Канада: Экономика, политика, культура. - 2004. - N 1. - С.77- 93

· Федоров А.В. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США//США-Канада: Экономика, политика, культура. - 2004. - N 1. - С.77-93.

·· Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! – М.: Издательство ИКАР, 2002 – С. 124–126.

· Трубицына Л.В. Средства массовой информации и психологическая травма// Проблемы медиапсихологии/ Сост. Е.Е.Пронина. - М.: РИП Холдинг, 2002 г. - 352 с.

· Федоров А.В. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США//США-Канада: Экономика, политика, культура. - 2004. - N 1. - С.77-93.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: