Значение иллюстративных пособий.




Рассказ воспитателя.

 

Рассказ воспитателя о различных предметах и явлениях природы значительно расширяет знания детей. Однако живое слово всегда должно опираться на конкретные представления. Рассказывать надо образно и красочно, употребляя слова, зна­комые и близкие детям.

В средней, старшей и подготовительной к школе группах рас­сказ воспитателя занимает большее место, чем в младших Он до­полняет наблюдения детей и знакомит их с такими объектами и


явлениями, которые не могут быть непосредственно восприняты ими (с местами зимовки птиц, с жизнью диких животных и т. д.). Очень часто рассказ сопровождается демонстрацией картин, диа­фильмов или немых кинофильмов. С этой целью можно использо­вать серии картин, выпущенные для детских садов.

Иногда возникает необходимость дополнить наблюдения детей рассказом. Так, например, во время прогулки дети видят муравей­ник, в котором копошатся муравьи. «Что они делают?» — спраши­вают дети. «Давайте посмотрим»,— предлагает воспитатель. В процессе наблюдений он объясняет, куда ползут муравьи, что они тащат. После короткого наблюдения за муравьями воспита­тель рассказывает о жизни муравьев более подробно.

Чтение художественных произведений.

 

При чтении художест­венных произведений у детей накапливаются знания о природе, воспитывается интерес и любовь к природе, развивается чувство красоты.

Используя художественное слово, надо умело сочетать его с непосредственными восприятиями детей. Некоторые литературные произведения могут быть даны детям лишь после наблюдений в природе — в лесу, на лугу, в поле. Например, «Зимнюю пирушку» Н. Павловой следует читать детям толькопосле того, как они не­однократно наблюдали зимой разные деревья и различал» их по внешнему виду.

Иногда чтение предшествует наблюдению. О значении такого чтения очень хорошо говорит С. Т. Аксаков в произведении «Дет­ские годы Багрова-внука», вспоминая себя пятилетиим ребенком: «Я читал свои книжки с восторгом... В детском уме моем произо­шел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Я узнал в «рассуждении о громе», что такое молния, воздух, об­лака; узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее. Муравьи, пчелы и особенно бабочки со своими пре­вращениями из яичек в червяка, из червяка в хризалиду и, нако­нец, из хризалиды в красивую бабочку — овладели моим внимани­ем и сочувствием; я получил непреодолимое желание все это на­блюдать своими глазами».

Художественное описание уже знакомых растений, животных или явлений природы делает восприятие детей ярче, вызывает ин­терес к наблюдению. Так, например, после слушания очерка М. Пришвина «Золотой луг» дети начинают обращать внимание на вид луга в разное время дня. и при разной погоде. Они рас­сматривают одуванчики и замечают изменения в форме их цветка,- когда он открывается и закрывается.

Художественное описание незнакомых растений и животных, которое опирается на уже имеющиеся у детей наблюдения и об­щие представления, создает новый образ, помогающий найти опи­сываемый объект в природе. Например, воспитатель читает или рассказывает детям сказку Н. Павловой «Как облачко». На еле-


дующей прогулке дети отыскивают цветы подмаренника, признаки которых описаны в сказке. 1

 

Беседы.

 

Беседа состоит из вопросов воспитателя и ответов на них детей. Это ценный метод уточнения и расширения уже имею­щихся знаний, увеличения словаря детей и развития у них связной речи. В беседе воспитатель руководит мышлением ребенка при по­мощи вопросов. Количество и порядок их зависят от задач кото­рые решаются на данном занятии, и от возраста детей. Вопросы нужно составлять так, чтобы в них учитывался опыт детей и ак­тивизировалось мышление. Беседа может быть вводной итого­вой или связанной с наблюдениями и приобретением новых знаний.

Вводная беседа очень коротка и ставит своей целью свя­зать имеющиеся знания детей с получением новых, создать инте­рес к ним. Такие беседы проводят в старшей и подготовительной к школе группах перед экскурсией или практической деятельно­стью детей.

Самой распространенной и применяемой во всех группах явля­ется беседа, которая сопровождается наблюдениями детей или рассматриванием картин. Она входит как элемент почти во все за­нятия, экскурсии, дидактические игры.

Наиболее трудными считаются беседы итоговые. Их проводят только в старшей и подготовительной к школе группах. Беседы строятся на знакомом детям материале и имеют цель уточнить и обобщить их знания, полученные в процессе наблюдений и труда.

Бот пример итоговой беседы в старшей группе. Она проводится после наблюдений над осенними явлениями в природе и прослу­шивания детьми стихотворений и рассказов об осени. В такой бе­седе можно предложить следующие вопросы: какое сейчас время г°Да- Какая была погода, когда мы ходили в лес (парк)? Что ста­ло осенью с листьями на деревьях? Что мы слышали в лесу (парке) осенью? Каких птиц мы видели в лесу (парке)? Куда девались скворцы, грачи, ласточки? Почему они улетели? Куда девались бабочки, жуки, пауки? Что мы собирали в лесу (парке) осенью? Что делают осенью на огороде? Кому нравится осень? Почему?

Вопросы должны оживлять в памяти детей полученные пред­ставления и подвести их к понятию «осень». Закончить беседу можно чтением знакомых стихотворений, загадками.

Детям подготовительной к школе группы можно предложить та­кие вопросы: почему ты думаешь, что наступила осень? Почему улетели птицы? Почему исчезли насекомые? Почему увяли расте­ния?.. Постановка вопросов заставляет ребенка самостоятельно решать умственную задачу, опираясь на' свой опыт, свои наблюде­ния подводит его к обобщению, к понятию о данном сезоне.

Беседа должна стимулировать детей на сопоставление фактов улавливание некоторых причинных связей. Этому способствуют вопросы («почему?» и «как ты узнал?»), например: почему зимой на ветках деревьев, которые растут в саду, нет листьев, а на вет­ках в комнате они появились? Как ты узнал, что это береза?


Контрольные вопросы.

 

1. Какое место занимают рассказы и чтение художественных произведений вос­питателя в разных возрастных группах?

2. Как сочетать художественное слово с непосредственными восприятиями?

3. Какое место в ознакомлении детей разных возрастных групп с природой занимают беседы?

 

Значение иллюстративных пособий.

 

Кроме натуральных посо­бий (упоминавшиеся выше растения и животные), в детском саду нужно иметь иллюстративно-наглядные пособия с изображением различных растений, животных и явлений природы.

Иллюстративные пособия используются для ознакомления де­тей с природой в тех случаях, когда предметы и явления ее недо­ступны для непосредственного наблюдения. К таким пособиям приходится прибегать, например, при ознакомлении детей с домаш­ними животными и дикими зверями, отсутствующими в данной ме­стности, но указанными в программе. Кроме того, иллюстрации нужны для уточнения и расширения детских представлений о зна­комых животных, растениях, сезонных явлениях в природе и т. д.

5. Требования к содержанию и оформлению иллюстративных по­собий.

 

Картины, диафильмы, кинофильмы, отображающие приро­ду, должны вызывать у детей чувственные восприятия, близкие к восприятию действительности. Картины должны быть выполнены художественно и иметь крупные размеры. Кадры диафильмов и кинофильмов, показывающие строение и повадки животных, особенно мелких, нужно давать крупным планом. Животные и ра­стения в этих пособиях должны быть показаны в естественных условиях жизни. Картины могут быть сюжетными и отображаю­щими только однородные объекты отдельных Животных, растений. Желательно, чтобы в основе диафильмов и кинофильмов лежал небольшой, но запоминающийся сюжет. Кинофильмы могут быть немые и озвученные, сопровождаемые дикторским текстом. Музы­кальное оформление в этих фильмах не обязательно, но нужно, чтобы там были даны звуки природы (шум леса, пение птиц, го­лоса животных).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: