Тема: «Музыка весны»
Ведущая образовательная область: «Художественно-эстетическая»
Направление: «Музыкальная деятельность»
Тип занятия: Фронтальное, интегрированное занятие.
Время реализации: 25м.
Цель: На примере музыкальных произведений о весне показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии.
Задачи:
-Передавать впечатление о музыке в движениях, на листе бумаги красками.
-Развивать умение анализировать знакомые музыкальные произведения.
-Развивать музыкальную память,творческие способности.
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы, через музыку, поэзию и ИЗО.
Планируемый результат: умеет описывать словами настроение музыкального произведения, умеет перевоплощаться в музыкально игровом творчестве, умеет изображать на ДМИ характер музыки, умеет передавать впечатление о музыке в движениях, на листе бумаги красками.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», «Познание», «Речевое»
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, музыкально-художественная,ИЗО.
Материал и оборудование: ноутбук, колонки.
Аудиозапись произведений: «Весна» А.Вивальди, «Апрель.Подснежник» П.И. Чайковский.
Репродукция картины «Март» И. Левитана.
Музыкальные инструменты: барабан, бубен,флейта.
Листы бумаги,кисти,акварельные краски, баночки с водой, подставки под кисти.
Предшествующая работа:
Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Март», портретов композиторов П.И. Чайковского, А. Вивальди.
Слушание и анализ фрагментов музыкальных произведений «Песня жаворонка» П.И. Чайковского; «Жаворонок» М.Глинки, сл. Н.Кукольника.
Чтение стихотворений о весне Е.Баратынского,С.Есенина, Ф.Тютчева.
Разучивание песни «Весна» И.Меньшова.
Этапы деятельности | Деятельность музыкального руководителя. | Деятельность детей. | |
Мотивационно-побудительный. Вводная часть. Валеологическая песенка-распевка. | Дети входят в зал под музыку Ю.Слонова «Хоровод цветов» - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть в хорошем настроении в этот весенний день. Сегодня когда я пришла в группу я увидела среди музыкальных инструментов краски, кисточки и бумагу. Как вы думаете что же мы будем делать на музыкальном занятии? -Верно. Мы будем не только петь, играть на ДМИ, но и рисовать. А что будем рисовать вы узнаете позже. -А сейчас давайте поприветствуем друг друга. Звучит фонограмма музыкального приветствия О.Н.Арсеневской «Доброе утро!» -Доброе утро! -Улыбнись скорее! -И сегодня весь день -Будет веселее. -Мы погладим лобик, -Носик и щёчки, -Будем мы красивыми, -Как в саду цветочки! -Разотрём ладошки сильнее, сильнее. -А теперь похлопаем смелее, смелее. -Ушки мы ещё потрём -И здоровье сбережём, -Улыбнёмся снова, -Будьте все здоровы. | Дети по одному входят в групповую комнату прогулочным шагом и проходят к своим стульям. -Дети высказывают своё предположение. -Поворачиваются к друг другу. -Разводят руки в стороны. -Хлопают в ладоши. -Выполняют движения по тексту. -Постепенно поднимают руки вверх, выполняя фонарики. -Движения по тексту. -Разводят руки в стороны. | |
Организационно-поисковый. Слушание: Повторное прослушивание. Музыкально-игровое творчество. Игра на ДМИ. Чтение стихотворения. Слушание: ИЗО. | -Ребята наступает весна. Как вы думаете, можно ли изобразить её приход? -Каким способом? -А словами? -А что же музыка? Как вы думаете, можно ли с помощью семи нот выразить радость, грусть, торжество, печаль? -Конечно можно. Потому что музыка, как и другие виды искусства взаимосвязаны, дополняют друг друга. Попробуем понять как же музыка может быть связанна с поэзией, живописью, и как многообразно она может воспеть весну. Я предлагаю вам послушать фрагмент пьесы А. Вивальди «Весна». -Какое настроение передаёт музыка? О чём она рассказывает? Какие картины вы представили, когда слушали эту музыку? -Ребята послушайте ещё раз, как беззаботно поёт скрипка, словно птица. -Но вдруг музыка изменилась, стала мрачной и тревожной. Как вы думаете, что же могло случится, что хотел нам рассказать композитор? -Ребята возможно подул сильный ветер и началась гроза. -Давайте поиграем: Девочки будут птичками, которые радуются приходу весны и вьют себе гнёзда. -Мальчики будут грозой с сильным ветром и дождём и при помощи музыкальных инструментов (барабана, бубна, флейты) передадут изменения в настроении музыки. Звучит музыка. -Ребята вы все молодцы. Давайте с вами представим что мы перенеслись на лесную полянку с помощью знакомой нам уже картины. - Как она называется? -Кто написал эту картину? -Вот как художник изобразил приход весны на холсте при помощи красок. А хотите послушать как же красиво воспел весну поэт А.К.Толстой? -Вокруг уж снег последний в поле тает, Тёплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес в зелёный дым одетый, Тёплых гроз нетерпеливо ждёт; Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и любит и поёт… -Один первый весенний цветок особенно любят поэты, музыканты. Он очень хрупкий и нежный, и именно о нём сказал поэт: «И кувшинчик синий расцветает». Как вы думаете, о каком цветке я говорю? -Правильно. Это подснежник- первый цветок, который появляется из под снега. -А вы знаете что великий русский композитор П.И.Чайковский написал музыку об этом цветке? -Давайте вернёмся с лесной поляны и послушаем фрагмент музыки «Подснежник» из пьесы «Апрель» П.И.Чайковского. -А сейчас ребята вы отправитесь в художественную мастерскую,присядете за столы и будете рисовать свою музыку весны. Проводится анализ детских работ. -Какие краски вы использовали? -Почему в основном преобладают светлые тона? | Ответы детей. Дети высказывают свои предположения. Ответы детей. Дети внимательно слушают фрагмент пьесы А. Вивальди «Весна». Ответы детей. (Музыка торжественная, светлая, праздничная.) Дети высказывают свои предположения. Дети импровизируют. Дети подходят к репродукции «Март» «Март» И.Левитан. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Дети внимательно слушают фрагмент музыки «Подснежник». Дети садятся за столы на которых лежат приготовленные альбомные листы, акварельные краски, кисточки и под музыку изображают приход весны. Дети высказывают своё мнение. | |
Рефлексия. Заключительная часть. Пение. | -Молодцы ребята вы все очень хорошо работали и сумели по своему нарисовать музыку весны. -Ребята так через какие виды искусства можно выразить приход весны? -Правильно, поэты воспевают весну в стихах словами,художники красками в картинах, а композиторы в музыкальных произведениях. А закончим мы наше занятие знакомой песней о весне. Звучит песня «Весна» муз. и сл. И.Меньших. До свидания ребята, до новых встреч. Под весёлую музыку дети выходят из группы. | Дети высказывают своё предположение. Дети исполняют песню «Весна» | |