Состояние земельного фонда в 47 губерниях Европейской России в 1905 г.




МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТУР

Класс

Максимальная оценка – 100 баллов

Время на подготовку – 2 часа

I тур — 1 час 30 минут — (максимальная оценка — 85)

1. Дайте краткое обоснование ряда (3 балла):

1. А. С. Шишков, С. Н. Глинка, Ф. В. Ростопчин, -________________________________

_____________________________________________________________________________

2. 1906 г., 1907 г., 1912 г., 1917 г.-_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Г. В. Чичерин, М. М. Литвинов, В. М. Молотов -_________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Дайте краткое обоснование ряда и вычеркните лишнее (3 баллов):

1. 1700 г., 1741 г., 1757 г., 1788 г.-_________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. А. П. Румянцев, А. В. Суворов, В. В. Долгорукий, Г. А. Потемкин -_________________

_____________________________________________________________________________

3. 1804 г., 1835 г., 1855 г., 1863 г.-________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Соотнесите условное наименование операции с её «географическим» названием и сроками проведения (6 баллов):

1. «Багратион» а. Белгородско-Харьковская операция (январь – февраль 1943 г.)

2. «Звезда» б. Белгородско-Харьковская операция (июль-август 1943 г.)

3. «Малый Сатурн» в. Брянско-Орловская операция (июль-август 1943 г.)

4. «Кутузов» г. Окружение немецких войск под Сталинградом (ноябрь 1942)

5. «Румянцев» д. Белорусская операция (июнь-август 1944 г.)

6. «Уран» е. Наступление советских войск к р. Дон и отражение немецких

деблокирующих действий под Сталинградом (декабрь – январь

1943 г.)

Кодовое название операции            
Операция, сроки её проведения            

 

4. Дайте современные названия следующих географических областей и объектов (4 балла):

1. г. Екатеринодар - ____________________ 2. г. Екатеринослав - __________________

3. Угорские горы - _________________ 4. «Дышащее море» - __________________

5. Разведите понятия (6 баллов):

Термин Общее Различное
Черносошные крестьяне      
Помещичьи крестьяне    
Термин Общее Различное
Стрельцы      
«Полки нового строя»    

6. В истории существует немало устойчивых выражений. Дайте определение некоторым из них (5 баллов):

1. «Антипартийная группа» - ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. «Арзамасцы» - _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. «Курская дуга» - __________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. «Младосимволисты» - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. «Полоса признаний » - ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Заполните пропуски в тексте (6 баллов):

«В предвоенный период (1939-1940 гг.) происходит значительное продвижение на запад границ Советского Союза. 17 сентября 1939 г. в результате освободительного похода Красной Армии в состав СССР вошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии, отторгнутые в пользу Польши по ____________________ (1) договору, подписанному в марте _______ г. (2). Вслед за этим, в ноябре 1939 г. вспыхнула советско-финская война, получившая также название «___________________ (3) войны». В ходе неё советским войскам пришлось прорывать сильноукрепленную оборонительную полосу финнов – «_____________________________» (4). По итогам этой войны к СССР отошли значительные территории к западу от Ленинграда, и была образована 16-я советская республика в составе СССР - __________________ (5). В июне 1940 г. войска РККА предприняли освободительный поход в __________________________ (6), отторгнутую Румынией в 1918 г. Наконец, осенью 1940 г. в состав СССР были включены три прибалтийских государства – Эстония, Латвия, Литва».

8. Краеведение. Соотнесите литератора XIX в. с имением, в котором он творил (4 балла):

1. Боратынский Е. А. а. Даровое

2. Достоевский Ф. М. б. Мураново

3. Вяземский П. А. в. Середниково

4. Лермонтов М. Ю. г. Остафьево

5. Пушкин А. С.

Литератор          
Усадьба          

9. Да или нет? Неправильные суждения исправьте (3 балла):

1. Идея создания военных поселений принадлежала А. А. Аракчееву _________________

_____________________________________________________________________________

2. Тяжелая промышленность в России была создана только в правление Александра Второго (1855-1881 гг.)____________________________________________________________

3. Экономическое развитие начала XX века характеризуется преобладанием синдикатов над остальными формами монополистических объединений, что говорит о среднем уровне развития капитализма __________________________________________________________

10. Назовите даты (точный год) следующих событий (5 баллов):

1. Когда Россия построила первую крепость-порт на Балтийском море- ________ г.

2. С которого прекратила функционировать «Избранная рада» - __________ г.

3. Когда на Руси избрали первого патриарха - _________ г.

4. В котором началось российско-турецкое противостояние в Причерноморье - ________ г.

5. Когда Средняя Азия окончательно вошла в состав Российской империи - _________ г.

11. Кратко ответьте на вопросы (4 балла):

1. Известно, что сокращенное название членов Конституционно-демократической партии – кадеты. Однако у этого слова в дореволюционной России было и еще одно значение. Какое? __________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Известно, что пионеры в СССР – члены детско-юношеской коммунистической организации. Однако, в XVIII-XIX вв. в России у этого слова было совершенно другое значение. Какое? ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Известно, что в 1054 г. внутри Христианской церкви произошел раскол на католиков и православных. В итоге это вылилось в многовековую борьбу двух ветвей христианства. Скажите, а как называли в XII-XVII вв. а) католики православных; б) православные католиков?______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


12. Ниже дана таблица. Ответьте на вопросы к ней (6 баллов):

Состояние земельного фонда в 47 губерниях Европейской России в 1905 г.

Собственники земли Площадь, находящаяся в их распоряжении Распределение земли среди категорий крестьян Средний размер земельного надела на одну семью
В собственности помещиков 47 млн. десятин _ 471 десятина
В собственности крестьянских хозяйств, в том числе 136, 4 млн. десятин 100 % -
Крестьянская община 99,6 млн. десятин 73 % 11 десятин
Казаки 15 млн. десятин 11 % 53 десятины
Подворные землевладельцы 20,5 млн. десятин 15 % 7,5 десятин
Не была распределена 1,3 млн. десятин 1% -

1. С Вашей точки зрения, достаточно ли обеспечены землей большинство крестьянских хозяйств по состоянию на 1905 г.? Почему?_______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему обеспеченность казаков землей в несколько раз выше, чем у остальных категорий крестьянства? ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Исходя из данных таблицы, куда больше земель, пригодных для сельскохозяйственного оборота, находилось в руках крестьян, а не помещиков. Почему же крестьянство требовало передела земли? ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как Вы думаете, какие показатели изменились в данной таблице в ходе проведения аграрной реформы П. А. Столыпина 1906-1914 гг.? Свой ответ объясните. ______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему (5 баллов):

«Во всех ротах, батальонах, полках … немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов…

Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т. п., и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т. д. Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов, в частности, обращение к ним на «ты», воспрещается…»

1. Назовите документ, отрывок из которого перед Вами____________________________

____________________________________________________________________________

2. Назовите точную дату создания документа _____________________________________

3. Назовите авторов/автора данного документа ____________________________________

4. В результате каких процессов в России стало возможным написание этого документа? _

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. К каким последствиям привело опубликование и прочтение в войсках этого документа?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Соотнесите события отечественной и всемирной истории (разница в датах в пределах двух лет) (3 балла):

1. Начало Гражданской войны в США а. Советско-польская война

2. Версальский мирный договор б. Полет Ю. А. Гагарина в космос

3. «Год Африки» в. «Пражская весна»

4. «Гуамская доктрина» Р. Никсона г. Окончание II пятилетки

5. Оккупация Италией Абиссинии д. Отмена крепостного права

Событие отечественной истории          
Событие всемирной истории          

Ниже даны изображения советских полководцев в 1918-1945 гг. Разделите их на 2 группы по 3 полководца. Дайте критерий выделения групп. Назовите полководцев (7 баллов).

1. 3. 5.

2. 4. 6.

Название группы (критерий выделения)    
Номера полководцев (в скобках назовите их) _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________

16. В следующем году мы отмечаем 70-летие коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, а также предшествовавших этому тяжелых оборонительных боев 1942 г. В связи с этим внимательно прочитайте следующий отрывок из поэмы А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом». Ответьте на вопросы и вставьте слова в пропуски (4 балла):

Я убит подо Ржевом, Подсчитайте, живые,

В безымянном болоте, Сколько сроку назад

В пятой роте, на левом, Был на фронте впервые

При жестоком налете. Назван вдруг ___________________ (1)

 

Я не слышал разрыва, Фронт горел, не стихая,

Я не видел той вспышки, – Как на теле рубец.

Точно в пропасть с обрыва – Я убит и не знаю,

И ни дна, ни покрышки. Наш ли Ржев наконец?

 

И во всем этом мире, Удержались ли наши

До конца его дней, Там, на Среднем ______________ (2)?..

Ни петлички, ни лычки Этот месяц был страшен,

С гимнастерки моей. Было всё на кону.


1. Какой «месяц был страшен» в 1942 г.? Объясните почему. ________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какой операции Великой Отечественной войны посвящена эта поэма? Как эта операция повлияла на начало коренного перелома в войне? _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 2012 г. исполняется 250 лет с момента подписания Манифеста о вольности дворянской. В связи с этим распределите положения этого указа, а также указа 1785 г. о правах дворянства в таблицу (4 балла).

1. Монопольное право собственности на крестьян и на землю

2. Освобождение от подушной подати

3. Отмена обязательной военной службы

4. Освобождение от телесных наказаний

5. Право поступать на иностранную военную службу

6. Право торговли и мануфактур

7. Право ухода в любое время в отставку

8. Необходимость получения образования

9. Освобождение от рекрутских наборов

 

Положения Манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» 1762 г. Положения Жалованной грамоты дворянству 1785 г.
   


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: