ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС




Данная область регулируется Федеральным законом от 22 августа 1995г № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Под аварийно-спасательной службой понимаются органы управления, силы и средства, т.е. единая система, предупреждающая и ликвидирующая ЧС. Аварийно-спасательное формирование – это своего рода организация, проводящая аварийно-спасательные работы, куда входят спасатели со всеми необходимыми техническими средствами. Под аварийно-спасательными работами понимаются – спасение людей, ценностей, природы от ЧС, ее локализация, для чего требуется специальная подготовка, экипировка спасателей. К ним относятся: разведка участков работ, тушение пожаров по мере движения, розыск пораженных и извлечение из-под завалов, зданий, из загазованных и задымленных помещений, эвакуация людей, санитарная обработка пораженных и т.д. Неотложные работы при ликвидации ЧС – обеспечение аварийно-спасательных работ, оказание всех видов помощи людям, создание минимальных условий для жизни и здоровья людей, условий для последующих восстановительных работ. Аварийно-спасательные средства – это различного типа продукция, помогающая проведению аварийно-спасательных работ. Законодатели среди прочего определили задачи аварийно-спасательной службы: поддержание органов управления, всех сил и средств в постоянной готовности, контроль за готовностью обслуживаемых объектов, ликвидация ЧС на них, а также участвуют и разрабатывают соответственные планы и проводят экспертизу проектов, контролируют соблюдение необходимых требований по предупреждению ЧС, готовят решения о создании, размещении, определении своих структур и о необходимых для них ресурсов, разрабатывают и производят аварийно-спасательные средства, осуществляют надзор по защите населения и местности от ЧС, пропагандируют знания в этой сфере и подготавливают к нужным действиям население, занимаются нормотворческой деятельностью, вырабатывают предложения, касающиеся своей деятельности, органам государственной власти и т.д.

Аварийно-спасательные службы и формирования действуют на основе российского законодательства. В свою очередь руководство ими предполагает безусловное выполнение их работниками приказов и распоряжений. Не допускается в их деятельности прекращение работы вследствие возникновения разногласий. Данные структурные подразделения на договорной основе могут обслуживать конкретные объекты и территории. Их готовность к выполнению своих задач и обязанностей проверяется в ходе аттестации и проверок. В случае, если служба или формирование их не прошла, то к проведению аварийно-спасательных и обслуживающих работ они не допускаются. Аварийно-спасательные службы и формирования привлекаются в соответствии с планами ликвидации ЧС, взаимодействие в данной области на других объектах, при возникновении ЧС, решением уполномоченных органов власти и должностных лиц. Руководители ликвидации ЧС руководят всеми силами и средствами для этих целей. Теми из них, кто прибыл в зону ЧС первыми считаются руководители аварийно-спасательных служб (формирований) и исполняют соответствующие полномочия до прибытия действующих руководителей ликвидации ЧС, решения которых будут обязательными для всех находящихся в зоне ЧС. Никто не имеет право вмешиваться в их работу. Полномочия указанного руководителя определяются органами исполнительной власти всех уровней. В экстренных случаях руководитель может сам принять какое-либо решение, например, по эвакуации, остановке работы объекта, проведение на них необходимых работ, ограничение доступа людей в зону ЧС. Руководитель обязательно информирует о своих решениях вышестоящие органы, но и сам имеет право на достоверную информацию о ЧС. Все расходы служб и формирований возмещаются по договорным условиям или частью средств на ликвидацию ЧС. Так же им оказывается содействие в лице органов власти, организаций. При следовании в зону ЧС транспорт спасателей (имеющий особую раскраску и звуко-световые сигналы) может беспрепятственно проезжать на любом участке следования и вне очереди обеспечиваться горюче-смазочными материалами. Важно отметить, что аварийно-спасательные службы и формирования, работающие по договорам несут перед организациями ответственность за свои неправильные действия. Координация деятельности данных служб организуется для привлечения сил и средств по ликвидации ЧС, проведения единой государственной политики в этой области, выработки согласованных правовых вопросов, единообразие правовой базы, взаимодействия между службами и другими силами, ликвидирующих ЧС, решение вопросов подготовки участвующих в проведении этих работ, осуществляется специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом управления при органах исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Специальная обработка – часть ликвидации последствий нападения противника с применением оружия массового поражения, заражающего ОВ, РВ и бактериальными средствами все вокруг, включая людей. Обработка может быть частичной (возможность действия без средств защиты кожи) и полной (без средств защиты кожи и органов дыхания). Работы по обеззараживанию включают в себя дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию.

Дезактивация – это работа по удалению РВ со всех зараженных поверхностей, проводится когда уровень радиации вследствие заражения выше нормы. Она может быть частичной и полной, а также различают по способам проведения. Механический способ подразумевает удаление РВ с зараженных поверхностей, а физико-химический – смывание с них РВ растворами различных препаратов. Дезактивация проводится как с применением воды, так и с добавлением в нее повышающих эффективность добавок в виде порошков, которые при постоянном помешивании добавляются в воду. Растворы с поверхностно-активными и комплексообразующими веществами дезактивируют транспортные, технические средства, поверхности зданий, оборудования при заражении 200 мР/ч и более. Дезактивация проводится струей воды, растворами, протиранием смоченной в бензине, газокапельным потоком – для транспорта. Здания же снаружи обмываются сверху водой, а внутри обмываются растворами, начиная с потолка. С асфальта и бетона РВ смываются струей воды или с метанием специальными машинами. Дороги, территория без твердого покрытия дезактивируются путем срезания грунта толщиной 5-10 см. дорожными машинами, засыпкой незараженным грунтом (8-10 см), перепахиванием на глубину до 20 см., устройством специальных настилов, уборкой снега и льда. Вода дезактивируется фильтрованием, перегонкой, отстаиванием, ионообменными смолами. Продовольствие обрабатывается, либо заменяется тара или снимается зараженный слой. Готовая зараженная пища и хлеб просто уничтожаются.

Под дегазацией понимается разложение ОВ до нетоксичных продуктов и их удаление с зараженной поверхности специальными техническими средствами, водой, органическими растворителями, различными моющими средствами. Дегазация так же может быть полной и частичной. Дегазирующие вещества реагируют с ОВ, превращая их в нетоксичные и разделяющиеся на вещества окислительно-хлорирующего действия (гипохлориты, хлорамины)- для дегазации ОВ типа иприт и Ви-газов и щелочные вещества (едкие щелочи, сода, аммиак, аммонистые соли), применяемые в виде растворов, дегазирующих ОВ типа зоман. Вспомогательными веществами могут выступать моющие средства в виде водных растворов (летом) и в аммиачной воде (зимой), не обезвреживающие ОВ, но помогающие их быстрому удалению. Транспортные и технические устройства обрабатываются растворами в зависимости от типа ОВ специальными техническим средства или смоченной в растворе кистью. Раствор в некоторой степени может заменить бензин, керосин. При заражении ОВ и РВ вначале поверхности дегазируются, а если степень заражения высока, то затем и дезактивируются. Нормы расходов дегазирующих средств зависят от способа дезактивации и вида технических средств. Территория дегазируется химическим способом (полив, рассыпание дегазирующих средств) и механическим способом (срезание слоя почвы, снега, использование настилов). Зараженные кожно-нарывными и нервно-паралитическими ОВ территории с твердым (асфальт, бетон) покрытием обрабатываются раствором хлорной извести, зараженные нервно-паралитическими ОВ – щелочным раствором. Дезинфекция предусматривает ликвидацию возбудителей заразных болезней, которая делится на профилактическую, текущую и заключительную дезинфекцию. Первая проводится населением до возникновения угрозы с помощью бактерицидных средств. Текущая включает меры общеобязательные по выполнению санитарно-гигиенических действий в очаге инфекционного заболевания, обеззараживание предметов окружающей среды и выделений человека. Заключительная дезинфекция в очагах осуществляется специальными группами людей после госпитализации больного или его смерти. Различают химический, физический, механический и комбинированный способ проведения дезинфекции. Первый из них включает в себя ликвидацию болезнетворных микробов и токсинов дегазирующими веществами путем поливки территории растворами и суспензиями. Второй способ подразумевает кипячение белья, посуды, уборочного материала, вещей больного и чаще применяется при кишечных инфекциях Механический способ включает в себя те же приемы что и при дегазации.

В дополнение к вышеперечисленным специальным способам обработки существует и санитарная обработка – меры по ликвидации заражения у людей РВ, ОВ и бактериальными средствами. Ее целью является предотвращение распространения инфекции за пределы зоны биологического заражения, снижение поражения людей. Санитарная обработка может быть полной и частичной. Частичная включает в себя механическую очистку и обработку открытых участков тела, поверхности одежды, обуви, средств индивидуальной защиты или протирания с помощью индивидуальных противохимических пакетов, является временной мерой. Полная санобработка – это обеззараживание человеческого тела, обмывка со сменой белья и одежды, применяемая к личному составу формирований, эвакуированием людей из зоны заражения. Ее проводит служба санобработки ГО, а в частности стационарные обмывочные пункты и специальные обмывочные площадки, предусматривающие наличие регулировочного поста, площадки орошения верхней одежды и обуви, раздевальни, обмывочной, одевальни, помещение для хранения одежды – «грязная» половина, обменного фонда одежды и обуви, медпункта, комнаты матери и ребенка, личного состава пункта, хозкладовой, туалета – «чистая» половина. Перед входом в раздевальню необходимо снять средства защиты кожи, верхнюю одежду, головной убор, перейдя в раздевальное помещение снимается обувь, белье, средства защиты органов дыхания. Волосистая часть головы и кожа смачиваются дезинфицирующим раствором. Одежда, обувь и защитные средства также обеззараживаются. В одевальне обрабатываются слизистые оболочки, выдается обеззараженная или из фонда одежда, обувь, средства защиты дыхания и документы. Обеззараживание производится несколькими способами: камерный, газовый способ, кипячение, замачивание в растворе, во время стирки в стиральной машине, а также парами формальдегида.

 

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

Изученный мною курс «Безопасность жизнедеятельности» позволил мне многое узнать из теоретических и практических знаний в этой области. Образованному человеку, каким я хочу стать, просто необходимо иметь базовые знания по защите собственной жизни от опасностей, которые готовит нам природа и другие люди. Как известно, нет хорошей практики без хорошей теории, а значит в экстренной ситуации имеющий знания по этому курсу человек быстро сориентируется, не растеряется и его действия будут лишь способствовать ликвидации последствий стихийного бедствия, аварии, катастроф, в случае заражения местности ОВ, РВ и бактериальными средствами.

 


 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994г № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и технологического характера».

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994г № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

3. Федеральный закон от 22 августа 1995г № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

4. Федеральный закон от 9 января 1996г № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».

5. Федеральный закон от 31 мая 1996г № 61-ФЗ «Об обороне».

6. Федеральный закон от 21 июля 1997г № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

7. Федеральный закон от 12 февраля 1998г № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

8. Указ Президента РФ от 8 мая 1993г № 643 «О гражданской обороне».

9. Постановление Правительства РФ от 16 января 1995г № 43 «О федеральной целевой программе «Создание и развитие РСЧС».

10. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995г № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ».

11. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1995г № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС».

12. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995г № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» в редакции Постановления Правительства РФ от 22 апреля 1997г № 462.

13. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996г № 924 «О силах РСЧС».

14. Постановление Правительства РФ от 9 января 1997г № 26 «О создании российского центра подготовки спасателей».

15. Постановление Правительства РФ от 24 марта 1997г № 334 «О порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

16. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996г №1094 «О классификации ЧС природного и техногенного характера».

17. Атаманюк В.Г. ГО. Учебник – М. Воениздат, 1987г

18. Костров А.М. ГО. Учебник – М, 1991г.

19. Журнал «Государство и право» № 1 1998г, №3 1998г

20. Радиация. Дозы, эффекты, риск. – М. «Мир» 1988г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: