Диагностика эффективности урока




Общая диагностика оценка и самооценка эффективности урока по результатам анализа осуществляется по следующим пяти направлениям (по В. П. Симонову):

1. Оценка основных личностных качеств преподавателя.

1.1. Знание предмета и общая эрудиция преподавателя.

1.2. Уровень педагогического и методического мастерства

1.3. Культура речи, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

1.4. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися

1.5. Внешний вид педагога, мимика, жесты, культура поведения.

2. Оценка основных характеристик учащихся на занятиях.

2.1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.

2.2. Уровень общеучебных и специальных умений и навыков.

2.3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы.

2.4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.

3. Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся.

3.1. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков.

3.2. Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой).

3.3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации).

3.4. Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.

4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятий.

4.1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности.

4.2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности.

4.3. Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работ.

4.4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе занятия.

4.5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.

4.6. Степень эстетического воздействия проводимого занятия на учащихся.

4.7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия.

5. Оценка цели и результатов проведения занятия.

5.1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия.

5.2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.

5.3. Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились).

5.4. Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию).

5.5. Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что способствовало их развитию). [3]


2.3. Разработка личностно ориентированных уроков
для обучающихся 7-х классов по предмету информатика

 

Урок-игра «Весёлая информатика»

Данный урок проводится для учащихся 7-х классов в рамках предметной декады информатика. Форма мероприятия предполагает соревнование, что развивает дух здорового соперничества.

Игра проводится между командами двух 7–х классов. В каждой команде по 7 человек. В игре задействованы помощники из учеников обоих

классов, зрители. Ведущий – учитель.

Цель:

- развитие интереса к предмету,

- повторение и закрепление изученного материала,

- развитие творческой активности.

Реквизит:

- песочные часы;

- секундомер;

- таблица итогов;

- корзина для жетонов;

- жетоны (очки).

Оформление:

- на сцене: название мероприятия, таблица «Очки»;

- эмблемы капитанов;

- эмблемы участников.

Этапы проведения:

I. Представление и приветствие команд.

II. Конкурс мимики и жестов.

III. Конкурс «Перекачать информацию».

IV. Конкурс капитанов.

V. Домашнее задание «Сказка о компьютере».

Дорогие зрители и болельщики, уважаемое жюри!

Мы начинаем нашу игру. Тема нашей игры: «Веселая информатика».

Сегодня встречаются 2 команды: команда 7а класса и команда 7б класса.

Представляю членов нашего жюри:

I. «Приветствие».

Сначала жеребьевка определит какая команда будет первой приветствовать нас с вами.

Итак, первой будет открывать нашу игру команда...

Жюри оценивает этот конкурс по 5-бальной системе.

Спасибо командам. Жюри попрошу объявить свои оценки.

Первые оценки команде....

Оценки команде...

Оценки команде...

За первый конкурс команды получают следующие оценки…

II. «Конкурс мимики и жестов»

Приступим к следующему конкурсу «Конкурс мимики и жестов».

Помните анекдот: «Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает:

«Ты что на рыбалку собрался?»

«Да нет, я на рыбалку»

«А я думал ты на рыбалку...»

Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информации должны существовать приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.

Сейчас 2 команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов.

Жюри оценивает конкурс по 5-бальной системе. Задания попрошу получить капитанов у меня. На подготовку командам дается 3 минуты.

Задания:

Изобразить мимикой и жестами:

I команде:

Принтер

Компьютер завис

II команде:

Мышь.

Мальчика, играющего в компьютерную игру

Пока команды готовятся, у меня есть задание зрительному залу. У нас сегодня необычная игра - вы тоже можете принять участие в ней - кто быстрее угадает, тот получит жетон. У кого в конце игры окажется больше всех жетонов, тот получит приз. Прежде чем хотите назвать ответ - поднимайте руку.

Конкурс для зрителей и болельщиков:

Скажите мне, какой язык программирования назван в честь первого программиста?

Устройство визуального отображения информации. (ДИСПЛЕИ)

Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию. (ДИСКОВОД)

Лицо, которое пользуется ЭВМ. (ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ)

Центральный «мозг» компьютера, предназначенный для переработки информации. (ПРОЦЕССОР)

Жесткий диск, предназначенный для постоянного хранения информации, используемый при работе с компьютером. (ВИНЧЕСТЕР)

Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть. (МОДЕМ)

Команды готовы.

Первой выступает команда…

Второй…

Оценки жюри.

Общий балл за два конкурса...

III. Конкурс "Перекачать информацию".

И вот черный колдун взял щепотку священной Пыли Знания и всыпал ее в кубок с огненным напитком. Задымилась влага, потускнели краски. И выпил рыцарь одним глотком этот кубок, и открылись ему все тайны мироздания. Это конец одного из видеофильмов, поклонниками которых являются многие их вас. В этой Пыли Знания была каким-то образом записана вся история цивилизации, т.е. Пыль Знания - это устройство для хранения информации. Для хранения информации в компьютере есть несколько устройств, которые объединяются общим названием "память".

Так в компьютере есть оперативная память и внешняя память.

Задания командам: дискета - это тарелка с водой, вода - информация, стакан - оперативная память. От команды выбрать одного человека - процессор, который будет при помощи ложки перекачивать информацию с дискеты в оперативную память. Жюри оценивает характеристики процессора - быстродействие и какой процессор больше перекачает информации.

Первая команда получит 5 баллов, вторая - 4.

Команды получают оценки. Общий балл...

IV. Конкурс капитанов.

Настало время показать себя капитанам.

1 конкурс.

Чтобы нам получить представление о капитанах, об их способностях в программировании, мы послушаем, какую характеристику они дадут друг другу.

Представление капитанов (2 балла)

2 конкурс.

Эрудит.

Вспомнить и написать, какие языки программирования они знают. (по 1 баллу за каждое слово.)

Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования (2 балла):

Поса шила ф фасе.

Коляманлядаля.

Ответы:

Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие)

Команда. (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)

Капитаны готовы, прошу сдать свои задания на оценку жюри.

Пока жюри подводит итоги, а наша счетная комиссия подсчитывает общий балл, который получили команды за 4 конкурса, для вас конкурс:

V. Конкурс для зрителей и болельщиков:

У вас есть возможность помочь командам, за которые вы болеете, вам нужно называть фильмы, в названии которых есть число и говорить за какую команду вы отдаете свой голос, и к общему баллу команды добавляется 1 балл.

Капитан команды получает...

VI. Домашнее задание

Итак, мы подошли к долгожданному решающему конкурсу «Домашнее задание».

Каждой команде было предложено домашнее задание сочинить сказку на тему «Компьютер». На этой станции представители команд читают свои сказки.

Команды должны были подготовиться и сейчас покажут нам эту сказку.

Оценки...

Победителем нашего сегодняшнего конкурса стала команда…

Урок КВН на тему «От абака до компьютера»

Сегодня у нас не обычный урок, который мы проведём в форме КВН. Тема нашей сегодняшней встречи «История развития вычислительной техники» и «Устройство компьютера». Команды в течении двух недель готовились к этому мероприятию они учили, придумывали, рисовали, творили и сегодня мы по достоинству оценим их труд.

Урок КВН рассчитан на учащихся 7-х классов, 9-х классов – помощники в организации урока и учащиеся 10-11 классов – члены жюри.

Цели урока:

- образовательные: закрепить знания по истории развития вычислительной техники и устройствам ПК,

- развивающие: развитие творческих способностей учащихся, повышение интереса к предмету

- воспитательные: воспитание умения работать в команде, чувства ответственности за коллектив.

Оборудование: презентация, раздаточный материал: кроссворды командам, карточки с цифрами 1, 2, 3 участникам, карточки с баллами для жюри, грамоты, призы, костюмы для конкурса историков, музыка. Подготовка к уроку. За две недели до начала мероприятия среди учеников 7-х классов выбираются две команды и получают следующее задание:

выбрать капитана;

придумать название;

придумать приветствие и девиз, эмблему;

придумать и обыграть сценку на тему «Урок информатики в школе будущего».

Задание болельщикам:

Состав жюри: ученики 10-11 классов – победители олимпиады по информатике, учителя информатики и математики.

Данный урок является итоговым уроком по теме «Устройство ПК» и рассчитан на 2 часа.

Ход урока

I. Вводное слово учителя

Сегодня у нас не обычный урок, который мы проведём в форме КВН. Тема нашей сегодняшней встречи «История развития вычислительной техники» и «Устройство компьютера».

Команды в течении двух недель готовились к этому мероприятию они учили, придумывали, рисовали, творили и сегодня мы по достоинству оценим их труд.

II. Представление жюри

III. Представление команд

IV. Разминка

На экране демонстрируется по одному ребусу, слово предоставляется по очереди каждой команде, в случае неверного ответа ход переходит другой команде.

V. Конкурс кроссвордов

Каждой команде даётся ребус, нужно отгадать 10 слов

Кроссворд №1

Соединяет устройства ПК

Интегральная …

Устройство для ввода информации в компьютер

Вид монитора

Часть устройства из пункта 3

Манипулятор, используемый для компьютерных игр

Другое название монитора

На чём работали компьютеры 2-го поколения?

Устройство для чтения и записи дисков

У каждого символа он свой, например, у буквы а - 11100000

Кем был отец первой в мире программистки

Человек, который изобрёл первую в мире механическую вычислительную машину.


Кроссворд №2

Накопитель информации

«Мозг» компьютера

Как называлось первое вычислительное устройство в России

Прямоугольная картонка с отверстиями, придуманная для программирования первых вычислительных машин

Главная плата в компьютере

Минимальная единица измерения информации

Устройство для хранения информации

Другое название монитора

Первый в мире программист

Вид монитора

VI. Конкурс умников

От каждой команды приглашается по одному участнику, претендующему название самого умного. Они получают карточки с цифрами 1, 2, 3.

Прочитав определение им нужно поднять карточку с тем номером вариант ответа которого не подходит к начальному понятию.

Сеть – это:

1. Соединённые между собой все устройства ПК

2. Рыболовная снасть

3. Несколько соединённых между собой ПК

Диск – это:

1. Носитель информации

2. Геометрическая фигура

3. Спортивный снаряд

Транзистор – это:

1. Устройство для прослушивания радиопередач

2. Вид компьютера

3. На этом устройстве работали компьютеры 2-го поколения

Мышка – это:

1. Маленький грызун серого цвета

2. Компьютерный манипулятор

3. Устройство для ввода информации в компьютер

Паскаль – это:

1. Язык программирования

2. Французский учёный, который изобрёл первую ЭВМ

3. Французский учёный, который изобрёл первую вычислительную машину

VII. Конкурс историков

В подготовке к этому конкурсу были задействованы ученицы 9-го класса, посещающие театральную студию. Они представляют следующие вопросы:

Служа науке, он терпел лишенья,

Был рок его тревожен и суров,

Он злой судьбою избран был мишенью

Скорей ударов, нежели даров.

С тех пор, когда влекомый блеском таинств,

Присущих математике, решил

Супить на многотрудный путь, пытаясь

Достичь математических вершин.

О ком говорится в этом стихотворении?

Ответ: Чарльз Беббидж

14 апреля 1682 года, в особняке герцогини Д’Эгийон в Малом Люксембурге произошло примечательное событие, описанное поэтом Жаном Лоре: От горничной до герцогини

К математической машине

Проявлен всеми интерес.

И вот однажды некто …

… с большим проникновеньем

Им рассказал про вычисления и логику

И тем исторг глубокий искренний восторг

И в благодарность за беседу

Был удостоен Архимеду.

О ком писал Жан Лоре?

Ответ: Блез Паскаль создал первую вычислительную машину «Паскалину»

Дочь, птенчик, милая! На мать

Похожа ль ты, единственно родная?

В день той разлуки мне могла сиять

В твоих глазах надежда голубая…

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Спи в колыбели сладко, без волнения;

Я через море, с горной высоты

Тебе любимой, шлю благословенье,

Каким могла б ты стать для моего томленья!

Назовите автора этого стихотворения и скажите кому оно было посвящено?

Ответ: поэт Джорж Байрон посвятил эти строки своей дочери Аде Августе Лавлейс, в девичестве Байрон, которая была первым в мире программистом.

VIII. Конкурс капитанов

Приглашаются капитаны от каждой команды и им даётся задание за время пока будет проходить следующий конкурс придумать как можно больше слов на буквы П и М.

IX. Домашнее задание

Команды показывают сценки на тему «Урок информатики в школе будущего», подготовленную заранее.

X. Подведение итогов и награждение победителей

Слово предоставляется жюри (каждый из членов жюри говорит слово

командам, председатель жюри подводит итоги).

 

Заключение

 

Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.

Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;

учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;

основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит:

1. повысить мотивированность учащихся к обучению;

2. повысить их познавательную активность;

3. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;

4. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;

5. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;

6. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;

7. вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;

8. отследить динамику развития учащихся;

9. учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.


Список литературы

 

1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.

2. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с.

3. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст] / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94с.

4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [текст] / Л.М. Митина– М.: «Дело», 1994. – 216с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.

6. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [текст] / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 1994. – 152с.

7. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.

8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. – 96с.

9. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: