История возникновения учебной дисциплины «Введение в организационную психология».




Организ. Ps — прикладная отрасль психологии, изучающая все аспекты псих. деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивид. развития и псих. здоровья членов организации.

Американская психологическая ассоциация (АРА), признала самостоятельность этого научного направления в 1973 году. К началу 80-х годов это направление психолог. науки стало признанным во всем мире.

Становление и развитие орган. ps можно соотнести с тремя периодами.

1 период (конец 19 в. – 40-е гг. 20 в.). Отличительные особенности этого периода - развитие производственной структуры.

Характеристики успешного предпринимателя того периода:

- знание производственного процесса,

- умение добиться низкой себестоимости продукции.

 

В этот период получило развитие три подхода к исследованию поведения человека в организации:

1) Школа научного управления Тейлора. Акцентировалось внимание на вопросах повышения эффективности производства:

- стандартизация средств производства;

- введение функциональных мастеров, организационно входящих в структуру цеха или планового отдела, каждый из которых контролирует определенное количество рабочих.

 

Тейлор был сторонник индивидуального принципа начисления заработной платы.

2) Административная школа управления (Анри Файоль), где было осуществлено превращение деятельности по управлению в особый вид профессиональной деятельности.

Выделил 6 основных видов деятельности: техническая, коммерческая, финансовая, обеспечение безопасности, отчетная, управление.

Историческая заслуга Файоля в том, что он стал первым исследователем, который дал теоретический анализ управленческой деятельности. Планировать – постановка целей и выбор стратегий их достижения. Организовывать – значит вырабатывать определенную структуру, которая будет способствовать достижению целей. Координировать – приводить усилия многих людей к соответствию общей цели деятельности. Контролировать – определять направление.

Мостик Файоля - делегирование полномочий на нижестоящий уровень для повышения оперативности.

3) Школа человеческих отношений (Элтон Мэйо), которая занималась исследованием трудовых коллективов и персоналом. На производительность труда работников оказывают не материальные, а психологические и социальные факторы. Организация должна быть ориентирована в первую очередь на людей, а не на производство.

II Период (после II мировой войны). Основная характеристика - массовый сбыт товаров и услуг. Рынок требовал перехода от проблем организации производства к проблемам потребительского спроса. В структуре различных предприятий создавались отделы маркетинга и ряда других подразделений, ответственных за продвижение товаров на рынок и рекламную деятельность. Вопросы стимулирования деловой активности, определения новых подходов мотивации персонала стали жизненно необходимыми для большинства организаций.

Теория Х – Y Макгрегора. Основной труд: «Человеческая сторона организации» (1960). Первым связал взгляды психологов на мотивацию человека с теорией управлением персонала в организации.

Основные положения теории Х:

1. Обычному человеку присуще негативное отношение к работе.

2. Большинство людей необходимо контролировать (принуждать).

3. Человек предпочитает, чтобы им управляли, стремиться избежать ответственности.

 

Основные положения альтернативной теории У:

1. Человек не испытывает неприязни к работе.

2. Люди способны осуществлять самоконтроль и побуждать себя на достижение цели, относительно которой они приняли определенные обязательства.

3. Самым значительным вознаграждением служит потребности человека в самореализации.

4. При создании соответствующих условий, человек способен научиться не только принимать ответственность, но и стремиться брать ее на себя.

5. Большинство людей способны вносить творческий вклад в решение проблем организации.

 

III Период – (с 70 гг. 20в.), когда страны с развитой экономикой вступили в постиндустриальный период своего развития. Основная характеристика этого периода – усиление конкуренций, кризисы, скачки курса валют и т.д.

Все большее место в исследованиях по ОП стали занимать вопросы организационной культуры, получили развитие принципиально новые технологии обучения руководителей и персонала.

1) Теория Z. В 70 годы американский психолог Вильям Оучи.

Основные принципы:

- децентрализация управления организации,

- групповое принятие решений,

- акцент на мелкие группы при организации труда,

- постоянное обучение и разработка программ «служебная карьера».

По его мнению, корпоративная культура делает организацию эффективной.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: