Особенности личности детей с ДЦП




Группы 555/Бк

«Специальное (дефектологическое) образование», профиль: специальная психология

на 6 семестр с 25.03.13 по 18.04.13

 

Предмет Форма отчета
1. Филологические основы дефектологического образования (3ч., посл.) Экзамен
2. Основы математической статистики Зачет
3. Психология лиц с нарушениями зрения Зачет
4. Психология лиц с нарушениями слуха Зачет
5. Психология лиц с нарушениями речи Зачет
6. Психология детей с нарушениями ОДА Зачет
7. Педагогические системы обучения и воспитания детей с ЗПР Зачет
8. Педагогические системы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью Экзамен в 7 сем.
9. Педагогические системы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями Экзамен в 7 сем.
10. Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями ОДА Зачет
11. Педагогические системы обучения и воспитания детей с эмоционально-волевыми нарушениями Зачет
12. Установочная конференция по практике №1 (Ознакомительная)  

 


Межсессионные задания по курсу «Основы математической статистики»

Для заочного отделения

Темы:

1) Предмет и история математической статистики

2) Вероятность, исчисление вероятностей

3) Случайная величина, закон распределения случайной величины

4) Измерительные шкалы в психологии и педагогике

5) Меры связи между случайными величинами

6) Регрессионный и корреляционный анализ

7) Факторный и кластерный анализ

8) Теория статистического вывода, статистические критерии

9) Непараметрические статистические критерии

10) Автоматизация статистических методов

 

1. Рекомендуемая литература (основная):

1) Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина – М.: Наука, 1987. – 463 с.

2) Сидоренко Е. Н. Обработка данных в психологии. – СПб.: Речь, 2000. – 321 с.

3) Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. – Л.: ЛГУ, 1998. – 512 с.

4)Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999 г.

5)Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. Учебное пособие по курсу прикладной статистики. М. 2002г.

 

2.Рекомендуемая литература (дополнительная):

1) Боровиков В.П. боровиков И.П. Statistica – Статистический анализ и обработка данных в среде Windows/М.,1997.

2)Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. – СПб.: Братство, 1994. – 364 с.

3) Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике: Перев. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1982. – 198 с.

4)Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М. Финансы и статистика. 1989г.

 


«Психология лиц с нарушениями зрения»

 

В межсессионный период студенты могут ознакомиться с содержанием одного из представленных учебников или учебных пособий, раскрывающих тематическое содержание курса:

 

1. Понятие о медико-психолого-педагогической классификации лиц с нарушениями зрения.

1. Выготский Л.С. Слепой ребенок. Собр. соч. т. 5., М., 1983

2. Земцова М.И. (ред.) Дети с глубокими нарушениями зрения. М., 1967 гл. 1-3.

3. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Ленинград, 1973, гл. 1-3

4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1998, гл.1-2

5. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М., 1998 стр. 4-12

6. Хювяринен Л. Зрение у детей: нормальное и с нарушением. (перевод с англ.) СПб., 1996.

7. Никулина Г.В. и др. Дети с амблиопией и косоглазием. СПб., 1999

 

2. Проблема системных отклонений и компенсации в психологии лиц с нарушенным зрением

1. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности. собр. соч. т. 5, М., 1983

2. Земцова М.И. (ред.) Пути компенсации слепоты. М., 1956, гл. 1-3.

3. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Ленинград, 1973, гл. 3

4. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980, гл. 1

5. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000

3. Развитие личности в условиях зрительной депривации.

1. Головина Т.П., Никулина Г.В. Взаимосвязь самооценки и отношения к дефекту в процессе реабилитации инвалидов по зрению. В кн.: Новые подходы в теории и практике обучения, воспитания, реабилитации слепых и слабослышащих. М., 1995, стр. 128-138.

2. Зотов А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности. В кн.: Психологические особенности слепых и слабослышащих школьников. Ленинград, 1981

3. Литвах. А.Г. Тифлопсихология. М., 1985.

4. Первова И.Л. Проявление личностных особенностей у слабовидящих школьников. В кн. Психолого-педагогические основы коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими. Ленинград, 1991.

5. Стернина Э.М. Воспитание личности слепых и слабовидящих школьников в коллективе. В кн. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих Ленинград, 1981, стр.5-13.

6. Украинская Е.М. Развитие самооценки в ученой деятельности слабовидящих школьников. В кн. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих Ленинград, 1981, стр. 25-41

7. Демьянов Ю.Г., Сорокин В.М. и др. Диагностика и коррекция неадекватных установок на инвалидность в отношении к дефекту у ослепших. М., 1992

 

4. Проблема общения и межличностные отношения при нарушениях зрения.

1. Боброва В.Е. Коммуникативная деятельность СПб, Образование, 1995, стр. 51-68, 95.

2. Головина Т.П. Особенности восприятия действий и эмоций человека дошкольниками с нарушениями человека. В кн.: Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. Ленинград, 1987, стр.29-38

3. Бараш Б. А., Головина Т.П., Демьянов Ю.Г. и др. Трудности в общении инвалидов по зрению и пути их устранения. М., 1991

4. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения.- Верхняя Пышма, 1997.

5. Заорска М. Овладение слабовидящими младшими школьниками средствами общения. В кн.: Психологические основы коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими. Ленинград, 1991

6. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1998

7. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. СПб., 2005.

 

5. Деятельность и ее роль в компенсации дефектов зрения.

1. Витковская А.М. Обучение слепых преддошкольников предметным действием с игрушками. В кн.: Современные теоретические, экспериментальные и методические проблемы тифлологии. СПб., 1997.

2. Головина Т.П. К вопросу об управлении умственной деятельностью слабовидящих школьников при решении задач. В кн.: Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Ленинград, 1982.

3. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей. М. 2000

4. Литвах. А.Г. Тифлопсихология. М., 1985, гл. 5.

5. Солнцева Л.М. Особенности игровой деятельности слепых детей. Дефектология. 1985, гл. 5

6. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М., 1998.

 

6. Особенности познавательной деятельности при зрительной депривации.

1. Головина Т.П. Формирование математических понятий у слабовидящих школьников при решении задач. В кн.: Вопросы обучения слепых и слабовидящих. Ленинград, 1989.

2. Григорьева Л.П. Психодиагностические исследования зрительных функций нормального видящих и слабовидящих школьников.

3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1998

4. Нарышкина Е.С. Возрастные и индивидуальные особенности типов памяти у слепых и слабовидящих младших школьников. В кн.: Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Ленинград, 1975

5. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. М., 1998

6. Сеченов И.М. Осязание как средство, соответствующее зрению. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947

7. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000

8. Сорокин В.М. Краткий анализ проблемы креативности в тифлопсихологии. В кн.: Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. Ленинград, 1983.

 

7. Абилитация, реабилитация и интеграция лиц с тяжелыми нарушениями зрения.

1. Головина Т.П., Стернина Э.М. Критерии оценки положения слепых в семье в модели реабилитированности. Дефектология №1 1993

2. Кондратов А.М. (ред.) Проблемы социальной реабилитации слепых. М., 1990

3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1998

4. Нетылькин А.И., Ермолович З.Г. (ред.) Актуальные проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению. Минск, 1991

5. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения М., 1998

6. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000

7. Феоктистова В.А. (ред.) Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. М., 1993.

 


«Психология лиц с нарушением слуха»

ТЕМЫ:

Общие закономерности развития психики детей с нарушением слуха и нормально слышащих.

Сложная структура первичных и системных отклонений в развитии психики детей со слуховой депривацией.

Общие и специфические особенности сенсорной организации ребенка со слуховой депривацией.

Общие закономерности развития памяти у детей с нарушением слуха.

Особенности словесно-логической памяти и ее развитие у школьников с нарушением слуха.

Общие закономерности развития эмоций и чувств у детей с нарушением слуха и нормально слышащих.

Развитие основных видов речи - устной и письменной.

Общие и специфические закономерности развития мышления у детей с нарушением слуха.

Особенности воображения глухих и слабослышащих детей.

Основная литература:

1. Специальная психология./Под ред. В. И. Лубовского. М.:2004г.

2. И. А. Михаленкова. Практикум по психологии лиц с нарушением слуха.СПб.2002г.

3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М.:2002г.

4. Литература по темам представлена в книге «Практикум по психологии лиц с нарушением слуха».

 


«Психология лиц с нарушениями речи»

Познакомиться с содержанием учебного пособия по данной теме (на выбор):

 

· Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) // Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.· Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология. М., 2005.· Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. М., 2006.

 

На основании знакомства с учебной и научной литературой, а также используя дефектологический, психологический словарь и словарь логопеда, дать определение понятиям: логопатопсихология, логопедия, олигофренопсихология,

Сурдопсихология, тифлопсихология; первичный дефект, вторичный дефект; дислалия, дизартрия, заикание, дисграфия, дислексия, алалия, афазия; сенсорные функции, оптико-пространственные представления, восприятие, внимание, память, мышление, моторика, познавательная деятельность, игровая деятельность; агнозия, апраксия.

 


«Психология лиц с нарушениями ОДА»

Основные темы

 

1. Механизмы двигательных нарушений при ДЦП, особенности моторного развития детей с ДЦП.

2. Особенности сенсорных нарушений у детей с ДЦП, основные направления коррекционной работы.

3. Нарушения речи у детей с ДЦП, особенности дизартрий при различных формах ДЦП.

4. Современные методы восстановительного лечения и реабилитации больных с ДЦП.

5. Особенности психического развития детей с ДЦП (влияние неблагоприятных факторов: экзогенных и эндогенных)

6. Основные типы семейного воспитания детей с ДЦП: гипопротекция, гиперпротекция.

7. Реакция семьи на рождение больного ребенка – основные этапы реагирования, направления семейной психотерапии

8. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.

9. Неврозы и невротические реакции детей с ДЦП (причины, уровни реагирования, проявления)

Особенности личности детей с ДЦП

11. Страхи и неврозы у детей с ДЦП.

12. Особенности семейного воспитания детей с ДЦП.

13. Проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с церебральным параличом.

14. Социальная реабилитация детей с ДЦП.

15. Особенности психокоррекции детей с ДЦП.

Рекомендуемая литература

1. Абрамович-Лехтман Р.Я.. Об особенностях нервно-психического развития детей с церебральным параличом. Л. 1966

2. Акош К, Акош М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика: Книга для родителей /Пер. с англ. С Вишневской, М, 1994

3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом – М., 1989

4. Бадалян Л.О. Актуальные проблемы эволюционной неврологии и развитие мозга ребенка. /Методологические аспекты науки о мозге. М., 1983

5. Балалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи – Киев, 1988

6. Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. М. 1994.

7. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983

8. Горинова З.В., Егорова Т.Д.. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. 2003.

9. Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб, 1997

10. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастрюкова Е.М.. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М. 1993.

11. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. оспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей. М.: Просвещение, 1994

12. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах – Киев, 1987

13. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985

14. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом /Под ред. К.А. Семеновой и др. – М. – СПб, 1988

15. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. И.А. Смирновой. – СПб.: ИСПиП. 2000

16. Лебединский В.В.. Нарушения психического развития у детей. М. 1985.

17. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – М, 2000

18. Левченко И.Ю., Приходько О.Г.. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением ОДА. М. 2001.

19. Лурия А.Р. Высшие корковые функции у человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М. 2000

20. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М. 1996

21. Мамайчук И.И. Психология дисонтогенеза – СПб, 2000

22. Мамайчук И.И.. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб 2003.

23. Мардахаева Л.В.. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП. Курск 2001.

24. Мастюкова Е.М. и др. Нарушения речи у детей с церебральным параличом – М., 1985

25. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М.: Просвещение. 1991

26. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата /Под ред. Е.М. Мастрюковой и др. – М, 1984

27. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом /Под ред. М.В. Ипполитовой и др. – М., 1989

28. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. – Воронеж. 1996

29. Семенова К.А.. Детский церебральный паралич. М 1998.

30. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой – М, 2000

31. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988

32. Степанова Г.А., Кулькова Е.Я.. Социализация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. 2003.

33. Тюрин А.В. Профессиональная ориентация инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. Методическое пособие. М.: МИИ. 1999, 64 с.

34. Хайрулина И.А., Горбунова С.Ю.. Формирование первоначальных навыков письма. Программа подготовке к школе детей с тяжелыми нарушениями речи и ОДА. М. 1998.

35. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич – СПб., 2001

36. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич – хрестоматия, СПб., 2003

37. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Образование. 1995




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: