Роль вокального репертуара в формировании духовно-нравственного воспитания обучающихся.




ШЕЛКОВА Н.А.

педагог дополнительного образования

Муниципального образовательного

учреждения дополнительного

образования детей «Дворец

детского и юношеского творчества

Кировского района города Донецка»,

аккомпаниатор Народной вокальной

студии «Автограф»

Роль вокального репертуара в формировании духовно-нравственного воспитания обучающихся.

 

Репертуар является одним из самых значимых вопросов деятельности вокального творческого коллектива. По репертуару можно в определённой мере точно судить о его творческом лице, эстетических и нравственных позициях, исполнительских возможностях. Вместе с тем, отбор произведений остаётся острой практической проблемой и не теряет своей актуальности.

В Народном художественном коллективе вокальной студии "Автограф" занимаются дети разного возраста: подготовительная группа (5-7 лет), младшая группа (8-11 лет), средняя группа (12-14 лет) и старшая группа (15-18 лет). Используется групповая форма работы, малые формы (дуэты, трио), солисты. Деятельность коллектива направлена на раскрытие творческих способностей детей посредством вокально-певческого искусства. Особое внимание уделяется созданию концертных номеров с использованием сценического движения и танца. Коллектив ведёт активную творческую жизнь, принимает участие в праздниках, концертах, конкурсах и других мероприятиях, включая благотворительные. Участвуя в конкурсах, обучающиеся студии «Автограф» показывают достаточно высокий исполнительский уровень и занимают призовые места.

Духовно-нравственное воспитание начинается с детства. Репертуар для самых маленьких должен подбираться из песенок, которые понятны и близки детям. Это песни о маме, бабушке, животных, про цветы, про всё прекрасное в этом мире.

· "Бабушка, испеки оладушки" муз. и сл. народные

· "У всех есть мама" муз. Л. Мочалова, сл. Т. Лубянова

· "Три весёлых зайчика" муз. и сл. К. Костина

· "Маленькие гномики" муз. и сл. А. Ципляускас

Можно организовать слушания аудиоконцертов ("Вслушиваемся в музыку природы", "Музыкальные образы птиц и зверей").

Репертуар является возможностью выражения отношения детей к окружающей действительности, природе, людям, социальным явлениям, своей стране.

Большое значение для детей младшего школьного возраста имеет ознакомление с традициями, обычаями, праздниками нашего народа.

При участии вокального коллектива в календарных праздниках, проводимых в учреждении дополнительного образования: праздники осени ("Праздник урожая"), зимы ("Здравствуй, здравствуй Новый год"), весны ("Ой, идёт весна, ой, идёт красна", "Мамин день"). Познакомить с праздниками Святого Николая, Рождества, Масленицы и Пасхи, включаем в программу концертов следующий репертуар:

· "Новогодняя метель" муз. А. Колесников, сл. Р. Астафьева

· "Святой Николай" муз. Н. Гороховская, сл. А. Бессонов

· "Профессия - мама"

· "Масленица" муз. и сл. народные

· "Праздник Воскресения" муз. и сл. Н. Танако

Для детей средней и старшей группы подбирается более серьёзный репертуар. Это песни о родном крае, родном городе, песни, посвящённые Великой Победе в Отечественной войне, песни о дружбе, о мире. Это даёт детям чувство осознания себя патриотом, гражданином, воспитывает чувство сопереживания причастности ко всему знаменательному, что происходит в нашей стране.

· "Кто, если не мы" муз. и сл. М. Кожевникова, А. Гогунский

· "Наш город" муз. Т. Ефимов. сл. Л. Рубальская

· "В городе праздник" муз. и сл. Т. Стихарёвой

· "Берегите землю" муз. и сл. О. Кормухина

· "Много лет без войны" муз. А. Соколова, сл. Алёны Белоножко

· "Давайте сохраним" муз. А. Черный, сл. Н.Старшинов

· "Мы - единый народ"

· "Берегите друзей" муз. и сл. Е. Караванская

· "Миру мир" муз. и сл. В. Шмат

· "Бессмертный полк" муз. и сл. А. Ольханский

· "Школьные учителя" муз. и сл. Е. Караванская

· "Школа-страна открытий" муз. и сл. А. Петряшева

 

Но не только песни о Родине и мире являются идейными произведениями, но и хорошие лирические песни, построенные на народных интонациях, песни, раскрывающие историческое прошлое народа или песни, наполненные здоровым юмором, могут послужить интересным материалом для проведения воспитательной работы с коллективом. Даже произведения созерцательной пейзажной лирики способны пробудить такие чувства, как доброта, отзывчивость, что, безусловно, помогает формированию гуманного человека, способного понять и оценить душевную красоту других людей.

Включение в репертуар народной музыки считаю прекрасным средством, способствующим повышению творческого роста вокального ансамбля и в исполнительском отношении, и в смысле общемузыкального развития певцов. Народная песня даёт возможность узнать дух народа, мир его ощущений. Песни разных народов являются средством пробуждения у участников вокального коллектива интереса к музыкальной культуре других народов. Вокально-певческая работа над народной песней помогает более полному пониманию национальных особенностей народа. И особенное внимание, безусловно, уделяю русской народной песне, так как она отличается исключительным богатством.

Безусловно, одно из важнейших мест в духовно-нравственном воспитании средствами певческой деятельности принадлежит классическому наследию, выдержавшему проверку временем и питающему современное искусство. Классика, основанная на народных истоках, не только обогащает и воспитывает духовно, но и формирует национальный характер музыкального мышления у обучающихся и их слушателей.

В своём коллективе я стараюсь прививать детям хороший музыкальный вкус. В очном и дистанционном режиме обучения знакомлю детей с произведениями классических и современных композиторов. Просматриваем видеоматериалы и концерты современных коллективов работающих в различных музыкальных направлениях. Всё это обогащает музыкальную культуру обучающихся и оказывает влияние на духовно-нравственное воспитание.

Сейчас появляется все больше и больше песен, созданных специально для детей, чистых, искренних, способных противостоять потоку негатива реальной взрослой жизни. Хотелось бы назвать имена композиторов-песенников, специализирующихся на создании песен для детей, которые я использую в своей работе: А. Ермолов, А. Петряшева, Е. Зарицкая, А. Ципляускас, А. Церпята, А. Ольханский, донецкий композитор Е.Караванская и др. Их песни отвечают на сегодняшний день запросам общественности, вызывают интерес у детей. Композиторы чувствуют, что нужно на сегодняшний день детям, они с одной стороны ориентируются на вызовы времени, но вместе с тем решают положительные воспитательные задачи.

Формирование хорошего музыкального вкуса и других качеств происходит в течение всей творческой деятельности вокального коллектива и непосредственно на занятиях, когда целенаправленно развиваются внимание, мышление, память, эмоциональная отзывчивость детей на музыку. Всё это происходит на основе обучения вокалистов владению певческим голосом и искусством совместного музицирования.

Использованные материалы:

1. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Метод. рекомендации для учителей музыки/ В.В. Емельянов. Новосибирск; наука: Сиб.отделение, 1991 г.

2. Яковлева А.С. Искусство пения. Исследовательские очерки. - М: ИнформБюро, 2007 г.

3. Риггс С. Как стать звездой, 2000 г.

4. Морозов В.П. Вокальный слух и голос/ В.П. Морозов – М.: Музыка, 1965 г.

5. Клип О.Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов. М.: РГБ, 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: