Понятие аудиторской деятельности. Виды аудиторских услуг. Прочие услуги, связанные с аудиторской деятельность.




В соответствии со ст. 1 Федерального Закона "Об Аудиторской деятельности" аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), а также иная финансовая информация.

Понятие финансовой отчетности приведено в Международном стандарте аудита (МСА) 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита". Под финансовой отчетностью понимается структурированное представление финансовой информации прошедших периодов, включая соответствующие примечания, предназначенное для информирования об экономических ресурсах и обязательствах организации на определенный момент или изменениях в них за период в соответствии с концепцией подготовки финансовой отчетности. Форма и содержание финансовой отчетности определяются требованиями применимой концепции подготовки финансовой отчетности. Концепция достоверного представления. Согласно ст. 13 п.1 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положе нии экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Понятие "достоверность" в Федеральном Законе "Об аудиторской деятельности" и иных нормативных актах, регулирующих аудит не приведено. Под достоверностью принято понимать степень точности данных, которые содержаться в финансовой отчетности, на основании которых любой заинтересованный пользователь может принимать правильные управленческие решения.

Аудиторские услуги
Аудиторские услуги включают в себя: аудит и сопутствующие услуги (рис.)

 

 

 


Рис.Структура аудиторских услуг

 

Аудиторские услуги можно классифицировать по степени уверенности, которую они выражают. Концепция уверенности представляет собой подход, применяемый при сборе и получении аудиторских доказательств, который позволяет сделать выводы о том, что в целом бухгалтерская отчетность не содержит существенных ошибок и искажений. Назначение аудита состоит в том, чтобы повысить степень уверенности пользователей в финансовой отчетности. По результатам аудита выражается разумная уверенность, что отчетность не содержит существенного искажения как по причине недобросовестных действий, так и вследствие ошибки.

Под ошибкой понимается непреднамеренные действия, которые привели к искажениям в финансовой отчетности.

Под недобросовестными действия понимается умышленное искажение финансовой отчетности, например, фальсификация данных, намеренное искажение принципов учета, присвоение активов. Если факт недобросовестных действий подтверждается, то для руководство и ответственных лиц аудируемого лиц это влечет серьезные последствия. С этой целью собственники и топ- менеджмент создают эффективную систему внутреннего контроля, которая должна предотвращать факты недобросовестных действий.

Разумная уверенность достигается путем сбора аудитором достаточного количества надлежащих аудиторских доказательств для снижения аудиторского риска (то есть, риска того, что аудитор выразит ненадлежащее мнение, в то время как финансовая отчетность существенно искажена) до приемлемо низкого уровня. Разумная уверенность означает высокую степень уверенности, но не абсолютную.

 

Классификация сопутствующих услуг исходя из степени уверенности, представлена ниже.

К услугам, обеспечивающим разумную уверенность относятся:

· Выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам.

· Выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в нефинансовой информации.

· Выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в предмете, отличном от информации.

К услугам, обеспечивающим ограниченную уверенность.

· Обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность.

· Обзорная проверка части бухгалтерской (финансовой) отчетности, части консолидированной финансовой отчетности.

· Обзорная проверка отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам.

· Обзорная проверка части отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам.

· Обзорная проверка иной финансовой информации прошедших периодов.

· Выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам.

· Выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в нефинансовой информации.

· Выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в предмете, отличном от информации.

 

Обзорная проверка. Целью обзорной проверки являетсяполучение ограниченной уверенности, преимущественно за счет направления запросов и выполнения аналитических процедур, в том, что финансовая отчетность в целом содержит или не содержит существенных искажений.

По итогам обзорной проверки предоставляется заключение о финансовой отчетности в целом и информируется о нем руководство и (или) лица, отвечающие за корпоративное управление.

В результате обзорной проверки выражается ограниченная уверенность. Ограниченная уверенность - это уровень уверенности, достигнутый в случае, когда риск, присущий обзорной проверке, хотя и снижен до приемлемого в обстоятельствах задания уровня, но все же выше, чем для задания, обеспечивающего разумную уверенность

 

 

К услугам не обеспечивающим уверенность относятся:

· Исследование предмета задания заказчика посредством выполнения согласованных с ним и (или) иным лицом процедур.

· Компиляция информации.

 

Согласованные процедуры. Целью задания по выполнению согласованных процедур является проведение процедур, характерных для аудита и согласованных между аудитором, организацией и соответствующими третьими лицами, и предоставление отчета об обнаруженных фактах.

Поскольку аудитор всего лишь предоставляет отчет об обнаруженных фактах по согласованным процедурам, никакая уверенность не выражается. Вместо этого пользователи отчета самостоятельно оценивают проведенные процедуры и замечания, предоставленные аудитором, и делают собственные выводы на основании его работы.

Отчет предназначен только для тех сторон, которые договорились о выполнении процедур, так как прочие стороны, не обладая информацией о причинах проведения процедур, могут неправильно истолковать результаты.

Компиляция информации. Выполнение задания по компиляции для пользователей финансовой информации обусловлена применением профессиональных знаний, опыта и навыков практикующего специалиста в области ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности с учетом соблюдения профессиональных стандартов, включая соответствующие этические требования, а также четким информированием соответствующих лиц о характере и объеме участия практикующего специалиста в подготовке скомпилированной финансовой информации.

Поскольку задание по компиляции не является заданием, обеспечивающим уверенность, то такое задание не требует от практикующего специалиста подтверждения точности или полноты информации, предоставляемой руководством для целей компиляции, или иного сбора доказательств для выражения аудиторского мнения или формирования вывода по результатам обзорной проверки относительно подготовки финансовой информации.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

o постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

o налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

o управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;

o юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

o автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

o оценочную деятельность;

o разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

o проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

o обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Таким образом, перечень прочих услуг, оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, является открытым.

По обязательности проведения аудит подразделяется на:

- инициативный (добровольный);

- обязательный.

Инициативный аудит - это проверка, которая проводится по инициативе руководства (собственников) экономического субъекта.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации.

В соответствии со ст. 5 Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях, если:

· если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

· если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

· если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

· если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

· если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

· в иных случаях, установленных федеральными законами.

Перечень оснований для проведения обязательного аудита представлен в Приложении 1.

Внутренний и внешний аудит. Исходя из поставленных целей и задач аудит принято разделять на следующие виды:

-внешний;

-внутренний.

Под внутренним аудитом понимается организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и/или собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского и налогового учета, реализации бизнес- процессов.

Внутренний аудит позволяет оценить надежность и эффективность существующей системы внутреннего контроля. Внутренние аудиторы - это специалисты, призванные непредвзято и профессионально провести такую оценку. Внутренний аудит представляет собой независимую оценку всех аспектов деятельности организации, осуществляемая силами организации и направленная на создание у менеджеров организации уверенности в том, что существующая система контроля надежна и эффективна, способна предотвращать кризисные явления, ошибки и недобросовестные действия, а в случае их выявления оперативно реагировать и минимизировать негативные последствия.

Целью внешнего аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Несмотря на то, что аудиторское заключение не является абсолютным гарантом достоверности финансовой отчетности, оно повышает степень доверия пользователей и является единственным инструментом, позволяющим объективно представить разумную уверенность в отношении достоверности отчетности в существенных аспектах. Потребителями услуг внешнего аудита являются все заинтересованные пользователи отчетности – учредители, акционеры (собственники) руководители, сотрудники экономического субъекта, внешние пользователи (налоговые органы, кредиторы, инвесторы и др.). Исполнители внешнего аудита - независимые аудиторы (аудиторские организации).

Ввиду того, что внешний аудит имеет ряд объективных ограничений и всегда проводится на выборочной основе, у большинства крупных и даже небольших организаций или организаций, имеющих определенную специфику деятельности, создается служба внутреннего аудита.

Характеристики внутреннего и внешнего аудита приведены в таблице 2.2.[1]

Таблица 2.2.

Характеристики внутреннего и внешнего аудита

Критерий для сравнения Аудит
Внутренний Внешний
Объект проверки Определяется руководством Определяется законом и уточняется договором
Исполнитель Сотрудник экономического субъекта Аудитор, индивидуальный аудитор, аудиторская организация
Независимость исполнителя Ограничена Полная независимость в соответствии с законодательством. Аудит является публично- правовой деятельностью.
Период проведения проверки Определяется необходимостью финансово-хозяйственной деятельности Определяется Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности» и договором на проведение аудита
Методика проведения проверки Имеются сходство в методах проверки и различия в степени детализации проверок и методологии. Методология внешнего аудита основана на правилах и процедурах международных стандартов аудита, стандартов саморегулируемой аудиторской организации внутренних стандартах аудиторской организации
Цель проверки Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности и внутреннего контроля экономического субъекта. Предотвращение ошибок, искажений, недобросовестных действий, оценка рисков. Минимизации негативных последствий при выявлении ошибок и недобросовестных действий. Оценка достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности
Отчетность Перед руководством экономического субъекта. Состав и требования к отчетности не регламентированы. Отчетность является внутренней коммерческой информацией. Стандарты аудита регламентируют порядок взаимодействия внутренних и внешних аудиторов. Адресатом является лицо указанное в договоре на оказание аудиторских услуг. Аудиторское заключение является публичным документом и определенных случаях подлежит публикации. Аудиторское заключение предназначено для всех заинтересованных пользователей.
Ответственность В соответствии с должностной инструкцией. В соответствии с законодательством

Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. Обычно функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:

а) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля;

б) исследование финансовой и управленческой информации;

в) контроль экономичности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;

г) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: