КУВШИНКИ И ВСЯКИЕ «ТЮТИ-МУТИ»




(Сказка для небольших зрителей.)

 

 

Действующие лица:

 

Барсучок.

Белка 1.

Белка 2.

Зайка.

Мышка.

Ворона.

Девочка Майя.

Ежинка – маленькая ежиха.

Бобрёнок.

Лисёнок.

 

тел. 8 (831 – 45) 7 – 86 – 57

Андреева Светлана Борисовна.

 

На сцене лесная полянка. На пеньке под деревцем сидит Барсучок и читает «умную» книжку. Ласково светит солнышко.

БАРСУЧОК (читает). ВИЗИТ.* Нанести визит кому-нибудь. Визит ко врачу. Визит к родственникам… (Переворачивает страницу.) ВИРАЖ * – поворот на большой скоро­сти.

Музыка. Барсучок вытянул ноги и потянулся. Через поляну, одна за другой, не­сутся Белки. Они резко сворачивают, перепрыгивают через ноги Барсучка и прячутся, где придётся. За ними бежит Зайка, тоже резко сворачивает и, споткнувшись о ноги Барсучка, падает на пол. Белки выглядывают из своих уголков и хихикают.

ЗАЙКА. Ай!

БАРСУЧОК (поджимая под себя ноги). Ты пришёл ко мне с визитом, но споткнулся на вираже?

ЗАЙКА (сидя на полу). Чего-чего?

БАРСУЧОК. Изучаю новые слова из «умной» книжки.

ЗАЙКА (поднимается). Это какие?

БАРСУЧОК. Например: визит – это посещение. Посетить кого-нибудь или прибыть с визитом. Ты прибыл ко мне с визитом?

ЗАЙКА. Я не прибыл, я упал…

БАРСУЧОК. Это потому, что ты споткнулся на вираже.

ЗАЙКА. Где споткнулся?

БАРСУЧОК. На вираже. При повороте на большой скорости. Бежал прытко, повернул быстро.

ЗАЙКА. Ага… Попробуй, догони их!

БЕЛКА 1 (высунулась из-за ёлки). Шустрый да быстрый – хвостик пушистый!

БЕЛКА 2 (выглянула из-за куста). Тихий и кроткий – хвостик короткий! (Белки захихи­кали.)

ЗАЙКА. Ещё дразнятся!

БАРСУЧОК. А чего ты за ними бегаешь?

БЕЛКА 1 (выходит к ним). Мы играем в догонялки, а ушастый вадит!

БЕЛКА 2 (выходит). Никому нас не поймать! С нами он не сладит! (Белки засмеялись.)

ЗАЙКА. Ещё как поймаю! Вот увидите!

БАРСУЧОК. Это называется – «АБСУРД»!*

БЕЛКА 1. Абсурд?

БАЛКА 2. Что такое абсурд? (Подходит к Барсучку.)

ЗАЙКА (заинтересованно). Что значит – абсурд?

БАРСУЧОК. Абсурд – это… (Читает в книге.) Нелепость, бессмыслица.

ЗАЙКА (извиняющимся тоном). Мы всего лишь играли… Чтобы весело было!

БАРСУЧОК (поучительно). Пустая беготня и прыганье по лесу – это совершенная бес­смыслица. Значит – полный абсурд!

БЕЛКА 2. Где он таких слов набрался?

БЕЛКА 1. Из книжки вычитывает. Тоже мне, умник нашёлся!

БЕЛКА 2. Слушайте, у меня идея!

Белки и Зайка шепчутся, собравшись в кружок.

БАРСУЧОК. ИДЕЯ…* (Ищет в книжке.) А… вот… Нашёл. (Читает.) Замысел, намере­ние, мысль…

Белки и Зайка тихонечко подкрадываются к Барсучку сзади и опрокидывают его с пенька вверх ногами.

БЕЛКИ и ЗАЙКА (весело кричат). Вверх тормашки! Вверх тормашки!

БАРСУЧОК (пытается встать). Безобразие! Зачем вы меня уронили?

Белки и Зайка прыгают вокруг Барсучка, взявшись за руки. Барсучок, сидя на полу, обнимает руками пенёк, на который он положил свою книгу.

БЕЛКА 1. Полный абсурд!

БЕЛКА 2. Весёлый абсурд!

ЗАЙКА. Самый настоящий…

БЕЛКИ и ЗАЙКА (хором). Вверхтормашечный абсурд!

Появляется Мышка в соломенной шляпке.

МЫШКА. Как здорово! Можно мне с вами?

Белки и Зайка перестали прыгать и засмеялись.

ЗАЙКА. Ты ещё маленькая!

МЫШКА. Это потому, что я мышка!

БАРСУЧОК. Не имеет значения! Ты ещё маленькая для такого хулиганства!

МЫШКА. А тут кто-то хулиганит? (С увлечением.) Как интересно!

БАРСУЧОК. Ничего интересного. Видишь, какие они АГРЕССИВНЫЕ? *

ЗАЙКА. Какие? Как ты сказал?

БАРСУЧОК. Агрес-сив-ные!..

ЗАЙКА. А это что такое?

БЕЛКА 1. Это он обзывается!

БАРСУЧОК. Вовсе нет.

БЕЛКА 2 (берёт книжку с пенька). Сейчас посмотрим! (Листает книгу.) Агрессивный… значит – (читает) враждебный, вызывающий, наглый…

Барсучок усаживается на пенёк.

БЕЛКА 1. Я же говорю – обзывается!

ЗАЙКА. Это я враждебный?

БЕЛКА 1. А я вызывающая?

БЕЛКА 2. А я наглая? (Стукнула слегка Барсучка книжкой по голове.) Вот тебе от на­глой!

БАРСУЧОК (закрывает голову руками). Я не собираюсь с вами пикироваться… Вер­ните сейчас же книгу!

ЗАЙКА (берёт книгу у Белки). Ну-ка… (Ищет в книге слово.) ПИКИРОВАТЬСЯ * – го­ворить друг другу колкости… в общем, гадости!

БЕЛКА 1. Вот это да! Скоро Барсучок будет таким учёным, что мы перестанем его по­нимать!

БЕЛКА 2. Надо отобрать у него книжку. Чтобы не задавался!

БАРСУЧОК (вскочил). Отдайте! Отдайте сейчас же! Это не игрушка! Это очень «ум­ная» книга!

Белка 2 выхватывает книгу у Зайки и бежит от Барсучка. Барсучок бегает за ней по кругу в надежде забрать свою книгу.

БЕЛКА 2. То-то и оно, что умная!

БЕЛКА 1. Не догонишь, не догонишь! (Включилась в беготню.)

МЫШКА (смеётся и хлопает в ладоши). Как весело!

Зайка отходит в сторону, сочиняет на ходу стихи, глядя, как Барсучок гоняется за Белкой.

ЗАЙКА (декламирует в зал). Расскажу, ребята, вам –

Всё, что нынче видел сам!

Как АГРЕССИВНЫЙ Барсучок

Гнался за Белкой…

Барсучок в это время споткнулся и упал под ёлкой.

ЗАЙКА (продолжает сочинять). И под ёлкой –

Упал на дивном ВИРАЖЕ!

Барсучок поднялся на ноги.

ЗАЙКА (сочиняет дальше). Но не расстроился уже!

Барсучок подошёл к пеньку и влез на него.

ЗАЙКА (продолжая декламировать, с пафосом). Он на пенёк зачем-то влез,

И был АБСУРДОМ полон лес!

БАРСУЧОК (стоя на пеньке). Я согласен на КОМПРОМИСС.*

МЫШКА. Ком-про… Чего?

БАРСУЧОК. Компромисс.

ЗАЙКА. А как это?

БЕЛКА 1 (открывает книжку). Сейчас узнаем!

БЕЛКА 2 (читает, стоя рядом с первой). Компромисс – соглашение, взаимные ус­тупки.

БАРСУЧОК. Я уступаю вам, а вы мне…

БЕЛКА 1. Ты уступаешь нам? В чём?

БАРСУЧОК. Я не буду пользоваться словами из этой книги, а вы мне её вернёте.

БЕЛКА 2. Обещаешь?

БАРСУЧОК. Обещаю. (Слезает с пенька.)

БЕЛКА 1. Будешь разговаривать просто и понятно?

БАРСУЧОК (вздохнул). Постараюсь.

БЕЛКА 2. Договорились. Держи, умник!

Белка отдаёт Барсучку книгу. На сцене появляется Ворона, запрыгивает на пе­нёк.

ВОРОНА (в сильном возбуждении). СЕНСАЦИЯ!* Сенсация! ФЛОРА* и ФАУНА* при­ветствуют гостью из большого города! У неё такой ШАРМ,* что она непременно произ­ведёт ФУРОР!*

ЗАЙКА. Что она говорит?

БЕЛКА 1 (Барсучку). Это ты её научил?

БЕЛКА 2. Объясни немедленно! Иначе все мы умрём от любопытства!

БАРСУЧОК. Сенсация – значит впечатляющее событие…

ВОРОНА. Ещё какое впечатляющее! Сенсация – это сенсация!

БЕЛКА 1. Понятно! Дальше что?

БАРСУЧОК. Она говорит о впечатлении, которое произвела на мир растений и живот­ных, появившаяся у нас в лесу гостья из города. Гостья очень обаятельная и имеет ус­пех! (Вороне.) У кого она имеет успех?

ВОРОНА (подпрыгивая на пеньке). У всех! У всех без исключения!

МЫШКА. А посмотреть на неё можно?

ВОРОНА. Ты ещё маленькая!

МЫШКА. Это потому, что я мышка!

ВОРОНА. Неважно. Гостья только что прошла по мостику, и лягушки в речке устроили ей ОВАЦИЮ!*

БАРСУЧОК (всем). Овация – значит бурные аплодисменты и восторженные вы­крики.

ВОРОНА. Вот именно, но я думаю, что она ничего не заметила, поскольку совсем, ну совершенно проигнорировала их внимание к своей персоне!

ЗАЙКА. Не обратила внимания?

ВОРОНА. Ни малейшего! (Поёт.) Гостья по лесу неспешно идёт,

Венков не плетёт и грибов не берёт…

Не замечает лесной паутины,

Не обрывает ягод малины,

И ежевика ей не нужна.

Зачем же? Зачем она в лес к нам пришла?

ЗАЙКА. Действительно, зачем?

МЫШКА. А как она выглядит?

БЕЛКА 1. Идёмте поглядим! Только тихо! (Зайке.) И не наскакивай на неё, как ты обычно делаешь!

ЗАЙКА. Я? Это неправда!

БЕЛКА 2. Правда, правда! Когда несёшься по лесу, смотри куда сворачиваешь.

ЗАЙКА. Ну, разве что, когда тороплюсь…

ВОРОНА (стоя на пеньке, смотрит вдаль). Интересно! Очень интересно! Она идёт к го­лубой ели!

БЕЛКА 1. Давайте спрячемся в ветвях и понаблюдаем.

ЗАЙКА. Не все тут, между прочим, умеют по деревьям лазить.

МЫШКА. Мы можем в кустах посидеть.

ВОРОНА. Оптимальный вариант – подняться на холм. Тогда всё будет видно.

БЕЛКА 2. Правильно. Холм совсем рядом. Поскакали?

ВОРОНА. Полетели!

ЗАЙКА. Побежали!

БАРСУЧОК. Переместились, то есть… Поплюхали!

МЫШКА. Поплюхали! Вот здорово!

Все ушли. Мышка вприпрыжку бежит за ними. С другой стороны сцены появля­ется девочка Майя, в руках у неё сумочка. Майя танцует и поёт.

МАЙЯ (поёт). Прекрасен солнечный денёк!

Вот ветерок листвой играет,

Шумит средь сосен и берёз,

И спеть с ним вместе предлагает.

О том, что вижу я вокруг –

О паутинке вдаль летящей…

О шишке, что упала вдруг,

О хрупкой стрекозе звенящей,

О бабочке, чей дивный шёлк,

Замечен мной в траве блестящей,

Где и сама я, как цветок -

Красивый, яркий, настоящий!

Из-за кустов появляется Ежинка – маленькая ежиха. Майя кружится в середине поляны. Музыка стихла.

ЕЖИНКА. Ты и правда похожа на цветок. Только очень большой.

МАЙЯ. Спасибо. (Делает реверанс.)

ЕЖИНКА (засмеялась). Цветы так не умеют. И поют не все, разве что колокольчики. Но они лазоревые, а у тебя платье красное.

МАЙЯ. А если бы я была цветком, то каким?

ЕЖИНКА. Подумать надо. (Сочиняет на ходу.) Цветов на свете много есть –

В лесу цветов не перечесть,

Но чтоб похож был на тебя…

(Задумалась ненадолго.) Такой цветок не знаю я.

МАЙЯ. Какие чудесные стишки!

ЕЖИНКА (засмущалась). Ничего особенного. У нас тут все сочиняют.

МАЙЯ. Да ну?

ЕЖИНКА. А что? Когда время есть, почему не развлечься?

МАЙЯ. Тебя как зовут?

ЕЖИНКА. Я младшая в своей семье –

Среди ежей, я как пушинка,

Но обижать меня не смей,

Предупреждаю! Я – Ежинка!

МАЙЯ. Ежинка! Очень красиво!

ЕЖИНКА. А твоё имя?

МАЙЯ. На свет я появилась в мае –

Меня тотчас назвали Майя!

ЕЖИНКА. Тоже ничего. Для девочки подходяще.

МАЙЯ. Ты сказала, что у вас все сочиняют… Все – это кто?

ЕЖИНКА. Народ лесной. Вон, смотри… (Показывает за кулисы.) На холме сидят и на нас глядят!

Ежинка помахала рукой вдаль. Из-за ёлки выглянул и спрятался Лисёнок.

МАЙЯ. Знаешь, Ежинка, я только что придумала…

На сцене появляется Ворона, выглядывает из-за куста.

ВОРОНА. Интересно! Интересно!

МАЙЯ. Раз у вас, как ты говоришь, все умеют сочинять, пусть сложат стишок…

ЕЖИНКА. О чём?

МАЙЯ. В вашей речке есть кувшинки?

ЕЖИНКА. Есть, в заводи.

МАЙЯ. Пусть стишок будет про кувшинки. Они, верно, красивые?

ЕЖИНКА. Ну да, кувшинки – лесное чудо, в них живёт кусочек солнышка.

ВОРОНА (выскочила из-за куста). Большой привет! Я всё слышала! С энтузиазмом оповещу всех и посочиняю сама! Но мне нужно знать, какой будет награда?

ЕЖИНКА. Награда? Что ты имеешь в виду?

МАЙЯ. Конечно, награда за самый лучший стишок!

Майя открывает сумочку, достаёт большую конфету в блестящей обёртке.

МАЙЯ. Это подойдёт?

Ежинка и Ворона замерли в изумлении. Лисёнок высунулся из-за куста.

ЛИСЁНОК. Вот это да!

ЕЖИНКА. Какая красивая награда!

ВОРОНА. И вкусная, я думаю…

МАЙЯ (шутливо). Конфета – для лучшего поэта! (Положила конфету в сумочку.) Встретимся на этой поляне через час!

ВОРОНА. Прекрасно! Немедленно расскажу всем! Сенсация! Сенсация! Впервые в нашем лесу – турнир стихосложения!

Ворона пролетает мимо Лисёнка, натягивает ему кепку на нос.

ЛИСЁНОК (снимая кепку). Турнир чего?

ВОРОНА. Стихосложения!

Ворона улетела. Лисёнок спрятался за куст.

МАЙЯ. А пока я посмотрю на кувшинки! Где это?

ЕЖИНКА. Совсем недалеко. Прямо и налево.

МАЙЯ. Хорошо. До встречи!

ЕЖИНКА. До встречи.

Майя ушла. Ежинка села на пенёк.

ЕЖИНКА (сама с собой). Значит, надо придумать стишок… Люблю такое занятие! (Встала с пенька, обращается к зрителям.) А хотите загадку?

На зелёном стебельке – светит солнышко в реке,

И улёгшись на бочок, спит на солнышке жучок.

Что это, ребята? Что за солнышко в реке? Конечно, кувшинка. Молодцы, быстро сооб­разили! Ну, пойду посочиняю…

Ежинка уходит. Лисёнок выбрался из укрытия и смотрит вслед Ежинке.

ЛИСЁНОК. Молодцы – огурцы, жучок – дурачок, червяк – на нос бряк! Подумаешь! Сочинялки! Соплялки – восхищалки! «Тюти – мути» всякие! Чего ради время тратить? А конфету я другим способом получу!

Лисёнок поет, и сам с собой играет в шпиона.

ЛИСЁНОК (поёт). Я крадусь по лесу тихо…

Славно прячусь по кустам.

Я шпионю очень лихо,

Но за кем, не знаю сам.

Только это и неважно,

Важно в форме быть всегда.

Важно быть всегда отважным,

Остальное – ерунда!

Я ползу в траве высокой,

Незаметен никому.

Я скрываюсь за осокой,

Мне не скучно одному!

Важно то, что интересно

Всё подслушать и узнать,

Даже если и нечестно,

Мне на это наплевать!

Лисёнок почти ползком удаляется за кулисы. Музыка. На сцене появляется Боб­рёнок, убирает пенёк, передвигает ёлку к кусту и ставит у правой кулисы пучок камы­шей. Затем Бобрёнок приносит маленький рюкзак и длинную удочку. Из рюкзачка он достаёт небольшой коврик, расстилает и раскладывает на нём разные вещи, нужные для рыбной ловли.

БОБРЁНОК (в раздумье). Пожалуй, начнём с мухи!

Бобрёнок берёт коробочку, достаёт из неё муху, насаживает на крючок удочки. «Забрасывает» удочку в правую кулису. Музыка.

БОБРЁНОК (поёт или говорит под музыку). Вкусную муху в воду бросаю,

Щуку на муху я эту поймаю!

Я ради щуки старался не зря -

Муху сегодня ловил я полдня!

(Смотрит за кулисы.) Ага! Клюёт! (Резко вытаскивает удочку, крючок пустой, разоча­рованно.) Съела! (Подходит к коврику.) Попробуем предложить корочку хлеба! (Наса­живает на крючок корочку, забрасывает удочку, поёт.)

Вкусную корочку в воду бросаю –

Щуку на корочку хлеба поймаю!

Корочку маслом намазывал я,

Думаю, что потрудился не зря!

(Смотрит за кулисы.) Клюёт! Подожду… Пусть покрепче схватит! (Через мгновение вытаскивает удочку, крючок пустой, разочарованно.) Опять съела!

Бобрёнок подходит к коврику, берёт маленькую сардельку, насаживает на крю­чок удочки.

БОБРЁНОК. А теперь что-нибудь повкуснее! Сейчас она обязательно попадётся! (За­брасывает удочку, поёт.) Вкусную, в воду, сардельку бросаю –

Щуку на эту сардельку поймаю!

Клюнула сразу! Я так и знал!

(Резко вытаскивает удочку, крючок опять пуст.)

Съела! Опять я её не поймал!

Музыка стихла. Бобрёнок задумался с удочкой в руках.

БОБРЁНОК. Что ещё? (Подходит, копается в рюкзачке, достаёт яблоко.) Может она яб­локо хочет?

На поляне появляется Майя.

МАЙЯ (Бобрёнку). Скажи, пожалуйста, здесь растут кувшинки? Я правильно пришла?

БОБРЁНОК. Смотря куда ты хотела придти. А зачем тебе кувшинки?

МАЙЯ. Полюбоваться.

БОБРЁНОК. Нашла занятие! Лучше ответь, – будет щука на яблоко ловиться?

МАЙЯ. Сомневаюсь, что щука, даже очень голодная, станет есть такое большое яб­локо.

БОБРЁНОК. Вот и я думаю, – подавится! Может, ей гриб, какой предложить? Или орех?

МАЙЯ. Рыбы грибы не едят! И орехи тоже. Это не белки.

БОБРЁНОК. Как же её ловить?

МАЙЯ (достаёт из сумочки печенье). Попробуй на печенье.

БОБРЁНОК (берёт и с сомнением разглядывает). Что там в середине?

МАЙЯ. Повидло. Печенье бабушка пекла.

БОБРЁНОК. Такой наживки у меня ещё не было.

Бобрёнок насаживает печенье на крючок, забрасывает удочку в кулису.

МАЙЯ. Смотри, сразу схватила! Тащи скорей!

БОБРЁНОК (тащит, но леска натянулась и не идёт). Не могу!

МАЙЯ. Сильнее дёргай!

БОБРЁНОК (старается изо всех сил). Не получается!

МАЙЯ (смотрит за кулисы). Какие круги выделывает! Она большая! Прямо огромная!

БОБРЁНОК. Наконец-то я её поймал!

Бобрёнок пятится назад, рыба на леске удочки тащит его вперёд.

МАЙЯ. Да, ты её поймал!

БОБРЁНОК (радостно). Ей понравилось твоё печенье!

МАЙЯ. Я очень рада! Тяни скорей!

БОБРЁНОК. Не могу!

Рыба рванула вперёд, Бобрёнок чуть не упал в воду.

МАЙЯ. Осторожней! Похоже, это она тебя поймала!

БОБРЁНОК. Ты не смейся, лучше помоги.

МАЙЯ. Чем помочь?

БОБРЁНОК. Тянем вместе!

МАЙЯ. Сейчас!

Майя кладёт свою сумочку на коврик и берётся за удочку сзади Бобрёнка. Рыба таскает их за собой на леске удочки кругами, мотает по сцене из стороны в сторону. Лисёнок выбрался из кустов, пытается добраться до сумочки, но Майя и Бобрёнок чуть не сбили его с ног и он решил убраться.

МАЙЯ. Какая она сильная!

БОБРЁНОК. Это потому что наелась!

МАЙЯ. Чего наелась?

БОБРЁНОК. Держись!

Рыба снова потащила их в воду. Они дёрнули удочку назад. Неожиданно леска оборвалась. Майя и Бобрёнок упали на пол, сбив сзади себя концом удочки Лисёнка, который вновь сделал попытку добраться до сумочки.

ЛИСЁНОК. Ай! (Отползает в кусты.)

БОБРЁНОК (сидя на полу). Опять съела! Не рыба, а крокодил какой-то!

МАЙЯ. Почему? (Поднимается и отряхивается.)

БОБРЁНОК (поднимаясь). Сначала муху съела, потом целый бутерброд с колбасой, те­перь вот твоё печенье…

МАЙЯ. Я думала, ты её ловишь, а ты, оказывается, её кормишь!

БОБРЁНОК. И всё-таки, я её поймал!

МАЙЯ. Но она же сбежала!

БОБРЁНОК. Неважно. Главное – поймал! Сколько времени потратил, сколько продук­тов каждый день…

МАЙЯ. Каждый день?

БОБРЁНОК. А как же! Не подкормишь, не поймаешь. Это все рыбаки знают!

МАЙЯ. Тогда поздравляю: ты так её откормил, что теперь с ней ни один рыбак не справится! Её просто невозможно из воды вытащить.

БОБРЁНОК. А зачем вытаскивать? Пусть живёт.

МАЙЯ (насмешливо). Пока не похудеет?

БОБРЁНОК (хитро). Пока мне её вновь поймать не захочется! (Зрителям.) Загадка!

Это такая, очень большая,

Страшно подумать – с какими зубами!

Хищница, в общем, и может она

Много продуктов слопать одна!

Кто это, ребята? Правильно, моя щука!

На сцене внезапно появляется Ворона.

ВОРОНА. Я первая! Я первая! (Майе.) Слушай скорей!

Майя вынимает из сумочки блокнот и карандаш, чтобы записывать стихи.

ВОРОНА (встаёт в позу, торжественно). Стихи!

БОБРЁНОК. Чьи?

ВОРОНА. Мои, конечно. Не перебивай! (Вновь встала в позу.) Стихи!

(Читает с завыванием.) Посреди реки цветок –

Красивый, жёлтый лепесток –

Кувшинка скромная мала,

Но грациозна и мила!

(Майе.) Запомнила? Может повторить?

МАЙЯ. Записала.

БОБРЁНОК. А что значит «грациозна»?

ВОРОНА (поучительно). ГРАЦИОЗНЫЙ * – значит: изящный, нежный, прелестный.

БОБРЁНОК. И зачем вся эта либерда?

МАЙЯ. Надо говорить – белиберда.

ВОРОНА (обиделась). Вовсе это не белиберда, а очень оригинальное произведение. (Сочиняет на ходу.) Тот, кто придумает лучший стишок –

О том, что такое кувшинки цветок,

Потрудится вовсе сегодня не зря,

И станет по праву сенсацией дня!

МАЙЯ. Не преувеличивай, пожалуйста.

ВОРОНА. Ну, про награду и так все знают.

БОБРЁНОК. Награда за стишок? А какая?

Майя открывает сумочку, показывает Бобрёнку конфету. Из кустов вновь высо­вывается Лисёнок.

БОБРЁНОК. Ничего себе! (Майе.) Как думаешь, щуке она понравится?

ВОРОНА. Ещё что придумал! (Майе.) ХОББИ * у него такое – рыбок кормить.

Майя закрыла сумочку, Лисёнок спрятался.

БОБРЁНОК. Хобби – это как?

МАЙЯ. Хобби – любимое занятие.

БОБРЁНОК. Уж лучше рыбку кормить, чем несуразные стихи сочинять.

ВОРОНА. Ах, так! Да ты просто этот… Как его… ФАНФАРОН!*

БОБРЁНОК. Сама такая… (Собирает свои вещи в рюкзак.)

ВОРОНА (победно). Удочки сматываешь? Фанфаронить все умеют… А вот талантливо сочинять!… (Майе.) Не забудь, что я была первой! (Улетает.)

МАЙЯ. Не знаю точно, что такое «фанфаронить», но мне кажется, что Ворона как раз этим и занимается.

БОБРЁНОК. Запомню, спрошу у Барсучка. А, вообще, спасибо тебе!

МАЙЯ. За что?

БОБРЁНОК. За щуку. Ты хотела увидеть кувшинки? Это там. (Показывает.) Посмот­реть стоит.

МАЙЯ. Все собираются в полдень на большой поляне, приходи, пожалуйста.

БОБРЁНОК. Я не умею талантливо сочинять…

МАЙЯ. Неважно. Можно не уметь сочинять стихи и быть при этом очень хорошим.

БОБРЁНОК. Ладно. Приду послушать других. (Берёт рюкзак, удочку и уходит.)

МАЙЯ. До встречи! (Сама с собой.) А сейчас к кувшинкам! (Уходит.)

ЛИСЁНОК (выбрался из кустов). Умею сочинять – не умею сочинять! Какая разница! Устроили соревновалки, тоже мне стихоплёты! (Передразнивает Ворону.) «Ах, кув­шинки, ах, красиво! Ах, стишочки – всем на диво!» Соплялки, восхвалялки, пустые пе­реживалки! И этот тоже: «Рыбка моя, уси-пуси, вот тебе бутербродики – уродики…» Тьфу, противно! Жаль она ему хвост не откусила, щука эта! Был бы Бобёр без хвоста – вот смехота! (Смотрит вслед Майе.) Ушла. И сумку унесла. Дались ей эти кувшинки! Придётся топать до самой заводи!

(Поёт.) Как мне быть? На что решиться?

Что сначала предпринять?

Может быть, догнать девчонку

И немножко напугать?

Может, западню подстроить?

Может, просто обмануть?

Надо побыстрей придумать,

Как же сумочку стянуть!

Лисёнок побежал за Майей. На сцене появился Барсучок со своей книжкой под мышкой, он передвигает ёлки, убирает камыши. Внезапно выбегает Зайка, резко свора­чивает у дерева и налетает на Барсучка, оба падают.

ЗАЙКА. Ой! Извини! Опять наскочил!

БАРСУЧОК (поднимаясь и подбирая книгу). Смотреть надо, куда несёшься!

ЗАЙКА. Так я к тебе… Спешил просто. (Поднимается.)

БАРСУЧОК (усаживаясь на пенёк). Зачем?

ЗАЙКА. Ужасно хочу выиграть турнир.

БАРСУЧОК. А я при чём?

ЗАЙКА. Нужно, чтобы стихи были красивыми. Ты много читал… Пожалуйста, под­скажи слова.

БАРСУЧОК. На свете столько прекрасных слов…

ЗАЙКА. Назови хоть парочку, Барсучок!

БАРСУЧОК. Я обещал не заглядывать в книжку.

ЗАЙКА. Ты не заглядывай, а вспомни.

БАРСУЧОК. Ну, например… (Задумался.) ИДИЛЛИЯ…*

ЗАЙКА. Идил-лия! Идил-лия! Действительно, хорошо звучит. А что это?

БАРСУЧОК. Это то, что у нас было до появления в лесу гостьи из города.

ЗАЙКА. А что у нас было?

БАРСУЧОК. Мирная, спокойная жизнь, которая сейчас нарушена азартом стихосложе­ния.

ЗАЙКА. Значит идиллия – всего лишь спокойная жизнь?

БАРСУЧОК. Счастливая жизнь.

ЗАЙКА. Запомнил. А ещё?

БАРСУЧОК. Ещё? Ещё… (Думает.) СИМПАТИЯ.* Когда тебе кто-то нравится, и ты ис­пытываешь к нему симпатию.

ЗАЙКА. Замечательные слова. Спасибо! (Убегает.)

БАРСУЧОК. Наконец-то я могу почитать. (Открывает книгу.)

На сцене появляется Бобрёнок.

БОБРЁНОК. Привет, Барсучок!

БАРСУЧОК (не отрываясь от книги). Привет, привет…

БОБРЁНОК. А я к тебе.

БАРСУЧОК (оторвался от книги, посмотрел сквозь очки). Ну? Рифму ищешь? Или слово красивое?

БОБРЁНОК. Не-е-а… Я спросить хотел.

БАРСУЧОК (вздохнул). Спрашивай.

БОБРЁНОК. Что такое «фанфарон»?

БАРСУЧОК. Не знаю, Бобрёнок. Я ещё до этой буквы не дочитал. Хочешь, вместе по­смотрим?

Барсучок листает книгу, Бобрёнок подходит к нему.

БАРСУЧОК. Где ты его слышал?

БОБРЁНОК. Ворона обзывалась.

БАРСУЧОК. Тогда понятно… (Смотрит в книгу.) Она действительно обзывалась. Фан­фарон – хвастун и бахвал. В общем, задавака.

БОБРЁНОК. У… Какая! Думаешь, она что-то умное сказала, а оказывается, просто ру­гается.

БАРСУЧОК. А ты ответь ей. Возьми и назови непонятным словом. Пусть помучается, что оно означает.

БОБРЁНОК. Это каким?

БАРСУЧОК. Например: «ИНСИНУАЦИЯ».*

БОБРЁНОК. Что, что?

БАРСУЧОК. Инсинуация – значит: злостный вымысел, клевета, сплетня.

БОБРЁНОК. Во! Совершенно для неё подходяще. Обязательно запомню.

Барсучок поднялся с пенька, на котором сидел и закрыл книгу.

БАРСУЧОК (поёт). Если вас обидел кто-то,

Кто-то как-то обозвал,

Вам не надо огорчаться

И устраивать скандал!

Вы ему скажите строго,

Мол, про вас всё знаю я –

Вы не стоите вниманья…

БОБРЁНОК (поёт). Вы – ИНСИНУАЦИЯ!

БАРСУЧОК (поёт). Вы простая клевета,

Сплетня неказистая!

БОБРЁНОК (поёт). Вы пустая болтовня

Глупая и быстрая!

Мне нисколько не обидно,

Ведь про вас всё знаю я –

Вы не стоите вниманья…

БОБРЁНОК и БАРСУЧОК (хором). Вы – ИНСИНУАЦИЯ!

БОБРЁНОК. Пойду и скажу это Вороне!

БАРСУЧОК. Лучше спой. Она не любит, когда кто-то знает больше неё. И поёт тоже.

Бобрёнок уходит. Барсучок сел на пенёк и уткнулся в книгу. На поляну выско­чили Белки.

БЕЛКА 2. Барсучок, подскажи рифму к слову «листочек»?

БЕЛКА 1. А к слову «бабочка»?

БАРСУЧОК. Опять всё сначала! Не знаю я… Сами ищите. (Пошёл от них.)

БЕЛКА 1 (бежит следом). Барсучок, ну, пожалуйста!

БЕЛКА 2. «Листочек – носочек», красиво будет?

БАРСУЧОК (остановился). Красиво, но глупо. Кроме рифмы смысл должен быть.

БЕЛКА 2. А как же тогда?

БАРСУЧОК. Думайте!

Барсучок удаляется, Белки бегут за ним. Появляется Мышка, без шляпки, тихо­нечко ставит на краю сцены камыши и с грустным видом садится на пенёк. Через мгно­вение к ней выходит Майя.

МАЙЯ. Ты что тут одна? Сочиняешь?

МЫШКА. У меня шляпка в речку упала… Достать не могу. Я маленькая.

МАЙЯ (смотрит за камыши). Плавает! Совсем недалеко. Сейчас какую-нибудь палку найдём… Подержи, пожалуйста. (Отдаёт Мышке сумочку.)

Майя уходит. Мышка держит сумочку. Появляется Лисёнок.

ЛИСЁНОК (Мышке). Ну-ка, иди сюда, малявочка!

Мышка прижала сумку к себе и попятилась.

ЛИСЁНОК. Да не бойся ты. Сумку отдай и гуляй на здоровье!

МЫШКА (храбро). Не дам!

ЛИСЁНОК (опешил). Так да? Значит вот так, да? Ну, знаешь, я ведь и обидеть могу! Не посмотрю, что ты маленькая!

МЫШКА. Не надо! Хуже будет…

ЛИСЁНОК. Ах ты, тюти – мути, соплялки – охранялки! Величиной с козявку, а туда же, угрожает! (Пошёл на неё.) Отдай сумку!

МЫШКА. Не отдам!

ЛИСЁНОК. Ну… Готовься! Я предупреждал! (Делает страшное лицо.) Счас, проглочу!

МЫШКА. А я… закричу…

ЛИСЁНОК. Не успеешь!

МЫШКА. Тогда… убегу! (Начинает носиться кругами по сцене, Лисёнок за ней.)

ЛИСЁНОК. Посмотрим…

Мышка убегает, Лисёнок бежит следом. Вернулась Майя со шляпкой в руках.

МАЙЯ. Вот, достала. Сейчас высохнет! (Оглядывается вокруг.) Куда она делась? (Зо­вёт.) Мышка! (Сама с собой.) Может, испугалась чего? Она же маленькая. Ой, сумка…

Пропала награда за лучший стишок. Что же делать? Вернусь на поляну, всё им рас­скажу.

Майя уходит. Музыка. Появляются Белки, Ворона, Ежинка, Бобрёнок и Барсу­чок. Они убирают камыши, переставляют деревья, выкатывают небольшой пригорок и устанавливают широкий пенёк – эстраду. Ворона летает по сцене и ко всем пристаёт.

ВОРОНА. Бобрёнок, ну скажи, наконец, что такое «инсинуация»?

БОБРЁНОК (обметает веником пенёк – эстраду). Не скажу. Не будешь задаваться!

Ворона полетела к Барсучку.

ВОРОНА. Что значит «инсинуация»?

БАРСУЧОК. Не помню. (Усаживается на пригорок.)

ВОРОНА. В книжке посмотри.

БАРСУЧОК. Я её дома оставил. Обещал Белочкам, что не буду умничать.

ВОРОНА. Безобразие какое-то! (Полетела к Ежинке.) Ежинка, ты слышала слово «ин­синуация»?

ЕЖИНКА (обмахиваясь кленовым листочком, как веером). Никогда.

ВОРОНА. А вы, Белочки?

БЕЛКА 1. Не слышали, а что это?

БЕЛКА 2. Наверное, что-нибудь интересное. Звучит красиво – инсинуация!

ВОРОНА. Может быть, всё-таки кто-то скажет… (Обращается в зал.) Детишечки, вы знаете слово «инсинуация»? (Зал отвечает.) Ой, какие вы умные! Это хорошее слово или плохое? (Зал отвечает.) И что оно значит?

БОБРЁНОК (подходит к Вороне). А значит оно, что ты болтушка и сплетница!

ВОРОНА (зрителям). Это правда? (Зал отвечает.) Ну, уж этого я никак не ожидала! Ворона, обидевшись, уселась на маленький пенёк.

БАРСУЧОК (Вороне). Не будешь обзываться, умница – разумница!

БЕЛКА 1. Мудрилка мудрила, всем ум задурила!

БЕЛКА 2. На пенёк уселась, мудростью объелась!

Дружный смех. Ворона вскочила, но тут появился Зайка, который бежал во весь дух, резко свернул у ёлки и нечаянно налетел на Ворону, оба упали. Все засмеялись ещё громче.

ЗАЙКА (сидя на полу). Фу… Опять наскочил…

ВОРОНА (поднимаясь и отряхиваясь). Смотреть надо куда сворачиваешь, попрыгун несчастный!

ЗАЙКА (поднимаясь). Извини. Торопился очень, боялся опоздать…

На поляне появилась расстроенная Майя со шляпкой в руках.

ЗАЙКА. Ура! (Быстро сочинил.) Майя пришла, награду принесла!

Можно начинать всем стихи читать.

В очередь, друзья, первым буду я!

ВОРОНА. Неправда! Я уже была первая! Я читала! Бобрёнок слышал!

БЕЛКА 1 (Зайке). И почему ты всегда первый? Мы тоже хотим!

ЗАЙКА. Пожалуйста, это я так… в рифму.

МАЙЯ. Извините меня, простите… а награды нет.

ЗАЙКА. Как нет? Ты её съела?

ЕЖИНКА. Что ты говоришь, Зайка! Майя никогда бы так не сделала. (Майе.) Ты её по­теряла?

ВОРОНА. Где твоя сумка? У тебя её скрали?

БАРСУЧОК. Правильно говорить «украли». Что случилось?

МАЙЯ. Я помогала Мышке достать из реки шляпку.

БЕЛКИ (хором). Соломенную?

ВОРОНА. Вот разиня!

МАЙЯ. Она нечаянно уронила… Пока шляпку ловила, сумочку я…

ЗАЙКА (перебивает). На пенёк положила?

МАЙЯ. Нет.

БАРСУЧОК. На дерево повесила?

МАЙЯ. Нет.

ЕЖИНКА. Может, под кустиком спрятала и забыла?

МАЙЯ. Я её Мышке подержать дала. Шляпку достала, а Мышка куда-то делась. Вы её не видели?

ЗАЙКА. Ой, она же маленькая! Её любой обидеть может…

ВОРОНА. А уж сумку отобрать – запросто!

БАРСУЧОК. Будем надеяться, что с Мышкой ничего плохого не случилось.

МАЙЯ. Как же теперь стихи?

ЕЖИНКА. Мы можем и без награды. Интересно просто всех послушать.

БЕЛКА 1. Правда! Зря что ли старались, сочиняли?

ВОРОНА. А кто оценивать будет? Предлагаю себя, как самую начитанную.

БОБРЁНОК. Опять задаёшься?

БЕЛКА 2. Оценивать будет Майя и… Барсучок. Он всегда честный.

БАРСУЧОК. Спасибо за доверие. Будем начинать?

ВОРОНА. Я читала. Кто за мной?

БЕЛКА 1. Можно мне?

БАРСУЧОК. Пожалуйста.

Майя и Барсучок сели на пригорок. Белка 1 поднялась на пенёк – эстраду. Во­рона присела на маленький пенёчек, остальные расположились кому как удобно.

БЕЛКА 1. Стихи про кувшинку. Скромный цветочек, растущий в воде,

Он почему-то известен везде.

Бабочка любит на нём отдохнуть –

Веет прохладой и пахнет чуть- чуть!

Все захлопали в ладоши. Белочка раскланялась и спустилась с пенька.

ЗАЙКА. Браво! Браво! Очень хорошие стихи!

На поляну выбегает запыхавшаяся и испуганная Мышка без сумочки.

МЫШКА. Ай-яй-яй! Помогите! Он за мной гонится! Спрячьте меня куда-нибудь!

Мышка мечется по сцене. Все повскакали со своих мест.

БОБРЁНОК. Кто гонится?

МЫШКА. Большой и рыжий! Наглый такой! (Ищет, где спрятаться.)

БАРСУЧОК. Успокойся, пожалуйста, не бегай.

Белочки взяли Мышку за руки и усадили на пенёк.

БЕЛКА 1. Садись и рассказывай.

БЕЛКА 2. Здесь тебя никто не тронет.

МЫШКА. У меня шляпка в речку упала…

МАЙЯ (подходит). Вот твоя шляпка, уже высохла. Как я за тебя испугалась!

МЫШКА. Ой, спасибо! (Берёт у Майи шляпку.) А я как испугалась, когда этот рыжий из кустов выпрыгнул! «Проглочу» – говорит, ну я и побежала! Я маленькая, а он большой, он быстрее… Зубастый такой!

ВОРОНА. Прямо «ужастик» какой-то! И кто посмел тебя обидеть?

МЫШКА. Он хотел сумочку отнять. Майя мне её подержать дала.

ВОРОНА. Тогда понятно! Рыжий, говоришь? Зубастый? В шапке с козырьком? (Мышка кивает.) Лисёнок младший тут сегодня отирался. Я думала он тоже посочинять собирается… А он, видишь что, разбойничать удумал!

МАЙЯ. Мышка, сумочка у него? У Лисёнка?

МЫШКА. Нет. (Сочиняет на ходу.) Он за мною, я бегом!

Он прыжками, я ползком –

Долго мы петляли…

ЗАЙКА (подхватил в рифму). И сумку потеряли!

МЫШКА. Вы совсем меня за маленькую считаете, да?

ВОРОНА (заволновалась). Так куда ты её дела?

МЫШКА (виновато). В овраг уронила.

БЕЛКИ (хором). В овраг?

МЫШКА. Нечаянно. На самое дно.

БОБРЁНОК. Лисёнку туда не добраться. Овраг глубокий, склон крутой.

ВОРОНА (Мышке). И как тебя угораздило?

МЫШКА. Не знаю. Спряталась за камень, а этот зубастый, как выскочит неожиданно, весь в репьях! Я растерялась.

БАРСУЧОК. Хорошо, что сама не упала, вот где беда бы была.

МАЙЯ. Не переживай, Мышка, главное, что с тобой всё в порядке.

ЕЖИНКА. И не бойся ничего. Пусть только сунется, мы ему покажем!

МЫШКА. А как же сумочка?

БАРСУЧОК. Подумать надо, как достать её.

БОБРЁНОК. Спуститься в овраг нельзя, скользко там. Может, удочкой подцепить?

МЫШКА. Она на самом дне, удочки не хватит.

ЕЖИНКА. Спуститься по склону нельзя, а с воздуха можно. Пусть Ворона попробует, у неё получится.

БАРСУЧОК. Это оптимальный вариант, то есть, самый лучший. Ты, Мышка, пока­жешь, где искать, и чтобы тебе нестрашно было, Бобрёнок с тобой отправится.

ВОРОНА. Я с ним не пойду, он непонятными словами обзывается!

БОБРЁНОК. Первая начала!

ЕЖИНКА. Не время сейчас отношения выяснять. Надо сумочку вернуть.

БЕЛКА 1 (Мышке). Иди, Мышка, ничего не бойся!

БЕЛКА 2. Бобрёнок тебя в обиду не даст.

БОБРЁНОК. Сейчас палку возьму потолще и никакой «ужастик» к нам не пристанет!

МЫШКА (встала, решительно). Хорошо. Я пойду. Майя добрая, мне её расстраивать не хочется, да и награда там… (Надела шляпку.)

БЕЛКА 2. Вот, вот! Турнир продолжается!

БЕЛКА 1. Пусть награду получит достойный!

ВОРОНА. Ладно, полетели. (Майе.) Не забудь, что я читала стихи первой!

Ворона улетает. Мышка и Бобрёнок идут за ней.

БАРСУЧОК (всем). Подождём, когда они вернутся?

БЕЛКА 2. Конечно, подождём!

ЕЖИНКА. Разумеется, подождём. Посидим и подождём.

Все располагаются на площадке, кому как нравится.

ЗАЙКА (поёт). Как в лесу сегодня шумно,

Стал особенным денёк!

ЕЖИНКА (поёт). Мы турнир стихосложенья

Начинать решили в срок.

МАЙЯ (поёт). Только вышло затрудненье…

БАРСУЧОК (поёт). Ну, заминка, скажем тут…

БЕЛКА 1 (поёт). Ждём друзей мы с нетерпеньем!

БЕЛКА 2 (поёт). Ждём, когда они придут!

БАРСУЧОК (поёт). Как в лесу сегодня шумно,

Славный, солнечный денёк!

МАЙЯ (поёт). Мы расстались ненадолго…

БЕЛКИ (хором). Дружно спрятались в тенёк!

ЕЖИНКА (поёт). Ждём друзей мы с нетерпеньем

И ведём подсчёт минут.

ЗАЙКА (вскочил). Вот они! Конец волненьям!

БЕЛКА 1 (радостно). Возвращаются!

БЕЛКА 2 (весело). Идут!

На полянке появились довольная собой Ворона с сумкой в руках, Мышка и Боб­рёнок.

ВОРОНА. Я с ОПТИМИЗМОМ * сообщаю вам, что мне это удалось!

БЕЛКА 2. С кем ты нам сообщаешь?

ВОРОНА. Не с кем, а с чем! С оптимизмом!

БАРСУЧОК. Оптимизм – значит жизнерадостность и вера в лучшее будущее.

БЕЛКА 2. Фу – ты, ну – ты! Так бы и сказала, что с радостью!

БЕЛКА 1. Она опять за своё!

БОБРЁНОК. Ага, сумку из оврага достала, теперь целый год задаваться будет!

ЕЖИНКА. И почему нельзя говорить просто? Чтобы всем понятно было?

ВОРОНА. Но ведь так интересно узнавать новые слова…

БАРСУЧОК. Узнавать интересно, только злоупотреблять не стоит.

ВОРОНА. Чего – чего?

БОБРЁНОК. Ты эти слова и к месту говоришь, и не к месту… Чаще не к месту.

БЕЛКА 1. И не объясняешь никогда!

ВОРОНА. Ну, хорошо, хорошо! Я учусь. Скажем так: с радостью сообщаю всем, что мне это удалось!

БОБРЁНОК. А я сообщаю, что Мышка была очень храброй и сразу нашла место, где всё случилось!

МЫШКА. Камень, где я пряталась, ни с чем не спутаешь.

МАЙЯ (Мышке). Всё равно ты молодец! (Бобрёнку.) И ты, Бобрёнок, тоже!

БОБРЁНОК. А я-то что? Я же ничего не делал.

МЫШКА. Ты меня охранял, я же маленькая! Спасибо тебе.

ВОРОНА. А мне? Про меня забыли все? Это я в овраге на дне побывала! Это я, можно сказать, всем рисковала!

БАРСУЧОК. Это чем – всем?

ВОРОНА. Неважно чем, главное, всем! (Майе.) Держи своё сокровище. (Отдаёт ей сумку.)

МАЙЯ (берёт сумочку). Спасибо, спасибо большое! Благод



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: