Семинар 7. Основные функции родителей в развитии и воспитании ребёнка




Общие основы педагогики

Курс, 2018-2019 уч.год

Яркова Татьяна Анатольевна, д-р пед.наук, профессор

t.a.yarkova@utmn.ru

Семинар 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке

Вопросы для обсуждени я

1. Педагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.

2. Этапы развития педагогики

3. Педагогика в лицах: интересные идеи педагогов прошлого, актуальные для настоящего и будущего образования.

4. Связь педагогики с другими науками.

5.Понятийный аппарат современной педагогики.

 

Задания

Первый вопрос: подберите аргументы к защите одного из утверждений:Педагогика – наука.Педагогика – искусство.

Второй вопрос: найдите интересную педагогическую идею одного из педагогов прошлого и докажите ее современность.

Четвертый вопрос: составьте словарь основных понятий педагогики.

 

Литература

Учебники «Педагогика», Антология педагогической мысли, Педагогические словари, Педагогическая энциклопедия

 

Семинар 2-3. Методология педагогической науки и педагогической деятельности (4 часа)

Вопросы для обсуждения

1.Что такое методология научного познания?

2. Методологическая культура педагога?

3. Педагогическоеисследование, логика егоорганизации.

4. Характеристика основных групп методов педагогического исследования.

5. Анализ основных характеристик педагогического исследования (практическая работа).

Задания:

К 1 вопросу: Проанализируйте следующие антиномии (греч.аntinomia - противоречие). Как связаны противоречивые положения в каждой паре?

1) «Нет и не может быть научного мышления вне естественной логики и здравого смысла.

– Научный подход к проблеме часто оказывается полным отрицанием того, как она понимается с точки зрения здравого смысла».

2) «Стремитесь по возможности наиболее полно изучить то, чем располагает наука; уважайте традицию, ибо жившие до нас были отнюдь не глупее нас.

– Не творите себе кумиров даже из гениальных предшественников, и самый великий авторитет не имеет лицензии на истину».

К 4 вопросу: Составьте таблицу «Характеристика методов исследования»

Группа методов метод цель Основные требования к использованию метода
теоретические анализ    
моделирование    
   
эмпирические наблюдение    
анкетирование    
   

Литература

Педагогика

Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р.А.Атаханов.. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.

 

Семинар 4. Педагогический процесс

Вопросы для обсуждения

1. Почему педагогический процесс является ведущей категорией педагогической науки?

2. Что является движущей силой (источником) педагогического процесса?

3. В чём заключается целостность педагогического процесса и почему она необходима?

4. Каким закономерностям подчиняется педагогический процесс и почему их необходимо знать?

5. Какими принципами необходимо руководствоваться при организации педагогического процесса и почему?

Задание к занятию:

Процессы обучения и воспитания, протекающие в рамках целостного педагогического процесса, не тождественны и имеют свою специфику. Заполните таблицу, отражающую основные различия этих процессов.

Основные различия Процесс обучения Процесс воспитания
По времени протекания    
По времени достижения результата    
По объекту воздействия    
По содержанию    
По методам и формам достижения цели    

Литература

Учебники и учебные пособия по педагогике

Справочники, словари

Семинар 5. Ребенок как субъект педагогического процесса

Вопросы для обсуждения

1. Понятие субъекта педагогического процесса.

2. Феномен Детства в педагогике.

3. Возрастные особенности детей дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста.

4. Гендерный подход в педагогике.

 

Задание к 3 вопросу

Напишите по 5 эпитетов, наиболее ярко характеризующих особенности детей указанных возрастных групп.

 

Литература

Учебники и учебные пособия по педагогике

Справочники, словари

 

Семинар 6. Субъектные характеристики педагога

Вопросы для обсуждения

1. Как Вы оцениваете роль педагога в современном обществе?

2. Какие требования предъявляются к современному педагогу в нормативных документах (Профессиональный стандарт педагога)?

3. Какие трудности (проблемы) существуют у педагога, образовательных организаций, системы образования на современном этапе развития общества?

4. Что можно сказать о престижности педагогической профессии?

5. Каковы перспективы развития педагогической профессии?

 

Задание:

Познакомьтесь с Атласом профессий // https://asi.ru/upload/iblock/d69/Atlas.pdf

Какие из педагогических профессий отнесены к профессиям-пенсионерам и почему? Какие определяются как перспективные? Предложите свои варианты педагогических профессий будущего. Докажите их необходимость.

Литература

Учебники по педагогике

«Профессиональный стандарт педагога»

Семинар 7. Основные функции родителей в развитии и воспитании ребёнка

Вопросы для обсуждения

1. Проблемы современной семьи.

2. Типы семей.

3. Роль родителей в воспитании детей, в обеспечении информационной безопасности детей.

4. Взаимодействие семьи и школы.

6. Формы работы с родителями.

 

Задание:

Какой Вы видите современную семью (проблемы, возможности)? Создайте «портрет» современной семьи с использованием разных техник (информационный бюллетень, коллаж, рисунок, ментальная карта и др.- на выбор). Подготовьте защиту своего «портрета» семьи.

 

Литература

Учебники и учебные пособия по педагогике

Справочники, словари



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: