РОДИТЕЛЬСКОЕ
СОБРАНИЕ - ПРАКТИКУМ
«Как помочь ребенку стать внимательным?»
Гений-это внимание.
Не важно, кто сказал, важно, что это так.
Цели. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.
Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) выставка литературы о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребенка;
б) оборудованные игровые места для родительских групп (стол с прикрепленным к нему альбомным листом синего, красного или зеленого цвета, стулья, бумага, ручки, карандаши);
в) листы с описанием игр;
г) реквизит для игр: мячи, кубики, различные мелкие предметы;
д) в центре классной доски – название темы родительского собрания.
Подготовительная работа:
1. Приглашение родителей на собрание.
2. Проведение анкетирования родителей.
3. Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем и председателем родительского комитета класса.
4. Подготовка совместно со школьным библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.
5. Подготовка для игровых групп листов с описанием игр.
Форма проведения: групповая.
Анкета для родителей
(раздаётся родителям до начала собрания)
1) Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?
- Да;
- трудно сказать (и да, и нет);
- нет.
2) Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?
- Да;
- трудно сказать (и да, и нет);
- нет.
3) Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?
_______________________________________________________________________________________
Ход собрания
1. Установление свободной и доверительной атмосферы.
Звучит музыка. Родители занимают места, за столами с синим, красным и зеленым флажком, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
Сообщение темы и целей родительского собрания.
- Тема нашего родительского собрания сегодня: “Как помочь ребёнку стать внимательным”.
Цель собрания: познакомить вас уважаемые родители с понятием внимания и его основными свойствами
Задачи: изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся;
Слайд 1, 2. Презентация
3. Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: “Внимательный ребёнок- это …”. (Время для выполнения задания - 3 минуты)
Представитель каждой группы читает вслух коллективно предложенную фразу.
Классный руководитель обобщает мнение участников собрания.
5. Председатель родительского комитета класса выступает с сообщением о результатах анкетирования родителей и предлагает более детально разобраться на этом собрании в том, что такое внимание и как его развивать.
Учитель приводит результаты выполненных заданий учащимися.
Теоретическая часть.
- Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным.
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но, выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство. Бывает рассеянным, несобранным.
Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.
Переключение внимания- это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. Если необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю, познакомиться на нашем родительском собрании.
Практическая часть.
Учитель группам родителей раздает листы с описанием игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 10 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми.
Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания. Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых предоставлено в книгах “Занимательное азбуковедение”, “Игры-шутки, игры-минутки”, “От игры к самовоспитанию”, “От игры к знаниям”.
ИГРЫИ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Игра «Повтори быстро»
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка».
- Ну, начали! Повторите - «стол».
Играющие говорят: «Стол».
- Повторите – «окно».
Играющие говорят: «Окно».
- Скажите- «улица».Быстро- «кошка» и т.д.
Игра «Не собьюсь».
По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «гоп» и т.п.
-Для развития произвольного внимания можно предложить ребенку расшифровать слова:
АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, ТЕЛОМАС, АНИШАМ.
-Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой слова:
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГА
РУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО.
-Ребенку предлагается расставить числа в порядке возрастания:
5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 4, 19, 42.
3.Классный руководитель раздает памятки по развитию внимания и комментирует их.
4.Работа с литературой.
Представители трех групп родителей берут с выставки 1-2 книги, готовятся и кратко рассказывают о содержании книг.
5. В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:
ü помогите вашим детям стать внимательными;
ü приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
ü играйте вместе с детьми в различные игры, не забывайте о спортивных и подвижных играх;
ü учите детей быть наблюдательными.
Оценка. Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание..……».
Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей.
Заключительный этап.
- В качестве решения родительского собрания я предлагаю вам следующие рекомендации (“Памятки родителям”):
- помогите вашим детям стать внимательными;
- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
- играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;
- научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют “школой внимания”;
- не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;
- учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.
Оценка.
В заключении собрании я предлагаю представителям каждой рабочей группы продолжить фразу: “Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…”.
Рефлексия.
Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета.
Красный цвет – “считаю информацию, полученную на собрании полезной”;
синий цвет – “считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной”;
зеленый цвет – “мне на собрании было не интересно”.
Минута благодарности.
- Уважаемые родители, я благодарю вас за активное участие в работе собрания и желаю вам успехов в воспитании детей!
Анкета для родителей (раздаётся родителям до начала собрания) 1) Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)? - Да; - трудно сказать (и да, и нет); - нет. 2) Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным? - Да; - трудно сказать (и да, и нет); - нет. 3) Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание? _______________________________________________________________________________________ |
Анкета для родителей (раздаётся родителям до начала собрания) 1) Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)? - Да; - трудно сказать (и да, и нет); - нет. 2) Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным? - Да; - трудно сказать (и да, и нет); - нет. 3) Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание? _______________________________________________________________________________________ |
Анкета для родителей (раздаётся родителям до начала собрания) 1) Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)? - Да; - трудно сказать (и да, и нет); - нет. 2) Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным? - Да; - трудно сказать (и да, и нет); - нет. 3) Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание? _______________________________________________________________________________________ |