ИНТЕРНЕТ-СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ




 

Исследование процессов социализации в виртуальной среде можно условно разделить на три направления: исследование виртуальной социализации, киберсоциализации, медиасоциализации. Исследователи первого направления (С. В. Бондаренко, А. В. Чистяков) предлагают рассматривать виртуальную социализацию как процесс вхождения пользователя Интернета в социокультурную среду локальных сообществ посредством освоения технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, информационной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований. Данный процесс рассматривается только в локальных сетевых сообществах и не касается вхождения пользователя в интернет-пространство в целом. Целью исследования было выявление средств регистрации коммуникативных актов в локальных интернет-сообществах. Расширение социального опыта личности вследствие вхождения в социокультурное пространство Интернета исследователями не рассматривался.

Анализ исследований киберсоциализации показал, что акцент сделан на усвоении норм, правил, культуры интернет-среды при взаимодействии человека с компьютером и другими техническими средствами (О.И. Воинова, В.А. Плешаков, Н. В. Угольков). Киберсоциализация рассматривается как инновационный социально-педагогический феномен, однако на первый план вынесены педагогические аспекты – кибервоспитание, киберобучение, и киберобразование современного человека в процессе его киберсоциализации.

Исследователями третьего направления (А. В. Петрунько, Л. А. Найденова, Л. Г.Черная) используется понятие «медиасоциализация», суть которой заключается в приобретении личностью социального опыта преимущественно на основе искусственных медиарепрезентаций, в условиях отсутствия участия в этом процессе социализирующего окружения. Исследователи указывают на агрессивность этой среды в отношении человека. По нашему мнению, Интернет и медиапространство не являются тождественными понятиями, поскольку Интернет в первую очередь предполагает субъектную активность пользователя.

В указанных подходах социализация в интернет-среде или рассматривается частично (виртуальная социализация), или как часть другого типа социализации, в частности, киберсоциализации, медиасоциализации. Поскольку это препятствует целостному рассмотрению данного процесса, существует необходимость введения дефиниции «интернет-социализация», которая бы определяла социализацию личности в интернет-пространстве. В качестве рабочего определения интернет-социализации мы предлагаем следующее: интернет-социализация – это процесс расширения социального опыта пользователя при вхождении в социокультурную среду Интернета, происходит посредством усвоения информационных технологий, информационной культуры.

Мы считаем, что в отличие от социализации в реальном пространстве в ходе интернет-социализации особое значение приобретает личностная активность как внутренний субъективный фактор социализации. Однако среди основных психологических механизмов социализации личности (копирование, идентификация, подражание, социальная фасилитация, конформность) таких, которые вполне бы учитывали внутреннюю активность личности, нет. С нашей точки зрения, в интернет-среде личность проявляет свою активность в отношении к действию или поступку с помощью механизма самовыражения. Данный механизм присутствует и в реальном пространстве, однако в интернет-среде он приобретает наибольшую актуальность и становится ведущим (А.И. Лучинкина). Мы считаем, что данный механизм лежит в основе конструирования виртуальной личности пользователем и ее социального пространства. Пользователь представляет себя в интернет-пространстве, устанавливает свои связи с виртуальной средой, выбирает направления деятельности в нем, создает свою историю, выбирает имя. Растет субъектность пользователя, способствует становлению персональной системы личностных смыслов и социальной идентичности личности и расширяет границы социального опыта пользователя. Мы считаем, что вхождение в социальную среду Интернета происходит благодаря механизму включенности, в частности его субъектной составляющей, которая реализуется в активном привлечении личности к Интернету (А.И. Лучинкина).

Мы считаем, что анализ интернет-социализации следует начинать с рассмотрения ее составляющих. Попытка определения структуры виртуальной социализации осуществлена в социологических исследованиях С. В. Бондаренко, который выделил архетипическую и когнитивно-инструментальную составляющие. Учитывая то, что интернет-пространству присущ мифологический контент, сетевая мифология (Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова, С. В. Тихонова) есть смысл рассматривать не архетипическую, а мифологическую составляющую интернет-социализации, которая реализуется в формировании представлений и мифов личности относительно Интернета (А.И. Лучинкина).

Пользователь может иметь высокий инструментальный уровень, однако не стремиться к созданию своего виртуального образа вследствие отсутствия мотивации к деятельности в интернет-пространстве, что вызывает необходимость рассмотрения мотивационной составляющей интернет-социализации.

Таким образом, процесс интернет-социализации разворачивается по мотивационной, мифологической и инструментальной составляющими. Инструментальная составляющая характеризуется уровнем инструментальной компетентности (умением целенаправленно работать с информацией, скоростью навигации (умение ориентироваться в интернет-пространстве), поисковой стратегию (пассивной, отбора, динамичной). Приобретение инструментальных навыков может происходить одновременно с развертыванием мифологической и мотивационной составляющих. Мотивационная составляющая интернет-социализации характеризуется тремя группами мотивов: мотивы, присущие реальному и интернет-пространству, например: деловые, познавательные, самореализации, рекреационные и т.д (О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский); мотивы, которые сложно удовлетворить за пределами интернет-пространства; мотивы, присущие личности только в интернет-пространстве (А.И. Лучинкина).

Мифологическая составляющая характеризуется представлениями личности о роли Интернета в жизни человека и личными мифологемами пользователей. Представления личности о роли Интернета в жизни человека могут быть конструктивными, т.е. такими, которые не мешают входу личности в интернет-пространство, и деструктивными, основанными на социальных мифах об Интернете, в частности, «Интернет – большая свалка», «Интернет для одиноких», «Через Интернет могут повредить компьютер», «Большинство пользователей Интернета – это люди с расстроенной психикой», которые препятствуют процессу интернет-социализации личности (А.И. Лучинкина).

Этапы процесса интернет-социализации. По мнению В. А. Плешакова этапность социализации в киберпространстве связана с стадийностью социализации в реальной среде, а именно, определяются особенности киберсоциализации на дотрудовым, трудовом и послетрудовом этапах киберсоциализации. Определяя необходимость определения этапов интернет-социализации, мы акцентируем внимание на том, что интернет-социализация личности может начаться в любом возрасте и на любом этапе социализации в реальном пространстве, что приводит к необходимости отдельного рассмотрения этапов интернет-социализации личности. Выбрав за основу концепцию социальных представлений С. Московичи, отметим, что интернет-социализация начинается с формирования представлений у человека о роли Интернета в его жизни еще до первого выхода в интернет-пространство. В ходе последующей интернет-социализации происходит формирование у личности мотивов к пользованию Интернетом, соответствующих представлений, развитие творческого потенциала.

Мы считаем, что интернет-социализация осуществляется в три этапа: доинтернетный, начальный и основной. Доинтернетный этап интернет-социализации связан с получением человеком информации об интернет-среде, способствующей формированию его представлений о роли Интернета. Нормативная интернет-социализация на данном этапе предусматривает наличие конструктивных представлений о роли Интернета в жизни человека, которые в дальнейшем способствуют формированию социально одобренных мотивов личности к вхождению в интернет-среду и стремлению к повышению инструментальной компетентности (А.И. Лучинкина).

На начальном этапе интернет-социализации пользователь достаточно мотивирован для того, чтобы повысить собственную инструментальную компетентность, у него возникают мотивы в пределах коммуникативных, деловых, рекреационных и игровых, познавательных (А.Е. Войскунский, О. В. Смыслова), которые легче удовлетворить в интернет-пространстве чем в реальной среде; представление о роли Интернета в жизни человека могут меняться. Пользователь на этом этапе выступает лишь потребителем информации, развлечений, услуг, которые предоставляются в интернет-пространстве. Нормативность интернет-социализации на начальном этапе определяется сочетанием конструктивных представлений о роли Интернета, сформированных на предыдущем этапе; социально одобренных потребительских мотивов и достаточной для реализации этих мотивов инструментальной компетентностью.

Основной этап интернет-социализации связан с тем, что человек выступает не только потребителем, но и производителем информации, развлечений, услуг. В рамках уже существующих мотивов у пользователя возникают новые мотивы, требующие творческой формы реализации, повышается его инструментальная компетентность. Нормативная интернет-социализация, с нашей точки зрения, на этом этапе предполагает наличие конструктивных представлений об Интернете, социально одобряемые потребительские и творческие мотивы, средний и высокий уровень инструментальной компетентности. По нашему мнению, возникновение творческих мотивов связано на этом этапе интернет-социализации с повышением творческого потенциала личности.

На основном этапе интернет-социализации у пользователя формируется виртуальная личность. Исследователи выделяют три возможных вида виртуальной личности: конгруэнтный (виртуальная личность соответствует реальной); неконгруэнтный (присутствуют как реальные, так и вымышленные характеристики); вымышленный (не имеет ничего общего с реальной личностью) (К. А. Черняева, К. Янг). Мы согласны с выводами Е. А. Горного о том, что виртуальная личность является объектом, который имеет характеристики субъекта.

Учитывая безусловную значимость исследований презентации пользователя в интернет-пространстве с помощью виртуального образа (Е. П. Белинская, Е. А. Горный, И. Гофман, Н. В. Чудова), определим, что эти исследования не дают полного представления о виртуальной личности, рассматривая лишь какой-то одну ее сторону: гендерную специфику, связь с реальным поведением и т.п. Важным в этих исследованиях является акцентирование внимания на возможности одновременного существования нескольких виртуальных образов. Мы склонны считать, что возникновение виртуальной личности происходит вследствие мотивации репликации себя в новых образах и потребности прожить не одну жизнь, а несколько. Возникают эффекты множественности – человек может быть одновременно во многих местах, иметь разные образы, создавая при этом различные виртуальные личности. Такая точка зрения позволяет рассматривать виртуальную личность как таковую, которая не только имеет собственную активность, но и инициирует активность пользователя, выводит ее за пределы объекта. Учитывая то, что человек в сети Интернет имеет многовариантный выбор для конструирования не только личного пространства, но и самого себя, мы определяем виртуальную личность как желаемый образ субъекта, не имеющий физической представленности, но представляющий собой самопрезентациюличности в интернет-пространстве, с помощью которой он устанавливает свои связи с виртуальной средой и распространяет свой социальный опыт. Признаками виртуальной личности, по нашему мнению, выступают: приоритеты виртуала над реалом, стремление к репликации образа в Интернете или воплощение в роль, ощущение принадлежности к сетевой субкультуре (А.И. Лучинкина).

Интернет-социализация разворачивается по трем составляющим: мифологической, мотивационной, инструментальной. Влияние каждой составляющей на интернет-социализацию способствует формированию представлений о роли Интернета в жизни человека, новых потребностей и мотивов или новых форм удовлетворения уже существующих, что отражается на уровне общей сетевой культуры пользователей и влияет на расширение социального опыта личности. Каждому этапу интернет-социализации присущи определенные уровни развития этих составляющих.

Расширению социального опыта личности в ходе интернет-социализации способствуют когнитивные установки, мирообразы, сакральность личности, которые являются основой мировоззрения (Д. А. Леонтьев, К. Ясперс). Изменение пространственно-временных представлений, возможность обратимости времени находятся в основе изменений когнитивных установок (С.Л. Катречко). Возможность виртуальной смерти и нового виртуального рождения приводят к изменению представления пользователя о ценности человеческой жизни. Возникновение нового интернационального интернет-языка, заимствования иностранных слов, введение эмотикона приводят к унификации языковой картины мира, и влияют на мировоззрение личности. Единое языковое и ценностное пространство вызывает явление синхронии: пользователи, которые находятся в одном пространстве, начинают мыслить и действовать подобно.

Таким образом, интернет-социализация может быть определена как процесс расширения социального опыта личности в социально-культурном пространстве Интернета, благодаря поэтапному развертыванию инструментальной, мотивационной и мифологической составляющих данного процесса, ведущего к конструированию социального пространства субъектом, а в отдельных случаях к формированию виртуальной личности.

Таким образом, интернет-социализация – это процесс расширения социального опыта пользователя при вхождении в социокультурную среду Интернета, который является частью процесса социализации личности в целом. Социализационные воздействия на личность со стороны интернет-среды в соотношении с влияниями других институтов социализации могут быть сбалансированными, что способствует формированию новых форм взаимодействия субъектов в среде Интернета; отсутствующими или доминирующими, что может привести к отклонениям в становлении личности пользователей.

2. Процесс интернет-социализации имеет свои составляющие, структуру и разворачивается по этапам, которым соответствуют определенные уровни реализации составляющих.

3. Психологические особенности интернет-социализации влияют на расширение социального опыта личности пользователей и направляют процесс их социализации в интернет-среде по нормативному или девиантным направлениям, что возможно на каждом этапе.

Инструментальная. Инструментальная составляющая содержит начальный, достаточный и высокий уровень инструментальной компетентности (инструментальные навыки работы с компьютером, умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы). Пользователи с начальным уровнем инструментальной компетентности способны зарегистрироваться в сети и общаться самостоятельно, имеют низкую результативность выполнения задач, наличие только начальных знаний о действиях в сети. Согласно результатам проведенного анкетирования большинство из указанных пользователей (86%) имеют стаж в интернет-сети меньше года. Однако, есть и такие, которые имеют дома компьютер с выходом в Интернет в течение 3-4 лет, но практически не посещали интернет-среду (12). Мы считаем, что нежелание посещать Интернет и обрабатывать интернет-пространство может быть связано с отсутствием мотивации к пользованию Интернетом или сформированными ложными представлениями о роли Интернета в жизни человека.

Достаточный уровень инструментальной компетентности выражается в способности работать в гипертекстовом режиме, создавать свои страницы, сайты, виртуальные презентации личности.

Мифологическая. У пользователей относительно роли Интернета в жизни человека могут существовать конструктивные представления, например: «Интернет - хорошая помощь в обучении», «В Интернете можно проявить свое творчество», «В Интернете возможные испытания» и деструктивные, в основе которых лежат социальные мифы об Интернете, в частности: «Интернет - зло», «В Интернете можно все делать безнаказанно». Интернету присущ мифологический контент, представленный в обращении к несуществующим героям, выборе мифологических статусов.

В ходе исследования мифологической составляющей все представления пользователей о роли Интернета в жизни человека собирались с помощью интент-анализа самоотчетов пользователей, публикаций СМИ, художественной литературы и исследовательского опросника о роли интернета в жизни человека. Так, анализ результатов исследовательского опросника позволил выявить наиболее достоверные представления о роли Интернета в жизни человека для респондентов данной выборки (⍴ = 0,05):

Я считаю, что...

1. «В Интернете можно проявить свое творчество».

2. «В Интернете возможные испытания».

3. «Интернет - большая библиотека».

4. «Для того, чтобы ориентироваться в интернет-пространстве надо учиться».

5. Интернет помогает устанавливать связи с пользователями из разных мест.

6. Интернет дает возможность экономии времени.

7. Надо нормировать свою деятельность в Интернете.

8. «Интернет - хорошая помощь в обучении».

Указанные представления нами были определены как конструктивные, побудившие пользователей к социально одобряемым действиям, в частности: повышению инструментальной компетентности, поиск новой познавательной информации. Следует отметить, что у 67% выборки сформированы именно конструктивные представления о роли Интернета в жизни человека.

Однако в ходе исследования были обнаружены и ложные представления пользователей о роли Интернета в жизни человека, которые мы отнесли к мифам:

1. Интернет – это информационная свалка.

2. Всю информацию, собранную в Интернете, можно найти по другим источникам.

3. Большинство пользователей Интернета – люди с расстроенной психикой.

4. Люди бегут в Интернет от реальности.

5. Интернет-общение нужно только одиноким.

6. Пользование Интернетом всячески вредит здоровью.

7. Интернет – не место для ребенка.

8. В Интернете никогда не знаешь, с кем имеешь дело.

9. В Интернете все остаются безнаказанными.

Ложными, деструктивными эти представления мы считаем потому, что они приводят к необъективной оценке возможностей интернет-пространства, определению только негативного его влияния, что приводит к торможению процесса дальнейшей интернет-социализации.

Мотивационная. Мы считаем, в интернет-пространстве у личности возникают три группы мотивов: мотивы, присущие личности в реальном и интернет-пространстве, например: деловые, познавательные, самореализации, рекреационные и т. д; мотивы, которые сложно удовлетворить за пределами интернет-пространства; мотивы, присущие личности только в интернет-пространстве (А.И. Лучинкина). Не останавливаясь на известных, рассмотри новые мотивы, присущие личности только в интернет-пространстве. Проведенное нами исследование в 2011-2013 годах показало, что:

В группе коммуникативных и деловых мотивов появляется мотив обозначенного присутствия – мотив одновременного общения с пользователями из географически разных мест в режиме реального времени. Нормативная реализация указанного мотива предполагает экономию времени общения, коммуникации в режиме он-лайн конференции, избирательный подход к установлению контактов. Девиантная реализация указанного мотива предусматривает ситуацию чрезмерности, когда социальная сеть, чат становятся поглотителями времени; возникает хаотичность контактов.

Интенциональная категория: обозначенное присутствие.

Характеристики: время и место, здесь и сейчас, везде.

Респонденты указывают на то, что в интернет-пространстве факторы времени и места не имеют значения.

В группе рекреационных и игровых мотивов: мотив воплощения в роль – идентификация себя с образом уже существующего персонажа игры. В норме этот мотив реализуется в играх-онлайн, привлечение к которым не мешает жизнедеятельности в реальном пространстве. Девиантное проявление этого мотива выражается в подмене реально существующих персонажей и ведения от их имени агрессивной или компрометирующей переписки, другой социально не одобренной деятельности; чрезмерном привлечении к играм-онлайн, что мешает жизнедеятельности в реальном пространстве.

Интенциональная категория: воплощение в роль.

Характеристики: герой, чужая жизнь, анонимность, отсутствие ответственности.

Интенциональная категория несущественно определена у пассивных пользователей, в основном, следующими интенциями: анонимность и отсутствие ответственности. Пользователь не создает новые образы, а наделяет новыми характеристиками уже существующих персонажей. В большинстве это относится к игрокам в ролевые игры онлайн.

Из сочинения: «... я с удовольствием играю своего персонажа. У меня он

получает другой характер...» (Парень, 14 лет,активный пользователь). «Мне больше нравится придумывать новый характер игровым героям, чем создавать новых... Бывает, я думаю над изменением их характера достаточно долго... а потом переживаю за своих героев...» (парень, 19 лет, игрок он-лайн, активный пользователь).

Мотивы обозначенного присутствия и воплощения в роль предусматривают действия пользователя по известным правилам, которые заданы возможностями общения, условиями игрыи не требуют личного творчества, что позволяет отнести их к потребительским мотивам.

В группе коммуникативных и познавательных мотивов: мотив взноса – это мотив распространения информации, представляющей интерес для пользователя, на собственной стене в социальных сетях и стенах или личных сообщениях другим пользователям. Нормативная реализация этого мотива предполагает привлечение внимания других пользователей на новую информацию. Девиантная реализация этого мотива предполагает умышленную рассылку спама.

Интенциональная категория: взнос

Характеристики: перепост объявлений, музыки, навеска интересующих пользователя файлов на страницы других пользователей, спам, распространение порно, рассылка интересной информации.

Могут иметь нормативный или девиантный характер.

В качестве примера, рассмотрим отдельные сочинения: «Я захожу в Интернет каждый день. Не представляю, чтобы я делала, если бы Интернета не было.... Мне нравится рассылать своим друзьям интересную информацию, песни или просто вывешивать новые файлы на свою страницу... я чувствую себя так, если бы я хорошо выполнила сложную работу...» (девушка, 21 год, активный пользователь).

«Сегодня разослал всем друзьям в контакте видео Д. Пусть по отдельным частям тела догадаются, кто занимается сексом с А.» (чрезмерно активный пользователь, 16 лет.)

В группе рекреационных и игровых мотивов: мотив личного пространства – мотив создания личных кабинетов онлайн, ограничения для других пользователей сообщений на собственной стене в социальной сети, создание своего собственного мира. Нормативная реализация данного мотива предусматривает выделение личного пространства в Интернете, в который можно иногда погружаться. Девиантная реализация этого мотива выражается в превосходстве личного пространства в Интернете над личным пространством в реальной среде, глубоком погружении в интернет-пространство

Интенциональная категория: личное пространство

Характеристики: территория, своя, чужая.

Указанный мотив появляется у ситуативных, активных и чрезмерно активных пользователей: «Я выхожу в интернет-пространство, когда мне нужно побыть наедине с собой. Я там нахожусь как бы в личном пространстве, отдельной комнате и т.д.... И если я не хочу, меня никто не сможет достать... Это единственное пространство, которое является моим...» (женщина, 27 лет, активный пользователь).

«Для меня Интернет – это возможность перейти в другой мир, где я могу быть хозяйкой. Я играю в Симс... у меня есть огромная комната, в которую хочется заглядывать чаще...» (женщина, 38 лет, активный пользователь).

К личному пространству стремятся и мужчины: «Интернет дает мне возможность побыть независимым от семьи, создает мой особое пространство...» (23 года, чрезмерно активный пользователь).

Мотив репликации – это мотив повторения себя путем создания новых страниц, героев, проживание нескольких жизней одновременно. Нормативная реализация этого мотива предусматривает создание новых страниц в социальных сетях, новых электронных адресов, собственных игровых героев, дополняет насыщенность реальной жизни интересными событиями в виртуальном пространстве и не мешает нормальной жизнедеятельности пользователя.

Девиантная реализация мотива репликации выражается в чрезмерном стремлении к созданию новых образов себя, что приводит к нарушению нормального течения жизни пользователя в реальном пространстве или чрезмерном привлечении к ролевым играм онлайн.

Интенциональная категория: репликация

Характеристики: воспроизведение себя в новых ролях, возможность прожить несколько жизней, размножение, виртуальное рождение, виртуальная смерть.

Интенциональная категория практически не выражена у пассивных пользователей. У ситуативных пользователей преобладает мотивация регистрации в нескольких социальных сетях, нескольких электронных адресов (21%).

«... для меня выход в Интернет – это, прежде всего, прогулка по страницам, которые я создала в социальных сетях. Я зарегистрировалась «ВКонтакте», на «Фейсбуке», в «Одноклассниках», «Моем мире»... В некоторых случаях я меняю легенду. Так в «Моем мире» я – молодая женщина, которая только хочет познакомиться с мужчиной для серьезных отношений... А в игре, в которую я играю с особым удовольствием, у меня есть муж и любовник. И мы с ними, бывает, ссоримся...» (женщина, 65 лет, одинокая, активный пользователь).

«Если тебе предоставлена возможность прожить несколько жизней – глупо не использовать ее. Я придумываю себе истории и создаю образы, а потом с удовольствием наблюдаю, как развиваются события. Бывает, мне приходится уничтожать свои страницы... это как убийство себя... » (мужчина, 31 год, активный пользователь).

Мотивы взноса, репликации, личного пространства отнесены нами к творческим мотивам потому, что их реализация предполагает создание новых форм взаимодействия, нового продукта.

Возникновение отклонений в процессе интернет-социализации происходит под влиянием ложных представлений о роли Интернета в жизни человека и девиантных мотивов пользования Интернетом. Ложные представления о роли Интернета в жизни человека и отсутствие мотивации к использованию интернет-пространством приводят к торможению процесса интернет-социализации; на начальном этапе сочетание мифов об Интернете, девиантной формы реализации мотивов обозначенного присутствия, воплощения в роль приводят к отклонениям в процессе интернет-социализации на данном этапе, а в отдельных случаях и к интернет-зависимости; на основном этапе для пользователей с девиантным направлением интернет-социализации характерны заблуждения, девиантные потребительские и творческие мотивы.

Каждый этап интернет-социализации привносит свой вклад в развитие личности пользователя. Нормативность этого вклада может быть оценена при допущении определённых критериев нормы (А.И. Лучинкина).

Р. М. Шамионов, классифицируя критерии социализации, выделяет интегральные линейные критерии. К интегральным критериям ученый относит сформированность системы общения, социальную адаптированность, самоактуализацию, личностную зрелость, смысловое самоопределение. Личностная зрелость, сценарии личностного самоопределения, самоактуализация представляют собой, по мнению исследователя, сложные структурные образования, которые претерпевают существенные изменения в соответствии с закономерностями социального и индивидуального развития (гетерохронность, изменение оснований) (Р.М. Шамионов). Однако мы считаем, что личностная зрелость и смысловое самоопределение являются показателями сформированности субъективной картины мира личности, центральным ядром которой выступает мировоззрение. Структуру мировоззрения, по мнению К. Ясперса, составляют установки личности (предметные, саморефлективные, самоформирования); мирообразы (чувственно-пространственный, метафизический) и сакральность (жизнь духа) (Ясперс).

В работах Д. А. Леонтьева отмечается, что на становление и развитие мировоззрения влияют теоретические и эмпирические знания субъекта о мире, особенности языка и других знаковых систем, личностные смыслы. В структуре мировоззрения ученый определяет четыре аспекта: содержательный; ценностный; структурный; функционален. Для нашего исследования представляет интерес рассмотрение исследователем мировоззрения как мифа и как деятельности. Фактически исследователь рассматривает мировоззрение в динамике, как деятельность. Он подчеркивает соответствие процесса формирования мировоззрения критериям внутренней деятельности (Василюк Ф.Е, Леонтьев Д.А.). Таким образом, мировоззрение включает в себя установки, мирообразы и сакральность, которые формируются под влиянием эмпирических и теоретических знаний личности о мире, знаковой системы, в частности, языка и личностных смыслов.

К линейным критериям относятся социальные потребности, установки, стереотипы, мотивы, социально-ролевые композиции, убеждения и ценностные ориентации (Р.М. Шамионов). С нашей точки зрения, социальные потребности, установки, стереотипы, мотивы, социально-ролевые композиции, убеждения и ценностные ориентации выступают не критериями, а результатами социализации, объединяются в субъективной картине мира личности.

Другая группа исследователей к критериям социализации относит такие показатели, как изменение социального статуса индивида, освоение им новых социальных ролей. Указанные показатели определены как объективные. Субъективным критерием является идентичность личности (Э. Эриксон, Дж. Тернер, Х. Тэшфел).

Однако идентичность, по Э. Эриксону, определяется как субъективное ощущение личной идентичности и непрерывности (устойчивости), в сочетании с определенной верой в тождество и непрерывность некоторой картины мира, разделяется с другими людьми. Такое определение идентичности позволяет трактовать ее не как критерий, а как результат социализации (Э. Эриксон).

Выбирая постнеклассическую конструктивистскую парадигму основным направлением своего исследования, мы считаем, что в отношении интернет-социализации результатом на каждом этапе может выступать виртуальная личность, сконструированная пользователем и его мировоззрение как центральный элемент субъективной картины мира или образа мира.

Таким образом, нормативная интернет-социализация на доинтернетном этапе предусматривает наличие конструктивных представлений о роли Интернета в жизни человека, которые в дальнейшем способствуют формированию социально одобренных мотивов личности к вхождению в интернет-среду и стремлению к повышению инструментальной компетентности. Виртуальная личность пользователя не отличается от реальной личности.

Девиантное направление интернет-социализации на доинтернетном этапе предполагает сформированный у пользователей миф «Интернет – зло», который на фоне отсутствующей инструментальной грамотности, тормозит процесс интернет-социализации и вызывает негативную мотивацию пользования Интернетом. Ведущим механизмом социализации выступает механизм внушения, что выражается в присоединении ко всем негативным мифам об Интернете, ощущении собственной беззащитности перед виртуальным пространством Интернета, страхе посещения нового пространства, проявляется в демонстрации негативного отношения к интернет-пространству.

Ассоциативный ряд со словом Интернет у данной группы респондентов в 61% случаев имеет негативную окраску, например: Интернет – бесполезное времяпрепровождение – опасность – психи – потеря – бездельники – глупость – кража. Неудовлетворенными потребностями в реальном пространстве являются потребности в безопасности. Контент-анализ произведений пользователей этой группы обнаружил, что основной мотив относительно Интернета – мотив самосохранения.

Нормативность интернет-социализации на начальном этапе определяется сочетанием конструктивных представлений о роли Интернета, сформированных на предыдущем этапе; социально одобренных потребительских мотивов и достаточной для реализации этих мотивов инструментальной компетентностью.

Интернет-социализация на начальном этапе предполагает отношение пользователей к интернет-пространству как к одному из ведущих институтов социализации. Так что на этом уровне могут находиться пассивные, ситуативные, активные пользователи.

Девиантное направление интернет-социализации на этом этапе предполагает наличие мифов о роли Интернета в жизни человека, например: «В Интернете существует вседозволенность», в частности «В Интернете можно повернуть время», «Только в Интернете можно жить». Подобные мифы в сочетании с девиантными игровыми мотивами на фоне достаточного уровня инструментальной компетентности характерны для группы пользователей, которые проводят большую часть времени на игровых порталах. Респонденты использовали следующие ассоциации со словом Интернет: игра, друзья, счастья, удовлетворение, хорошее настроение, герой, победа. В ассоциативном ряде присутствовали фамилии героев, названия игр, преобладала положительная оценка интернет-пространства. Исследование развертывания мифологической составляющей интернет-социализации у игроков выявило высокий уровень присоединения к мифологеме «герой», что проявляется в выборе игровых сюжетов и персонажей игры, которые совершают героические поступки: побеждают врага в борьбе, проходят все уровни сложности в игровых ситуациях. Доинтернетные установки, с которыми коррелируют указанные мифологемы: метафоры, приобретенные респондентами в подростковом возрасте, в частности: «герои всегда побеждают», «герои всегда хорошие люди», «вся жизнь – игра». Такое сочетание установок доинтернетной социализации также способствует созданию волшебной картины мира указанной группы пользователей. Только 15% аватаров игроков представлены реальными фотографиями и никами, в остальных случаях – героями игры, в которую играет пользователь; аватарами, никами, которые также имеют мифологический характер.

Исследование развертывания инструментальной составляющей интернет-социализации группы игроков выявило высокий уровень виртуальной грамотности в 65% случаев. Такие результаты свидетельствовали о свободной ориентации пользователей в интернет-пространстве.

Сравнение мотивов игроков в реальном и виртуальном пространстве выявило, что в интернет-пространстве у игроков достоверно возрастает мотивация достижения. В игровой деятельности несущественно снижаются мотивы аффилиации и помощи. Достоверные изменения происходят с мотивами достижения. Стоит отметить, что агрессивные мотивы у игроков также снижаются в ходе игровой деятельности в интернет-пространстве.

Сочетание мифологемы «путешественник» с мифом «в Интернете все можно делать безнаказанно» на фоне девиантной формы реализации мотива взноса присущи группе ситуат



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: