Эпоха Ренессанса. Гуманизм.




Ренессансом называют особый тип культуры, сложившийся в Италии в 14 ст., а затем распространившийся на значительную часть Европы. Основа идеологии, ключевое понятие ренессанса – «гуманизм» (термин введен мыслителями, отсылающими к понятию Цицерона «humanitas - «человечность»). Гуманизм – учение, признающее самоценность человека в мире, его право на свободное развитие и проявление своих способностей.

Происходит обращение к античной культуре, в которой мыслители видели наивысшее выражение и раскрытие сил и возможностей человека, разностороннее развитие его духовных и физических сторон. Человек становится центром философских размышлений, научных изысканий, темой произведений искусства. Старый, средневековый идеал презрения к земному миру уступает место идеалу человека с его земными проблемами и деятельностью, направленной на их разрешение. Даже в живописи начинает преобладать прямая геометрическая перспектива, усиленная цветовой и воздушной перспективой, ставившая в центр точку зрения человека и организующая мир в соответствии с тем, что человек находится в его центре. Человек и человеческий быт становились основным предметом искусства эпохи Возрождения даже в произведениях, посвященных религиозной тематике (эта тенденция носит название антропоцентризм). Но в то же время такая тенденция порой приводила к негативным результатам (по А.А.Лосеву,- «обратная сторона возрожденческого титанизма»). Человек, освобожденный от религиозной догматики, часто раскрывал в себе негативные стороны натуры, что приводило к утрате нравственных ориентиров. Антропоцентризм доходил до своего логического завершения, переходя в тенденции прямо противоположные (гелиоцентрическая система Коперника, учение о множественности миров, о котором говорили Дж.Бруно, Н.Кузанский перемещали человека из центрального положения в мире, где он, согласно Аристотелевско-Птолемеевской космологии находился, на периферию). Трагизм человеческого существования получил яркое воплощение в искусстве того времени – скульптурах Микеланджело, трагедиях Шекспира.

Т.о, к основным чертам гуманизма следует отнести антицерковную и антисхоластическую направленность, стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека, антропоцентризм, оптимизм и жизнеутверждающий характер.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты, в частности, Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла одновременно были писателями..

В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами людей. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции, - даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, - индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

В отличие от средневекового мастера, который принадлежал к своей корпорации, цеху и т.д. и достигал мастерства именно в этой сфере, ренессансный мастер, освобожденный от корпорации и вынужденный сам отстаивать свою честь и свои интересы, видит высшую заслугу именно во всесторонности своих знаний и умений.

Разносторонност ь - идеал возрожденческого человека. Например, кругом занятий флорентийского художника и гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472) были теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика.

Новая атмосфера была особенно характерна для кружков так называемых гуманистов. Эти кружки раньше возникли в Италии - во Флоренции, Неаполе, Риме. Их особенностью было оппозиционное отношение как к церкви, так и к университетам, этим традиционным центрам средневековой учености.

Итальянский гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), в знаменитой " Речи о достоинстве человека " заявляет: «Сотворив человека и "поставив его в центре мира", Бог обратился к нему с такими словами: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю"

Это совсем не античное представление о человеке. В античности человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены природой, и от него зависело только то, последует ли он природе или же отклонится от нее. Отсюда и интеллектуалистский, рационалистический характер древнегреческой этики. Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия; человек должен познать, в чем состоит добро, а познав это, он обязательно последует доброму. Образно говоря, античный человек признает природу своей владычицей, а не себя - владыкой природы.

У Пико Человек - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для Средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

Такой силы, такой власти своей над всем существующим, в том числе и над самим собой, человек не чувствовал ни в античности, ни в средние века. Ему не нужна теперь милость Бога, без которой, в силу своей греховности, он, как полагали в средние века, не мог бы справиться с недостатками собственной "поврежденной" природы. Он сам - творец, а потому фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса.

Всякая деятельность - будь то деятельность живописца, скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта - воспринимается теперь иначе, чем в Античности и в Средневековье. У древних грековсозерцание ставилось выше деятельности (исключение составляла только государственная деятельность). Это и понятно: созерцание (по- гречески - "теория") приобщает человека к тому, что вечно, то есть к самой сущности природы, в то время как деятельность погружает его в преходящий, суетный мир "мнения". В средние века отношение к деятельности несколько меняется. Христианство рассматривает труд как своего рода искупление за грехи ("в поте лица твоего будешь есть хлеб твой") и не считает больше труд, в том числе и физический, занятием рабским. Однако высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к спасению души, а она во многом сродни созерцанию: это молитва, богослужебный ритуал, чтение священных книг. И только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои сугубо земные нужды, он созидает новый мир, создает красоту, творит самое высокое, что есть в мире, - самого себя.

И не случайно именно в эпоху Возрождения впервые размывается та грань, которая раньше существовала между наукой (как постижением бытия), практически-технической деятельностью, которую именовали " искусством" и художественной фантазией. Инженер и художник теперь - это не просто "искусник", "техник", каким он был для античности и средних веков, а творец. Отныне художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству. В творении Бога, то есть природных вещах, он стремится увидеть закон их построения. В науке такой подход мы находим у И. Кеплера, Г. Галилея, Б. Кавальери.

Ясно, что подобное понимание человека весьма далеко от античного, хотя гуманисты и осознают себя возрождающими античность. Водораздел между Ренессансом и Античностью был проведен христианством, которое вырвало человека из космической стихии, связав его с трансцендентным Творцом мира. Личный, основанный на свободе союз с Творцом встал на место прежней (языческой) укорененности человека в космосе. Человеческая личность ("внутренний человек") приобрела невиданную ранее ценность. Но вся эта ценность личности в Средние века покоилась на союзе человека с Богом, то есть не была автономной: сам по себе, в оторванности от Бога человек никакой ценности не имел.

В эпоху Возрождения человек стремится освободиться от своеготрансцендентного корня, ища точку опоры не только в космосе, из которого он за это время как бы вырос, сколько в себе самом, в своей углубившейся душе и в своем - открывшемся ему теперь в новом свете - теле, через которое ему отныне по-иному видится и телесность вообще. Как ни парадоксально, но именно средневековое учение о воскресении человека во плоти привело к той " реабилитации" человека со всей его материальной телесностью, которая так характерна для Возрождения.

Для мыслителя-гуманиста Пико делла Мирандола (1463— 1494) основной была идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения. Пико делла Мирандола исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о «срединном» положении человека между миром земным, материальным, и божественным. Человек, созданный Богом, обладая свободой воли, может стать своим собственным скульптором: человек сам творит свою судьбу.. Он утверждал, что человек есть соединительная связь всей природы и как бы эссенция, составленная из всех ее соков. Поэтому тот, кто познает себя, познает в себе все.

Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата " О наслаждении как об истинном благе":

ниспровергал церковные авторитеты;

критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;

в центр мироздания ставил человека;

верил в возможности человека и его разум;

отвергал аскетизм и самоотрешение;

призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;

был сторонником равенства мужчины и женщины;

высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: