ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА. Проверим, что у вас получилось
Деятельность учителя
| Деятельность
обучающихся
| Методы и приемы работы на
этапе урока
| Планирование контроля, оценки, самооценива-ния, взаимооцени-вания
| Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуаль-ная, П-парная,
Г-групповая)
| Дидакти-ческие средства,
интерак-тивное оборудова-ние на каждом
этапе урока
| Планируемые результаты
| Предметные
| Метапредметные
(П- познаватель-ные,
Р- регулятив-ные,
К-коммуника-тивные)
| Личностные
| 1. Мотивация к учебной деятельности.Образовательные задачи этапа урока:
1) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
2) определить содержательные рамки урока («могу»).
| - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Владимировна. Я проведу у вас урок литературного чтения
- Посмотрите на слайд. Прочитайте четверостишие. (слайд 1)
«Бродит в роще листопад
По кустам, по кленам.
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном».
-О каком времени года идет речь?
-Какие ассоциации возникают у вас при слове осень?
- Какие стихотворения об осени вы уже знаете?
- Хотели бы узнать ещё стихотворения об этом прекрасном времени года?
| Приветствуют учителя.
Воспринимают и выражают свое отношение к проблеме.
- Об осени.
Высказывают своё мнение.
Называют названия неизвестных стихотворений.
- Да.
|
Словесный метод: беседа
Методичес-кий приём: постановка проблемных вопросов.
|
Самооценивание
|
Ф
|
Презента-ция, компьютер,
проектор, экран.
|
| П -воспринимает смысл читаемых текстов, передает содержание высказывания устно, осознанно строит речевое высказывание в устной форме, осуществляет анализ.
К – включается в диалог с учителем и сверстниками, аргументирован-но выражает своё мнение, проявляет инициативу и активность в стремлении высказаться.
Р- контролирует процесс и результаты своей деятельности.
| Понимает личностный смысл учения, осуществляет нравственно-этическое оценивание через выявление морального содержания высказыва-ний.
| 2. Актуализация знаний.Образовательные задачи этапа урока:
1) актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;
3) самостоятельно осуществить пробное учебное действие;
4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.
| - Подготовимся к чтению.
- Проведем дыхательную гимнастику.
- Представьте, что вы – воздушные шарики. На четыре счета сделайте четыре глубоких вдоха. Шарик надувается постепенно. На 8 счетов медленно выдыхаем воздух. Шарик сдувается.
- Выполним упражнение еще раз.
- Молодцы, вы отлично справились.
- Посмотрите на скороговорку, записанную на слайде. (Слайд 2)
Все клены стали рыжие,
И не один не дразнится,
Раз все равно все рыжие
Кому какая разница?
- Прочитаем скороговорку медленно, четко проговаривая слова.
- Произнесем скороговорку в обычном темпе.
- Прочитаем скороговорку быстро.
- На слайде строки из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Унылая пора! Очей очарование…». (Слайд 3):
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
- Прочитайте стихотворение с интонацией восхищения.
-Удалось ли передать настроение?
-Прочитайте с интонацией удивления.
- Прочитайте вопросительной интонацией.
- Прочитайте с интонацией грусти.
- Молодцы, вы хорошо подготовились к чтению.
- С творчеством какого поэта вы знакомились на прошлом уроке?
- Какое домашнее задание вы выполняли?
- Проверим, как вы подготовили выразительное чтение наизусть стихотворения Дмитрия Кедрина «Бабье лето».
- Это стихотворение нам выразительно прочитает …
(5-6 человек).
Оценочное суждение. Отметка.
|
Выполняют упражнения дыхательной гимнастики.
Воспринимают, анализируют.
Читают скороговорку в различном темпе.
Воспринимают, анализируют.
Читают стихотворение с различной интонацией.
- С Дмитрия Борисовича Кедрина.
- Выразительно читали стихотворение «Бабье лето».
Выразительно читают стихотворение.
|
Словесные методы:
объяснение
Наглядные методы: показ
|
Самоконтроль выполняемых действий
Оценка деятельности обучающихся
|
Ф
И
| Компьютер, проектор, презентация, скороговорка, стизотворение С. А. Клычкова «Весна в лесу»
| Выполняют упражнения дыхательной гимнастики.
С помощью интонации передают различные настроения. Читают скороговорку с разным темпом.
Читают выразительно стихотворе-ние С. А. Клычкова «Весна в лесу».
| П–осуществляет анализ, синтез, сравнение по заданным критериям, осознаёт цель чтения.
К – определяет задачи работы, осуществляет взаимный контроль, включается в коллективное обсуждение.
Р – принимает учебную задачу.
| Проявляет эмоциональ-но нравствен-ную отзывчи-вость; положитель-ное отношение к учению.
| 3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.Образовательные задачи этапа урока:
1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) сформировать цель и тему урока;
3) организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;
4) зафиксировать его в речи, знаково и изобразить схематически в эталоне.
| - Вспомните, о каком времени года мы говорили в начале урока?
- Какой раздел мы сейчас изучаем?
- Предположите тему нашего урока.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Николая Михайловича Рубцова.
- Тема нашего урока: Творчество Н. М. Рубцов. Стихотворение «Сентябрь».
(Слайд 4)
- Сформулируйте задачи нашего урока.
- Я сформулировала задачи так:
1) Познакомиться с краткой биографией Н. М. Рубцова.
2) Проанализировать стихотворение Н. М. Рубцова «Сентябрь».
(Слайд 5)
- Как звучит первая задача нашего урока?
- Дмитрий Борисович Кедрин -- русский лирический поэт. Родился в 1936 году в селе Емецк Холмогорского района Северного края. В 1939—1940 годах отец Рубцова Михаил Андрианович работал начальником Няндомского горпо. В январе 1941 года “Михаил Рубцов выбыл из Няндомы в Вологодский горком партии. В Вологде Рубцовых застала война. Летом 1942 года умерли мать и младшая сестра Рубцова, отец был на фронте, и детей распределили в интернаты. Этим летом 6-летний Николай написал своё первое стихотворение. (Слайд 6)
- Как звучит вторая задача нашего урока?
- Предположите по названию стихотворения «Сентябрь», о чем оно?
- Что такое сентябрь?
-Сентябрь – девятый месяц григорианского календаря, один из четырёх григорианских месяцев с тридцатью днями. Сентябрь – начало осени в северном полушарии Земли и начало весны в южном.
Словарная работа
- Прочитайте слова на слайде. Объясните их значение. ( Слайд 7)
Сени – нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах).
Бездна – глубина, кажущаяся неизмеримой, не имеющей дна, пропасть.
Нагрянул – пришел.
Сени – нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом.
Багряный –ярко-красный
Златогривый -золотистый
- Послушайте стихотворение и подготовьтесь рассказать, о чем стихотворение.
Выразительное чтение наизусть учителем стихотворения «Сентябрь».
Слава тебе, поднебесный Радостный краткий покой! Солнечный блеск твой чудесный С нашей играет рекой, С рощей играет багряной, С россыпью ягод в сенях, Словно бы праздник нагрянул На златогривых конях! Радуюсь громкому лаю, Листьям, корове, грачу, И ничего не желаю, И ничего не хочу! И никому не известно То, что, с зимой говоря, В бездне таится небесной Ветер и грусть октября…
- О чем это стихотворение?
-Почему много восклицательных знаков предложений?
- Как вы думаете, с каким настроением писал его Н.М. Рубцов?
- Стихотворение было написано в 1970 году. Автор описывает солнечный осенний день, полный восторга и радости. Он говорит о том, как прекрасна золотая осень, о том, что ничего лучше он не желает. Но заканчивает стихотворение на тревожной нотке, вспоминая, что сентябрь не может продолжаться вечно, и вслед за ним придет более холодный и ветряный октябрь.
- Откройте учебник на странице 119.
- Прочитаете стихотворение про себя.
- Какие картины возникают при чтении?
- Что помогло поэту нарисовать такие картины?
- Какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?
- Что такое олицетворение?
- Что такое эпитет?
- Что такое сравнение?
- Что такое метафора?
Парная работа
- Выполните задание в парах. Найдите в тексте стихотворения изобразительно-выразительные средства.
Эпитеты:
Метафоры:
Олицетворения:
Сравнение:
|
|
- Проверим, что у вас получилось. (слайд 8)
- Какова главная тема стихотворения?
- Какой образ сентября нарисовал Н. М. Рубцов в своём стихотворении?
|
Физкультминутка
| - Об осени.
- Поэтическая тетрадь.
- Стихотворения об осени
Формулируют задачи.
- Познакомиться с краткой биографией Н. М. Рубцова.
Воспринимают.
Анализируют.
Проанализировать стихотворение Н. М. Рубцова «Сентябрь».
Предполагают.
Высказывают мнение.
Воспринимают. Анализируют.
Объясняют значение слов.
Воспринимают.
Анализируют.
Высказывают своё мнение.
- Это стихотворение об осени.
- Читать нужно с радостью.
- Настроение радостное.
Воспринимают.
Анализируют.
Читают стихотворение.
Обмениваются мнениями.
- Изобразительно-выразительные средства.
Перечисляют.
- Олицетворение-наделение предмета или явления природы признаками и свойствами живого существа.
- Эпитет-образное художественное определение предмета или явления.
- Сравнение -уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.
- Метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются.
Выполняют задание в парах.
Эпитеты: поднебесный, радостный, краткий покой, солнечный блеск чудесный, рощей багряной, златогривых конях, бездне небесной.
Метафоры: праздник на конях, бездне небесной, ветер и грусть октября.
Сравнения:словно бы праздник.
Олицетворения: блеск играет, с зимой говоря, таится ветер и грусть.
- Золотой сентябрь очень красив, но за ним следует холодный октябрь.
- Солнечный блеск играет с рекой, с багряной рощей, с россыпью ягод, и кажется, что нагрянул праздник.
Выполняют физкультминутку.
| Беседа
Проблемное изложение
Прием антиципации
Прием стилистиче-ского экспери-мента
Прием словесного рисования
Прием стилисти-ческого экспериме-нта
Практи-ческая работа
Словесный метод: бе-седа
Показ
|
Взаимопро-верка, взаимооце-нивание.
Взаимооценивание
Самоконтроль при выполнении физических упражнений
| Ф
И
Ф
П
Ф
И
Ф
| Компьютер, проектор, экран, презента-ция.
Учебник «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
| Знает композици-оннные особенности произведения
Умеет находить изобразительно-вырази-тельные средства речи.
Совершенст-вует умение выразительно читать
| П- осознает учебную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Р- принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; контролирует процесс и результаты деятельности; адекватно оценивает свои достижения.
К-вступает в учебный диалог с учителем, участвует в общей беседе; осуществляет совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебных задач.
| Проявляет эмоциональ-но нравствен-ную отзывчи-вость; положитель-ное отношение к учению; признает для себя общеприня-тые нормы; способен к самооценке своих действий, поступков; выражает готовность поддержи-вать свое здоровье.
|
4. Первичное закрепление во внешней речи.Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи.
|
- С какой интонацией нужно читать это стихотворение?
- Как нужно читать: медленно или быстро?
- Прочитайте стихотворение про себя. Подготовьтесь к чтению стихотворения вслух.
- Прочитаем стихотворение.
- Чье прочтение стихотворения вам больше понравилось?
- Какую задачу урока мы решили.
- Какова главная мысль этого стихотворения?
- В каком четверостишии заключена главная мысль?
- Прочитайте его.
- Составим синквейн к слову «сентябрь»
- Какими двумя прилагательными можно описать эту пору?
- Какие три глагола могут описать этот период?
- Какая фраза из стихотворения Н. М. Рубцова точно описывает эту пору?
- Какой синоним подберём к слову «сентябрь»? (слайд 9)
| - Сначала с радостной интонацией, а последние 4 строчки с грустной
- Медленно.
Читают про себя.
Читают стихотворение.
Дают характеристику прочтению стихотворений.
- Вторую. Проанализировали стихотворение Н. М. Рубцова «Сентябрь»
- Золотой сентябрь очень красив, но за ним следует холодный октябрь.
- В последнем.
- В бездне таится грусть октября…
Совсем скоро попрощаемся красотой осени и настанет зима.
- Сентябрь
- Желтый, красочный, теплый
- Радует, согревает, приходит
- Месяц прощального тепла
- Начало осени
| Словесный метод: беседа
|
Взаимооцени-вание
| Ф
Ф
| Компьютер, проектор, экран, презента-ция.
Учебник «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
| Знает композици-оннные особенности произведения
Совершенст-вует умение выразительно читать
| П- осознает учебную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Р- принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; контролирует процесс и результаты деятельности; адекватно оценивает свои достижения.
К-вступает в учебный диалог с учителем, участвует в общей беседе;
| Проявляет эмоциональ-но нравствен-ную отзывчи-вость; положитель-ное отношение к учению; признает для себя общеприня-тые нормы; способен к самооценке своих действий, поступков;
|
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом.
|
- Выполним самостоятельную работу
1. Подбери ассоциации (слова, образы, картины) к слову сентябрь. Запиши. Какое настроение они передают.
2. Придумай своё название стихотворения. Запиши его.
3. Подчеркни олицетворения в четверостишии:
И никому не известно То, что, с зимой говоря, В бездне таится небесной Ветер и грусть октября…
4. Подчеркни эпитеты в четверостишии:
Слава тебе, поднебесный Радостный краткий покой! Солнечный блеск твой чудесный С нашей играет рекой
| - Проверим задание по эталону. В первых двух заданиях возможны варианты ответов.
| Воспринимают.
Анализируют.
Оценивают результаты самостоятельной работы.
| Самостоя-тельная работа
Самоконт-роль
|
Самопроверка по эталону.
|
И
| Карточки с заданиями, Компьютер, проектор, экран, презента-ция
| Знает композици-оннные особенности произведения
| Р- принимает и сохраняет учебную задачу; контролирует процесс и результаты деятельности; адекватно оценивает свои достижения
| Способен к самооценке своих действий, поступков;
|
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.Образовательные задачи этапа урока:
1) определить границы применимости нового знания;
2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом;
3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.
|
- Прослушайте песню Г. Нуруллина «Сентябрь» на слова стихотворения Н. М. Рубцова. (1:26 с.)
- Передаёт ли исполнение песни настроение стихотворения?
- Как вы это поняли?
- Какую картину вы представили, слушая песню?
Групповая работа
- Сейчас мы поработаем в группах. Каждой группе я дам пазл, собрав пазл, вы получите картинку, покажете её остальным группа, и скажете подходит ли этот пейзаж для иллюстрации к стихотворению Н. М. Рубцова «Сентябрь»
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
6 группа
Проверка групп
| Воспринимают.
Анализируют.
Высказывают мнение.
- По интонации голоса, его повышения, понижения.
Обмениваются мнениями.
| Словесный: беседа
Групповая работа
Рассказ
|
Взаимоконтроль
| Ф
Г
| Песня Г. Нуруллина «Сентябрь», компьютер, пейзажи осени.
| Знает композици-оннные особенности произведения
Совершенст-вует умение выразительно читать
| П- осознает учебную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Р- принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; контролирует процесс и результаты деятельности; адекватно оценивает свои достижения.
К-вступает в учебный диалог с учителем,
| Проявляет эмоциональ-но нравствен-ную отзывчи-вость; положитель-ное отношение к учению; признает для себя общеприня-тые нормы; способен к самооценке своих действий, поступков;
|
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.Образовательные задачи этапа урока:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей;
3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;
4) обсудить и записать домашнее задание.
|
- Все ли задачи урока мы решили?
- С каким стихотворением мы сегодня познакомились?
- Кто автор этого стихотворения?
- Чему учились?
- У кого получилось читать выразительно?
- Кому нужно еще потренироваться?
- Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение «Сентябрь».
| Участвуют в обсуждении деятельности на уроке.
Записывают домашнее задание.
| Беседа
| Самоконтроль
| Ф
|
|
|
| Проявляет эмоциональ-но нравствен-ную отзывчи-вость; положитель-ное отношение к учению; способен к самооценке своих действий, поступков.
|