Виды анализа для тренинга





 

109


последовательный процесс разбивки заданий на операции и подопе­рации. В результате такого анализа мы получаем нечто вроде генеа­логического древа, в котором работа или основное задание расчлене­ны на составляющие их обязанности, задания и подзадания (рис. 5.3).

Не обязательно придерживаться той же терминологии, которая используется на рис. 5.3. Гораздо важнее — понять сам принцип по­уровневой разбивки заданий, с тем чтобы четко описать составляю­щие их операции. Пример на рис. 5.4 подтверждает, что данная ана­литическая техника допускает гибкое применение и потому являет­ся ценным подспорьем для тренера.

Примечательно, что операции на каждом уровне иерархии описа­ны «поведенческими» словами, которые дают нам не просто общее название операции, а сообщают, что делает оператор. Формулировка «Поменять масло в моторе» гораздо конкретнее и полезнее, чем фор­мулировка «Моторное масло». Разумеется, в последнем случае мы можем догадаться, что требуется от оператора, но лучше все-таки ис­пользовать глаголы, чтобы не возникло путаницы. Нижеприведен­ный пример анализа канцелярской работы показывает, что отсут­ствие глаголов может породить много неясностей.


 

 


 


Входящая почта


Фотокопия


Ежедневник


Что делает клерк с этой самой «входящей почтой»? Открывает ее? Сортирует? Регистрирует? Должен ли он ответить на письмо или подготовить набросок ответа? Что он делает с «фотокопией»? Сни­мает ее? Отправляет? Проверяет? и т. д. Легко представить, сколько недоразумений возникнет в команде тренеров, если один из них про­анализирует работу подобным образом.

Другая особенность иерархии заданий состоит в том, что она по­зволяет обозначить, если это необходимо, последовательность дей­ствий. Очевидно, что такая операция, как замена масла в двигателе (рис. 5.4), подразумевает вполне определенную последовательность действий.

Таким образом, ценность иерархического анализа для тренера определяется возможностью представить работу во всей ее полноте, получить четкую картину заданий с указанием простых и сложных моментов, выявить общие черты разных видов работ и заданий (например, для выполнения некоторых работ и целого ряда заданий



Глава 5


требуется умение управлять копировальной машиной), а также тем, что расписанная последовательность действий может определить последовательность подачи учебного материала.

Главное при использовании данной техники — понять, когда пре­кратить анализ. Замечено, что задание можно разбивать на уровни почти до бесконечности. Во многих случаях момент, когда следует остановиться, очевиден; для некоторых заданий достаточно обозна­чить уровень подзаданий, тогда как другие требуют более глубокого анализа. В последнем случае важно вовремя «подвести черту», каким-то образом показать, что анализ завершен, чтобы в дальнейшем не возвращаться к этому вопросу.

Весьма вероятно, что в процессе такого анализа у тренера появят­ся какие-то дополнительные замечания и наблюдения по поводу ана­лизируемых заданий. Чтобы не перегружать диаграмму множеством деталей, которые неизбежно создадут путаницу, советуем оформлять заметки как отдельные документы, присваивая им номера или буквы и указывая последние в диаграмме. Диаграмма может отсылать к раз­личного рода руководствам, законодательству, рабочим средствам, результатам других аналитических техник и т. д.

Аннетт и Дункан предлагают руководствоваться двумя критерия­ми при определении необходимой степени глубины анализа. Крите­рии сформулированы в виде вопросов:

• Какова вероятность неадекватного исполнения задания/элемен­та задания без тренинга?

• Во что обойдется системе неадекватное исполнение конкретного задания/элемента задания?

Обозначим вероятность плохого исполнения конкретного задания или операции буквой В, а издержки, связанные с плохим исполнени­ем, — буквой Ц (цена). Решение должно приниматься исходя из про­изведения В х Ц. Если результат неприемлем, то следует продолжить анализ.

Процедурный анализ. В предыдущем разделе было показано, как посредством иерархического анализа можно расписать последователь­ность выполнения заданий и подзаданий. Однако не все задания ха­рактеризуются строго определенной последовательностью действий, и случается, что при анализе некоторых операций в иерархии задания тренеру приходится применять другую аналитическую технику. Та­кая необходимость возникает, когда не существует жесткой последо-




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: