Наблюдения в уголке природы.




 

Наблюдения детей на экскур­сиях и прогулках над гусеницами, рыбами, лягушками, птицами

и другими объектами очень ценны, так как проводятся в естест­венных условиях существования этих животных. К сожалению, эти наблюдения случайны и обычно очень кратковременны. Поэтому наблюдения, сделанные на прогулках и экскурсиях, продолжают в уголке природы. Приведем пример.

На прогулках дети наблюдают за гусеницами, рассматривают их внешний вид и передвижение. Чтобы дети знали о вреде, нано­симом гусеницами, воспитатель сажает их в банку со свежей вет­кой того деревца, с которого они взяты, и переносит ее в уголок природы. Детям дают задание: «Посмотрите завтра, что случится с этой веточкой». На другой день они обнаруживают, что листья у веточки обглоданы гусеницами, и, следовательно, устанавливают приносимый ими вред.

Для привлечения внимания детей к наблюдениям в уголке природы и на земельном участке полезно применять игровые при­емы: «Кто первый увидит» или «Кто быстрее найдет».

 

8. Эксперимент.

 

Эксперимент, или опыт,— особый вид наблюде­ния, организованный в специально созданных условиях.

Привлечение детей к проведению несложных опытов на заня­тиях, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития наблюдательности и любознательности детей, воспитания их активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.

При помощи элементарных опытов можно показать детям та­кие явления в неживой природе, как замерзание воды, превраще­ние снега и льда в воду, образование радуги и др.

Примеры,

Образование волны. Налить воду в таз, предложить детям опустить в него руку, и начать двигать ею в разные стороны. Обратить их внимание на то, как начнут разбегаться волны. Если двигать рукой сильнее, волны станут больше. Пояснить, что толчок в воде рукой вызывает движение воды, волны. То же явле­ние можно наблюдать в природе: высота волны в реке (море, озере) зависит от силы ветра.

Некоторые опыты можно проводить с растениями и животными. Если, на­пример, принести срезанные зимой ветки деревьев в комнату и поместить их в разные температурные условия, дети могут наблюдать, как по-разному раз­виваются побеги; так они узнают о влиянии тепла на развертывание почек, по­явление из них листьев.

Во время кормления животных в уголке природы дети могут узнать, что едят животные, какой вред приносят гусеницы.

На звонок или постукивание карандашом по аквариуму у рыб можно вы­работать условный рефлекс.

Детей старших и подготовительных к школе групп часто интересует, от­куда появилась лягушка, бабочка, стрекоза. Поэтому хорошо пронаблюдать раз­ные стадии развития бабочек, лягушек, превращение личинок стрекозы.

При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобре­ний в жизни растений. Однако следует предупредить воспитате­лей о недопустимости увлечений опытами, наносящими растениям вред. Так, например, желая довести до сознания детей значение воды для растений, предлагают иногда детям в жаркий день остав­лять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Подобную ошибку некоторые воспитатели допуска­ют и в опытах с удобрениями.

Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям у детей можно только на примере положитель­ных результатов их труда. Детей надо учить таким приемам ухо­да, которые обеспечивают растениям хороший рост. Нельзя допу­скать сознательное нанесение вреда выращиваемым растениям, это несовместимо с охраной природы.

 

Фиксация наблюдений.

 

Для фиксации, закрепления того, что дети наблюдают, могут служить зарисовки и лепка объектов, рас­сказы о виденном, игры, игрушки.

Зарисовки рассматриваемых цветов, листьев, деревьев, пло­дов, животных закрепляют их формы в памяти детей. То же зна­чение имеет лепка овощей, фруктов и животных. Рисование и лепку проводят после того, как дети приобретут некоторые кон­кретные представления о них.

Рисование и лепка развивают наблюдательность детей, обога­щают их знания. И это естественно. Для того чтобы воспроизвести предмет на бумаге или в пластилине, его нужно очень вниматель­но рассмотреть.

Согласно «Программе воспитания в детском саду» дети под­готовительной к школе группы круглый год ведут наблюдения по­годы и сезонных изменений в жизни растений и животных и фик­сируют их в рисунках на отдельных листах ('Д или '/б листа), из которых составляют календарь природы.

Можно использовать и тематические рисунки. Так, после про­гулки или экскурсии, на которой наблюдалось одно из сезонных изменений, воспитатель дает всем детям бумагу определенного формата и предлагает зарисовать то, что они видели и что делали в этот день.

Вместе с детьми он отбирает рисунки с наиболее полным отра­жением наблюдаемого, со слов детей записывает, что изображено.

Пример.

20 ноября. Было ясно и тепло. Мы кормили птиц.

26 ноября. Шел крупный снег. Мы играли в снежки. В парке появилось много птиц.

29 ноября. Небо было серое, шел мелкий снежок, мы катались на санках.

Из этих рисунков за определенный период времени (месяц, се­зон) составляют календарь природы в виде плаката-сводки или книжки-ширмы.

Ведение календаря природы развивает наблюдатель­ность, приучает внимательно всматриваться в окружающую при­роду, устанавливать последовательность и связь явлений, их при­чины.

Отражение в рисунках сезонных изменений в природе очень помогает закреплению представлений у детей. Кроме того, собран­ные рисунки можно использовать при формировании понятия о том или ином сезоне. Воспитатель показывает рисунки детям, прочитывает сделанные на них записи. Дети вспоминают, что видели на прогулках и экскурсиях, устанавливают последовательность явле­ний, выявляют некоторые связи между погодой, жизнью растении

и животных.

Своеобразной фиксацией наблюдений детей за растениями может быть приготовление с детьми старших групп гербария. Дети на экскурсиях и прогулках в лесу, на лугу, в поле знакомят­ся с разными растениями, собирают листья, цветы, засушивают их.

Гербарий можно приготовить на темы по месту сбора рас ге­ний, например «Цветы нашего участка», «Цветы луга», «Цветы леса», или по времени цветения растений, например «Весенние цветы», «Осенние цветы».

На своем участке в уголке природы дети выращивают овощ­ные растения. Хорошо также собрать одно растение в разные фазы его развития, например «Как рос наш горох» или «Как рос­ла в поле рожь». Можно показать какое-нибудь сообщество расте­ний, например «Что растет в лесу» (дать листья деревьев, кустар­ников и травянистые растения). Собранные и засушенные расте­ния или их части на ту или иную тему прикрепляют на один лист картона, накрывают целлофаном и окантовывают или же каждое растение прикрепляют на отдельные листы картона и со­бирают в одну папку. -

Гербарии можно использовать как наглядные пособия на за­нятиях при проведении беседы о растениях, временах года или в дидактических играх.

Рассказ о виденном имеет громадное значение для раз­вития речи и закрепления представлений. Давая задание для на­блюдения, воспитатель должен предупредить детей, что им при­дется рассказать обо всем, что они узнают нового. Эти рассказы позволяют установить, что дети усвоили, что им непонятно, что нужно еще пояснить.

В сюжетно-ролевых играх дети часто воспроизводят воспринятое ими на экскурсиях и прогулках. В них находят отра­жение полученные представления о растениях, животных и труде человека. В таких играх дети, повторяя то, что наблюдали, за­крепляют свои знания и приобретенные навыки.

Для фиксации наблюдений можно использовать игрушку, на­пример «Какая сегодня погода». Это доска размером 35х35 см, в середине которой находится вращающаяся стрелка, а на углах прикреплены картинки, изображающие разную погоду. Дети сред­ней группы, возвращаясь с прогулки, по очереди поворачивают стрелку на ту картинку, которая соответствует погоде данного дня Дети старшей группы делают это утром, по приходе в детский сад, и после возвращения с прогулки (если погода изменилась).

 

Контрольные вопросы.

 
1. Чем отличаются эпизодические наблюдения от длительных? 2. Каково место тех и других наблюдений в разных возрастных группах? 3. Как можно проводить наблюдения во время ежедневных прогулок? 4. Как развивать самостоятельное наблюдение детей? 5. Что дети могут наблюдать во время работы на земельном участке? 6. Что дети могут наблюдать во время работы в уголке природы? 7. Какое место в ознакомлении детей с природой занимает экспери­мент? 8. Как можно закреплять результаты проведенных наблюдений?



 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: