II. Необходимо определить: являются ли приведенные ниже утверждения верными либо неверными, указав правильный ответ.




Тема 5. Альтернативные подходы в анализе рыночных отношений

Экономические идеи исторической школы. Теория экономических систем М. Вебера, В. Зомбарта. Возникновение и общая характеристика институционализма. Американский институционализм. Экономические взгляды Т. Веблена, Дж. Коммонса, У. Митчелла.

Контрольные вопросы

1. В чем проявлялась особенность взглядов экономистов исторической школы?

2. Какие этапы выделяют в развитии исторической школы? Назовите имена идеологов каждого из этапов.

3. Что понимал М. Вебер под «идеальным типом»?

4. В чем, по мнению В. Зомбарта, проявляется историчность капиталистического хозяйственного духа? Обоснуйте ответ.

5. Назовите причины возникновения институционализма.

6. Какими положениями характеризуется институционализм?

7. Выделите этапы развития институционализма, их особенности. Назовите представителей каждого из этапов.

8. В каком смысле можно говорить о преемственности идей исторической школы и американского институционализма?

9. Основой развития общества Т. Веблен считал психологию коллектива. Основываясь на этом положении, он сформулировал психологическую теорию экономического развития. В чем значение данной теории? Обоснуйте ответ.

10. В чем заключается «эффект Веблена»? На основе пояснения выделите черты, которые, по мнению Т. Веблена, характеризуют рыночную экономику.

11. Раскройте категории «сделка», «коллективные действия», «разумная стоимость» и их значение в теории Дж. Коммонса.

12. Каковы основные идеи исследований У. Митчелла?

Темы докладов

1. Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве».

2. Социальная школа в Германии (Р. Штаммлер, Р. Штольцман).

3. Социальная школа в Австрии (О. Шпанн, Я. Бакс, X. Риль).

4. Английский институционализм (теория Дж. Гобсона)

 

 

Тематические тестовые задания

 

I. Установите соответствие термина или понятия, обозначенного буквой, и его определения, обозначенного цифрой

 

а) историческая школа;

б) принцип историзма;

в) эволюционизм;

г) эмпиризм;

д) холизм (антииндивидуализм);

е) принцип системности;

ж) «катедер-социализм»;

з) метод «идеальных типов»;

и) теория социального плюрализма;

к) идея социального нормативизма;

л) институционализм;

м) «эффект Веблена»;

н) теория «индустриальной системы» Веблена.

 

 

1) логические конструкции, возникающие из эмпирической реальности путем выделения существенных элементов;

2) немецкое явление, отразившее специфику социально-экономического развития страны; оппонент классической школы;

3) направление в экономической мысли, основанное потом, что общественные обычаи регулируют хозяйственную, экономическую деятельность;

4) государственное вмешательство в хозяйственную жизнь;

5) подход, при котором исходным субъектом экономических отношений признается не индивид, а народ (нация) с присущими ему нравами, вкусами, образом жизни;

6) снижение цены на товар воспринимается покупателями как ухудшение его качества или утрата «престижности»;

7) подход, согласно которому народное хозяйство следует изучать путем исследования фактов, вооружившись статистическими инструментами;

8) понимается как признание специфики хозяйственной жизни на разных исторических этапах у разных народов;

9) характеризует хозяйственную эпоху, как взаимопереплетение различных форм хозяйствования: частного производства, государственного сектора, кооперативного уклада

10) означает, что общество должно рассматриваться как многоуровневый, состоящий из различных подсистем, целостный организм;

11) рыночная экономика проходит две ступени развития: стадию господства предпринимателя и стадию господства финансиста;

12) подход, который рассматривается как следствие применяемого исторического метода;

13) идея о мирном переходе от капитализма к социализму с помощью экономических реформ, осуществляемых государством.

 

 

II. Необходимо определить: являются ли приведенные ниже утверждения верными либо неверными, указав правильный ответ.

 

1) «Старая» историческая школа основной упор делала на критике предшествовавших ей теорий и разработке новых методологических подходов к исследованию рыночной экономики.

2) Представители «старой» исторической школы не отрицали продуктивность логического метода в политэкономии.

3) В отличие от старой, молодая историческая школа отрицала наличие общих экономических законов.

4) Молодая историческая школа утверждала, что человек – социальное существо.

5) Вебер рассматривал капитализм с двух точек зрения: в узком смысле — как форму цивилизации и в широком смысле — как экономическую систему.

6) Зомбарт выделяет понятия «хозяйственная система» и «хозяйственная эпоха».

7) Особое значение в системе государственного регулирования Зомбарт отводил регулированию социальных отношений между рабочими и предпринимателями в форме трудового законодательства, тарифных соглашений, контроля за условиями труда.

8) Институционалисты утверждали, что экономическая наука должна ограничиваться изучением лишь чисто экономических отношений.

9) Институционалисты выступали за неоклассическую доктрину саморегулирования рыночной экономики.

10) Основоположником институционализма считается Джон Коммонс.

11) Т. Веблен выделил позитивные, негативные и нейтральные инстинкты.

12) Уэсли Митчел создал правовой вариант институционализма

13) Правовой аспект Дж.Коммонс использовал в выдвинутой им концепции стоимости, в соответствии с которой стоимость товарной продукции – это результат переговоров сторон.

14) Колебания экономической активности Митчелл связывал со стремлением предпринимателей к прибыли.

15) По продолжительности Митчелл выделял малые, средние и большие циклы деловой активности.

 

 

III. Дополните

1) Предметом исследования историков стало «национальное хозяйство», историческое развитие нации, т.е….

2) Представители «старой» исторической школы подчеркивали необходимость шире использовать методы...

3) Гильдебранду принадлежит одна из наиболее разработанных схем периодизации общества на основе...

4) Карл Бюхер предложил свою схему ступеней экономического развития стран Западной и Средней Европы в зависимости от….

5) Вебер разработал теорию власти, в которой она определяется, как...

6) Внеэкономическая трактовка хозяйственных процессов являлась важнейшей особенностью...

7) Институционализм выступил против неоклассического тезиса о...

8) Институционализм в своем развитии прошел … этапа

9) Один из центральных пунктов концепции Д. Коммонса – …

10) По Митчеллу, циклы в экономике – результат действия множества взаимосвязанных параметров:…

 

IV. Кроссворд

Составьте кроссворд (не менее 20 слов) на основании изученного материала темы.

 

Разработала:

преподаватель ___________ А.В. Латенкова

(подпись)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: