Принципы и условия научения





 

175


понимания, умений и установок. Однако, как будет показано ниже, продуктивность различных способов научения зависит от склонно­стей, способностей и прошлого опыта учеников.

Общие условия научения

Чтобы вызвать необходимые изменения в знаниях, умениях и уста­новках учеников, тренер должен сделать учебный процесс как мож­но более активным. Прежде чем мы рассмотрим конкретные дей­ствия, которые могут предпринять тренер и ученик для активизации учебного процесса, необходимо обсудить общие условия, благопри­ятствующие научению в тренинговой ситуации.

Одним из таких условий, как уже отмечалось выше, является со­здание оптимального мотивационного уровня. Однако помимо сти­мулирования мотивации учеников тренеру следует подумать об орга­низации учебной среды — последняя должна способствовать пробуж­дению и поддержанию заинтересованности учеников. Для этого полезно вкратце рассказать ученикам, что будет происходить на тре­ниге, раскрыв им в емких образах и на конкретных примерах целесо­образность и пользу курса. Эффективность данной Тактики объясня­ется тем, что она задействует и мотивационную систему ученика, и его мыслительные процессы. На протяжении всего тренинга, и осо­бенно во время индивидуальных тренинговых сессий, тренер должен стимулировать интерес учеников.

Существует целый ряд техник, позволяющих разнообразить сти­муляцию и внести в нее элемент новизны. Одна из проблем, с кото­рой придется столкнуться тренеру, это колебания группового внима­ния, проиллюстрированные на рис. 7.5.

Опытные тренеры минимизируют падение внимания учеников, используя наглядные пособия, меняя интонацию, темп и высоту го­лоса и речи, периодически меняя свою позу, прибегая к юмору и уме­ло варьируя деятельность группы. Та же проблема возникает, когда ученики изучают предмет самостоятельно, например сидя за компью­тером или с помощью учебного пакета. Помимо взаимодействия с учебным средством им должна быть предоставлена возможность пе­риодически взаимодействовать с преподавателями, непосредствен­ными начальниками и другими учениками для совместного решения проблем, получения необходимой помощи и подтверждения прогрес­са, что способствует повышению уровня внимания.



 

Глава 7


 


 

100 %

75%

50%

25%

ВРЕМЯ

 


Мин 20 мин 30 мин 40 мин

Рис. 7.5. Колебания группового внимания (по Mills, 1967)

Разумное варьирование методов обучения и содержания учебно­го материала, несомненно, оказывает благотворный эффект на уро­вень заинтересованности и внимания учеников. Однако этот эффект ограничен таким фактором, как феномен «времени дня».

Традиционная рекомендация, в соответствии с которой новый материал должен быть пройден с утра и закреплен после полудня, поставлена под сомнение результатами последних исследований. Обнаружено, что первая половина дня более благоприятна только для кратковременного запоминания, тогда как долговременное запо­минание для некоторых заданий выше во второй половине дня и ве­чером (Folkard, 1987). Это удивительное открытие может объяснять­ся несколькими причинами.

• Тренеры, замечая «падение» умственной активности учеников, прилагают больше усилий к тому, чтобы стимулировать их внима­ние и интерес.

• Ученики замечают, что их внимание ослабло, и стараются скон­центрироваться на материале.

• Определенные группы людей, в силу природной предрасположен­ности или выработавшейся привычки, демонстрируют более вы­сокий уровень умственной активности и более высокие результа­ты во второй половине дня.

По-видимому, есть «утренние» и «вечерние» типы людей, так на­зываемые «жаворонки» и «совы». Первые рано просыпаются и быст-


Принципы и условия научения


 


ро восстанавливают способность к умственному труду, однако уже ранним вечером чувствуют усталость. У вторых все происходит на­оборот: они долго «раскачиваются», медленно втягиваются в ум­ственную активность, но остаются бодрыми и работоспособными до позднего вечера.

Не отрицая возможности первых двух причин, Фолкард (Folkard, 1987) тем не менее пишет, что результаты исследований индивиду­альных различий в выполнении различных заданий заставляют воз­держаться от однозначных рекомендаций относительно временной организации учебного процесса. Несмотря на то что мы знаем, как влияет характер задания на показатели исполнения, в отношении большинства заданий мы не можем с уверенностью сказать, какое время дня является наилучшим для их выполнения. По-видимому, это вывод применим и к тренингу. Однако что может сделать тренер, чтобы минимизировать падение внимания или усталость учеников? Нам кажется разумным ограничиться следующими рекомендациями.

• Независимо от особенностей целевой аудитории, тренер должен стараться разнообразить методы обучения.

• Расписание занятий должно предусматривать «естественные» пе­рерывы, время для отдыха и релаксации.

• Необходимо учитывать потенциальную проблему «перегруза», особенно при работе с малоодаренными учениками и теми, кто продолжительное время оставался вне тренинга/обучения.

• Использовать различные стратегии подкрепления.

Помимо обеспечения вышеназванных условий тренер должен по­заботиться о том, чтобы гигиенические факторы, как физические, так и психологические, не оказывали негативного эффекта на мотивацию и работоспособность учеников. Очевидно, что неадекватные физиче­ские условия, например плохое освещение, духота, жара или холод, неудобное рабочее место, могут отвлекать внимание учеников и тор­мозить процесс научения. Важное значение имеет также эмоциональ­ный климат, и тренеру следует приложить все усилия к тому, чтобы создать позитивный психологический настрой у учеников уже в са­мом начале тренинга.

Одним из показателей психологической атмосферы является сте-

пень соперничества между учениками. В определенных ситуациях

элемент здоровой состязательности может способствовать прогрессу

учеников, но чаще всего соперничество имеет обратный эффект — оно



 

Глава 7


не только снижает показатели учеников, но, что гораздо хуже, нега­тивно сказывается на их отношении к настоящему и последующим учебным событиям. Хотя нельзя отрицать, что дух веселой, друже­любной состязательности может привнести в некоторые виды тре­нинга, например в групповой тренинг, элемент возбуждения или вол­нения, что нередко помогает оживить внимание и интерес учеников в периоды «спада».

Такие спады зачастую неизбежны, они вызваны либо большой продолжительностью, либо содержанием тренинга. Однако тренер должен хорошенько взвесить все «за» и «против», прежде чем вводить в тренинг ту или иную форму конкуренции. Пусть лучше каждый ученик стремится превзойти самого себя, нежели товарищей по обу­чению.

Нам представляется гораздо более разумным стремиться к созда­нию в группе атмосферы взаимопомощи и сотрудничества. Такая ат­мосфера более соответствует стандартам, установленным для тренин­говой среды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: