Магия как одна из «высших наук».




Магия в учении московских розенкрейцеров 18-19 веков

 

В данном докладе речь пойдет о московских масонах системы Злато-Розового Креста, также называемой «берлинской» или «розенкрейцерской». Розенкрейцерство в этой системе являлось своеобразной надстройкой над классическим английским масонством трех степеней. В Орден Злато-Розового Креста принимали только тех, кто получил посвящение в эти три степени, а также и в переходную 4-ю – степень шотландского или «экосского» мастера. Собственно же розенкрейцеровская система посвящения включала 9 степеней – юниор, теоретик, практик, философ, минор, майор, Adeptus Exemptus, магистр и маг.

Большинство русских розенкрейцеров принадлежало к степени «теоретика». В архивах ОР РГБ и ОР РНБ сохранилось множество документов, касающихся истории и учения «Теоретического градуса Соломоновых наук». К сожалению, мы не знаем точно, какие из более высоких степеней были получены русскими масонами и кем именно.

Так, например, А. В. Семека пишет: «Наши розенкрейцеры хотя, кажется, и не достигли последних степеней ордена, не сделались магами, обладателями философского камня и вызывателями духов, но дошли уже до того, что в этом стали видеть цель своих конечных исканий, столь далеких от «познания Бога в природе и природы в человеке»[1]. Он же отмечает, что «нам неизвестно, каких ступеней достигли русские братья в розенкрейцерстве и наскольпо пошли они в своих работах дальше «теоретическаго градуса», но из показаний Новикова видно, что многие из них были «приняты в орден».[2]

Того же мнения придерживается и Г. В. Вернадский. Впрочем, он уточняет, что в более высокие степени были приняты Шварц, Шредер, А. М. Кутузов, получивший степень практика в Германии и И. П. Тургенев, получивший IV степень[3]. Судя по показаниям Новикова, в следующие за теоретической степени были приняты также князья Трубецкие, И. А. Поздеев, М. М. Херасков.

А. И. Пыпин, ссылаясь на те же показания, а также и показания Лопухина утверждает, что русские розенкрейцеры не занимались алхимией, магией и каббалой, хотя и изучали их чисто теоретически, по тем текстам и «писаниям», которые были ими получены от берлинских «братьев»[4]. Действительно, в масонских архивах мы находим множество документов, содержащих различные эзотерические учения, а также и различные инструкции, наставления и акты различных степеней. Однако, у нас нет достаточных оснований для того, чтобы судить, велись ли реальные работы в этих степенях, практиковались ли русскими масонами алхимия и магия в действительности.

Таким образом, все, что мы можем сказать о розенкрейцеровской магии – это то, какое место она занимала в учении русских масонов, каковы были их представления о теоретических основах магии и магических практиках. Реконструкции этих представлений и посвящена данная статья.

Магия как одна из «высших наук».

 

Прежде всего, следует отметить, что магия входила в триаду «тайных» или «высших» масонских наук, наряду с каббалой и теософией. Тройственное деление трех тайных наук было связано с тройственной задачей ордена – познание Натуры, Человека и Бога, которая достигалась за счет синтеза трех форм откровения – чувственного, рационального и мистического. Эти 3 тайные науки были известны также как три «света» - свет натуры, свет разума и свет благодати, - искание и стяжание которых было основной целью розенкрейцерства понятого как «вселенский университет, мировая академия тройственного просвещения»[5].

Учение о трех светах появляется в текте, перевод которого был распространен среди русских братьев, и авторство которого неизвестно, но иногда преписывается Иоанну Арндту, известному протестантскому мистику: «Премудрость есть свет и сияние ея не угасает. Свет сей есть тройственный и вместе един …Магия есть натуральный свет и натуральный Дух, Кабала есть свет и дух сверхнатуральный, свет Ангельский, Теология есть свет Божий, Дух Святый»[6]. Магия здесь соотнесена с природой, миром элементов и эмпирическим познанием, кабала с разумом, ангельским миром и рациональным познанием, а Теология с миром божественным, духом и мистическим познанием.

Эту концепцию воспроизводил, например, и один из духовных лидеров русских розенкрейцеров И. А. Поздеев: «Магия, Кабала и теозофия суть три света, коими всегда управлялся и ныне управляется мир. Свет магии есть истинное познание видимых вещей в Натуре; свет Кабалы или ангельский, есть истинное познание невидимых или духов; наконец, свет Божественной теозофии есть истинное познание Божественных свойств и совершенств»[7].

Более детально учение о трех светах развито основоположником розенкрейцерства в России И. Г. Шварцем. Магию он также связывает со светом Натуры: «Свет натуры – свет тела. Сей свет есть источник жизни всех сотворенных материальных вещей, истинная магнетическая и электрическая сила; он есть риза всемогущего. Кто видит сей свет во всей натуре светящим, знает силу и действие его, умеет фиксировать и концентрировать его, тот есть истинный знатель натуры, или, как древние такого называли, маг»[8]. Заметим, что к символическому ряду Натура-Магия добавляется здесь третий элемент – тело, тем самым онтологическая и гносеологическая интерпретация сопрягается с антропологической.

Каббала описывается Шварцем следующим образом: «Свет души – ум, ангельский свет, кабалистический свет. – Светит в невидимых тварях, в ангелах, человеческих душах, во всех духах. Оный есть познание всех ангельских сил»[9]. Опять же каббала связана с определенным аспектом бытия человек – его душой.

Если магия и каббала связаны с телом и душой человека, то теология – с его духом: «Свет Божий – св. Дух. Кто имеет сей свет, тот есть в боге и Бог в нем; он ощущает присутствие его. Он имеет сверхнатуральный свет. Он говорит с Богом как с другом своим он есть истинный теолог»[10].

Кроме наложения друг на друга онтологической (натура – ангельский мир - Бог, «стихийное небо – элементарное; эфирное небо – ангельское небо; емпирическое небо – божественное»[11]), гносеологической (магия-каббала-теология) и антропологической (тело-душа-дух) интерпретаций символа трех светов, Шварц предлагает еще и четвертую – историческую интерпретацию. Так, магия связывается с языческим периодом в истории человечества: «Сей свет есть земное небо, он есть натуральное стечение, кто по оному живет – язычески живет»[12]. Каббала соотносится с Ветхим Заветом: «чрез сей свет Бог говорил с Моисеем»[13]. Наконец, Теология соотносится с христианством: «Сей свет сверхнатуральное небо, рай, божественное стечение. Стечение сего света управляет благочестивыми, кои духовно (перечеркнуто-«христиански» – прим. авт.) живут»[14]. Подобную же схему приводит и Поздеев, дополняя ее связью с масонским орденом: «По падении человека, от Ноя до Моисея, управлялись люди Божией Магиею; от Моисея до Спасителя, - кабалою; от Спасителя до наших времен, - Теозофиею, откуда и Орден имеет начало»[15]. Аналогичную мысль встречаем и в одной из речей Теоретического градуса: «Тайны ордена изтекают из трех источников: 1-й Египетской; в Египте Маги учили Алхимии. 2-й Еврейской; таинства их состояли в познании духовнаго мира и сообщении с Ангелами; и 3-й Христианской. – Алхимия и Магия. – Кабала – Теософия»[16]

Наконец, магия, каббала и теософия имеют и особое лингвистическое измерение. Так, магия соотносится с языком природы: «Чрез сей свет мы познаем …сигнатуру, или ознаменование вещей, язык натуры, истинную астрологию и пр.»[17]. Каббала – с языком пророков и Священного Писания: «Пророки говорили кабалистическим образом, и только кабалистический дух может сделать их вразумительными нам. Сей свет блистал в благородных камнях, бывших в нагруднике Аароновом. Сей свет учит как смыслу святого Писания…»[18]. Теология же соотносится собственно с языком Бога, напрямую говорящего с человеком внутри его духа: «Теолог имеет собеседование божественное, дружелюбно и тайно беседующее с ним»[19].

Лингвистический аспект трех тайных наук также связан с теорией 3-х смыслов масонских иероглифов, или символов. Согласно одному из документов, «всякое писание, всякой обряд и Иероглифы С. К. должны иметь троякой, различный смысл»[20], а именно нравственный, исторический и магический.

Нравственный смысл связан с постижением Бога: «Сей должен каждаго Свободного Каменщика укреплять в Богооткровенной Религии, соделывать оную в глазах его священнейшею и споспешествовать прилежнейшему изследованию оной»[21].

Исторический, или кабалистический смысл иероглифов соответствует самопознанию, опирающемуся на разум и предание: «Исторический, кабалистический, предательный, в коем показывает он свою древность, и о себе яко о предании извествует и доказывает. Масон должен сим научаться откуда он, что он есть и что будет. Ученая История научает нас, что догадки разсудка человеческаго здесь всегда порождают токмо сомнения и никогда не приводят к уверяющей истине, следовательно мы должны иметь прибежище к преданию, к откровению».[22]

Наконец, магический смысл иероглифов явно соотносится с изучением Природы: «Магический, или говоря по новому стилю философофизический смысл, - в коем содержится енциклопедия, или сокращение всех начальных истин и оснований. Чрез него достигает он знания и весьма нужнаго понятия, например: что есть Материя вообще, что дух вообще, что есть движение, пространство, бытие, разделимость и пр. и пр.»[23].

Троякий смысл иероглифов расположен в определенной иерархии: «Естественно, что смысл нравственный, законный, Теософический или о Богомудрии есть и должен быть по чину первый. Вторый: исторический или кабалистический. Третий: философохимический или Магический»[24]. Почему это естественно? Очевидно, потому, что три эти смысла воспроизводят онтологическую иерархию: Бог как первоначало – Человек как посредник – Природа как откровение Божества.

Обобщая проанализированные выше идеи, можно сказать, что магия понималась русскими розенкрейцерами как низшая из трех тайных наук, связанная с познанием природы, телесным уровнем человеческого существования, язычеством, не просвещенным еще божественным откровением. Такое представление о магии противоречит структуре розенкрейцеровского посвящения, в которой степень мага занимает как раз высшее место. Это противоречие, однако, разрешается в тексте «О естественной философии, каббале и магии», дошедшем до нас как минимум в двух экземплярах, и в котором магия понимается как раз как высшая из трех тайных наук.

Нижняя ступень познания отводится философии как науке о материальном мире, которая также соотвествует ипостаси Бога-Отца: «Естественная филозофия научает познавать человеческое тело, вместе с телом всех тварей; яко буквы написанныя Богом в Натуре, которых она есть Азбука; а из них познаем Бога Отца»[25].

Среднее место остается за каббалой как наука о душе, соответстввющая ипостаси Бога-Сына: «Кабала научает познавать человеческую душу, всех вечных и приходящих духов, небесныя звезды, яко истинную астрономию, и стихии огонь и воздух, и во всех тварях астральное или звездное рождение их жизни, из всего онаго познавать свет сына Божия»[26].

Триада завершается магией как высшим видом познания, связанным с Духом святым,: «Магия научает познавать человеческий дух, глубокое внутреннее рождение Божества и движение жизни во всех тварях, а чрез то познавать Св. Дух»[27].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: