Магия: теория и практика.




Какие именно магические практики были известны русским розенкрейцерам? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, какие теоретические предпосылки лежали в основании их понимания магии.

Исходным пунктом масонского учения о магии является центральная для масонов идея о человеке как микрокосме и герметический принцип единства высшего и низшего миров. Именно как центр вселенной, как посредник между Природой и Богом, отражающий и заключающий в себе все высшие и низшие миры, человек обретает магическую власть над природой. «Все в нем и им производится, что только существует в великом мире, все, говорю, поелику он есть малый мир и концентрированная, так сказать, сущность всех семян, разсеяных в необъятной громаде небес и земли, но мало сего. Действия, производимые собственною волею человека и в нем самом, изливаются и на непостижимое пространство всея видимости, и всех живущих и движущихся в недрах природы тварей».[42]

Какова же сущность этой власти? С одной стороны, что человек способен содействовать природе в ее производящей активности: «Все производится от человека и человеком, по неограниченной силе, заключенной в сердце его, к открытию таковых действий не только внутри, но и вне себя, в соотношениях ко всей природе вещей; посему-то сказал я выше, что мы содействуем Природе в произведении ею действий чистых и нечистых, добрых и злых».[43] Именно как содействие естественным природным процессам, их ускорении понимается сущность алхимических практик: «Алхимически работать значит дать ход Натуре. При положении в колбу сперва производится теплотою гниение, потом хладом сгущение, или коагуляция, а за сим, сухостию возвышение. Указание сего еще в ученической степени».[44]

С другой стороны, человек обладает и еще большей мощью, как образ и подобие божие, - мощью созидания мира: «Всякая сила воображения может производить вне нас существа и они покажутся одетыми, поелику и бывают одеты в Елементы. Человек сам есть мир: и как Божеское воображение творит, так и человеческое воображение творит».[45] Сила человека безгранична, как и сила Бога: «Сравнение сие доказывает нам величество человека, яко малаго мира, который не только содержит в себе концентрированныя все сущности великого мироздания, но даже и тайныя пружины управления онаго, и самый источник свободы, по которому может все в себе и вне себя, и по которому именуется и есть действительное и единственное в подсолнечной свободное существо».[46]

Что же является источником магической силы человека, позволяющей ему как помогать природе в ее действиях, так и создавать то, чего в природе нет? Русские розенкрейцеры давали на это однозначный ответ – источником магической силы является воля: «всегда и всюду человек сопровождается и окружен различного рода духами, из коих непосредственно на него действуют те, коих сообразный магнит открыт невидимою, но сильною магиею воли человеческой».[47] Идея воли как магической силы связана с идеей всеобщей одушевленности вещей и мира в целом: воля – это проявление духа в человеке, и оно способно взаимодействовать с т.н. «магнитами» - отпечатками духа во всех вещах. Единый дух, проявляясь в мире и человеке, связывает их воедино и позволяет влиять друг на друга. Источником же самой воли, ее средоточием является сердце: «человек, яко друг Природы и одной с нею крови и плоти, не машинально живет и действует, но обретается и внутри его неисповедимая сила, которая сообразно неограниченной мочи Природы управляет всеми движениями сердца его…Человек, свободно управляя всеми действиями в себе и вне себя, ясно указует нам место сего сильнаго преимущества, волю сердца своего»[48]. Сердце вообще играло огромную роль в философии русских розенкрейцеров. Оно понималось как орган мистического познания, как отражение в человеке бесконечной и всемогущей Божественной воли, как Сын Божий в человеке, как отражение в человеке божественного Эйн-Соф (апофатический аспект божественного бытия) и первоначального Хаоса, из которого все возникакет и в который все возращается. Символом сердца была точка в круге, которая также символизировала Солнце, Золото, Троицу, 10 сефирот, и, самое главное, была символом Ордена как такового. Иными словами, сердце – это некое мистическое средоточие человеческого бытия, в котором отражаются божественный и космический центры, что и делает его источником особой магической силы. Открыть же в сердце эту силу можно, только войдя во внутренние степени Ордена, которые вводят человека в «Святая Святых» храма Натуры, храма Благодати и храма самой человеческой души.

Коль скоро источником магической силы является сердце, эта сила может отождествляться не только с волей, но также с верой и любовью: «Душа наша имеет собственные уста, не имеющие никакой связи с животными телесными устами, и которые могут быть отверзаемы, когда си затворены бывают. Сии уста суть магическое желание, притягательная сила души, алкание и жаждание Хлеба Небесного и воды жизненной... Сие самое магическое желание соединенное с упованием и любовию называется живою верою, которою все возможно и без которой сам Ииус чудес творить не мог»[49].

Вообще, воля в ее единстве с верой и любовью понималась русскими масонами как магический «магнит», с точки зрения масонов именно сердце было точкой соединения микрокосма и макрокосма и через него проходили различные влияния в обе стороны. Алча, жаждая чего-либо, человек способен притягивать к себе те или иные элементы, стихии, тех или иных духов и даже божественный Свет. Тем самым, такие христианские практики как молитва и причастие обретают магическое значение – обращаясь с любовью к Богу, направляя на него все свои желания и помыслы, человек притягивает к себе божественный свет. Отдаваясь во власть этого света, человек в свою очередь обретает власть над падшей природой: «Но небесные человеки попирают натуру ногами и, оставляя все прочее, воображают в Духе Иисуса, Божественнаго своего Любителя, привлекают его магнетизмом души своей, удерживают его в вере, и дают ему существенно ими обладать»[50].Обретая же власть над природой, он обретает и свободу как одну из целей Свободных Каменщиков: человек «как малый мир…содержит…даже и тайныя пружины управления онаго и самый источник свободы, по которому может все в себе и вне себя, и по которому именуется и есть действительное и единственное в подсолнечной свободное существо»[51].

Однако, масонам были знакомы не только христианские магические практики, но и некоторые другие. В частности, в рассуждении о способе отверзать видение духов выделяются естественные и насильственные способы. Например, естественным способом является животный магнетизм. В принципе, любовь и веру, а также связанные с ними молитву и причастие, тоже можно отнести к естественным способам. С другой стороны, средства для отверзания духовного видения могут быть насильственными и именуются тогда магией или церемониальной магией. А именно, сюда входит: 1) приготовление тела чрез изнурениеи очищение, 2) курение и вообще употребление веществ, «возбуждающих жизненных духов, раздражающее нервы, напрягающее силы имагинации»[52] (при этом упоминается опиум, камфора и горячительные напитки). Однако, как подчеркивает автор этого текста, тип духов, с которыми человек вступает в общение не зависит от типа курения или от обрядов белой магии или магии божественной, а только от типа воли (доброй или злой) и сердца (чистого или нечистого) того, кто совершает эти обряды, т.е. и в основе ритуальной магии лежит естественная магия человеческой воли, основанная на взаимном соотвествиии притяжении микро- и макро-косма. Ту же идею мы видим и в другом тексте, где говорится, что действия чистые и нечистые – это, соотвественно, действия, «согласные с порядком всевысочайшия воли Еговы и противные оному»[53]. Согласование же магической воли человека с волей Бога происходит через Совесть как силу, сосредоточенную, опять же, в сердце человека и напоминающую ему о его истинном божественном предназначении.

Подводя итог, отметим, что русские масоны не только были знакомы с западной магической традицией по оригинальным и переводным источникам, но и пытались самостоятельно ее осмыслить, привнося в нее христианские элементы и связывая с системой масонского посвящения. При этом представления о магии органично вписывались в учение русских масонов, их картину мира, их метафизику, соединяя между собой представления о Натуре, Человеке, Боге и масонстве как пути постижения их единства.

 


[1] Семека А. В. Русское масонство в XVIII веке//Масонство в его прошлом и настоящем. Т. 1 – М.: СП «ИКПА», 1991. - с. 161

[2] там же - с. 166

[3] Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины – с. 72-73

[4] Пыпин А. Н. Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX века. – Петроград: Огни, 1916 – с. 230-231.

[5] Арсеньев В. С. Воспоминания//Арсеньев В. С. Воспоминания. Дневник – СПб: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2005 – с. 53

[6] Философско-Кабалистическое Суждение о 4 фигурах великого Амфитеатра Доктора Кунрата, приписываемое Иоанну Арндту// НИОР РГБ. Ф. 14.е.х. № 1331. Сборник. – л. 3.

[7] Беседы И. А. П. ч. 2.//НИОР РГБ. Ф.14.е.х. № 616 – л. 95

[8] Из записок И. Г. Ш.//НИОР РГБ. Ф. 147.е.х. № 182.– л. 1.

[9] Там же – л. 2 об.

[10] Там же – л. 3 об.

[11] Там же – л. 1

[12] Там же – л. 1.

[13] Там же – л.3 об.

[14] Там же – л. 3

[15] НИОР РГБ. Ф.14.е.х. № 616 – л. 95

[16] Избранные речи по теоретическому градусу// НИОР РГБ. Ф. 147.е.х. № 97. – л. 30 об.

[17] НИОР РГБ. Ф. 147.е.х. № 182 – л. 1

[18] Там же – л. 2 об.

[19] Там же – л 3. Об.

[20] Материалы для вольных каменщиков// НИОР РГБ. Ф.147.е.х. № 138 – л. 25 об.

[21] Там же – л. 26 об.

[22] Там же – л. 27

[23] Там же – л. 27 об.

[24] Там же – л. 28 об.

[25] НИОР РГБ. Ф. 147.е.х. № 138 – л. 104

[26] Там же – л. 104-л. 104 об.

[27] Там же – л. 104 об.

[28] Тезисы из бесед И. А. П. ч. 1// НИОР РГБ. Ф.14.е.х. № 615– л. 45

[29] НИОР РГБ. Ф.14.е.х. № 616 – л. 100

[30] Там же – с. 98

[31] НИОР РГБ. Ф.147.е.х. № 138. – л. 29

[32] Речь о предмете свободного каменщичества//НИОР РГБ. Ф. 14.е.х. № 270 – л. 6 об.

[33] НИОР РГБ. Ф.14.е.х. № 616 – с. 31

[34] См.: Бильфельдово рассуждение о тщетных науках и искусствах// Покоящийся трудолюбец. Ч. 2 – М, 1784, - с. 85-87

[35] См.: Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая - М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 528 с.

[36] Бэкон Ф. Новый Органон//Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2 – М.: Мысль, 1978 - с. 87

[37] Сборник по каббале, магии и алхимии.// НИОР РГБ. Ф. 14.е.х. № 1501.– л.19.

[38] Тезисы из бесед И. А. П. ч.3//НИОР РГБ. Ф.14.е.х. № 617 – л. 90

[39] НИОР РГБ. Ф.14.е.х. № 616 – с. 160.

[40] Объяснение на аллегорическую картину, представляющую храм натуры и благодати//НИОР РГБ. Ф 14. е.х.518 – л. 5

[41] Философов А. А. Записи религиозно-мистические 19 в сер.(выписки покойнаго А. А. Философова по Кабале)// НИОР РГБ. Ф.14.е.х. №676.– л. 71-72. Далее будет даваться ссылка только на фонд и единицу хранения

[42] Речь, принадлежащая к X [андреевской] степени//НИОР РГБ.Ф. 14, е.х. №301 – л. 6

[43] там же – л. 7

[44] НИОР РГБ. Ф. 147, е.х. № 617 – л. 89

[45] Публичные лекции профессора Иоанна Георга Шварца, записанные со слов его//НИОР РГБ. Ф. 147, е.х. № 142 – л. 19

[46] НИОР РГБ.Ф. 14, е.х. №301 – л. 8

[47]Выбор из бесед Т. Г. С. К.// НИОР РГБ. Ф.14.е.х. № 247 – л. 35 об.

[48] НИОР РГБ.Ф. 14, е.х. №301 – л. 7.

[49] Речь о таинстве евхаристии//НИОР РГБ. Ф. 14. е.х. 316 – л. 14 об.

[50] Там же – л. 15

[51] НИОР РГБ. Ф. 14. е.х. 301 – л. 8

[52] НИОР РГБ. Ф. 14. е.х. 247 – л. 37

[53] Там же – л. 8



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: