Из начальной школы в среднюю – без слез и потерь




Еще недавно вы вели своего ребенка в первый класс. И не успели оглянуться – а он уже в пятом. Начинается новый этап и для него, и для вас – средняя школа. И вроде не должно быть никаких проблем. Считается, что пятикласснику адаптироваться намного легче, чем первокласснику. Но жизнь опровергает этот миф. Часто бывает, что в начальной школе у ребенка все складывается благополучно. А переходит в среднюю – и становится буквально неузнаваем. Родители недоумевают: повзрослел ведь, а значит, должен стать более активным и самостоятельным. А что на деле? Безответственный, невнимательный, учится слабо, ведет себя плохо. Не спешите паниковать и не наседайте на ребенка. Ему и самому в этот период очень тяжело.

Другой уклад – другие требования

Прежде всего в средней школе принципиально меняется система обучения: появляется много разных предметов и педагогов. Если в начальной все занятия ведет один учитель, который хорошо знает детей и уделяет достаточно много внимания их индивидуальным особенностям, то педагоги основной школы работают с детьми разных возрастных групп и встречаются с ними, как правило, два-три раза в неделю. С одними и теми же требованиями учитель зачастую идет и к старшеклассникам, и к младшим подросткам. Между тем физиологические и психологические особенности у детей этих возрастов очень разные. Но многие ли педагоги готовы это учитывать и сходу переключаться с одной аудитории на другую? Не говоря уже об учете индивидуальных особенностей: на первых порах, пока учитель мало знает новеньких, это вообще невозможно. А ребенок ждет привычного – заботливого и внимательного – отношения и, не встретив его, теряется.

Стоит учесть, что незнакомых преподавателей не один, а несколько. Урок и взаимодействие с ними – это ощутимые различия в темпе речи, характере объяснения, системе требований. И если у ребенка пять или шесть уроков в день, то столько же раз ему придется приспосабливаться к педагогу. Это очень сложная задача. Порой на то, чтобы справиться с нею, может уйти весь год.

Кроме того, сильно меняется подача материала. Он становится более объемным и требует других усилий для усвоения. Если в начальной школе могла выручить память – зазубрил и можешь быть спокойным, то в средней на этом уже не выедешь. И если ребенок был не приучен работать с текстом – выделять главное, размышлять, то все его проблемы только усугубятся, и пройдет немало времени, пока он всему этому научится (это при самом благоприятном раскладе). Но даже если он все это умел, то все равно поначалу, оказавшись в новых условиях, может осторожничать и не сразу проявит себя.

Ну и, конечно, с первых же дней ребенок испытывает очень большую нагрузку. С годами объем и интенсивность учебных заданий и темп работы на уроках только растут. Специалисты отмечают, что у школьника любого возраста сегодня нет возможности остановиться, оглянуться, расслабиться, поразмышлять – что же с ним происходит. А в экстремальных ситуациях, к которым, несомненно, относится и переход из начальной школы в среднюю, это еще больше делает ребенка беспомощным и уязвимым.

Как примут в новом коллективе?

Заметим, что ребенок очень часто попадает еще и в новый детский коллектив. Времена, когда весь третий класс автоматически становился четвертым, и можно было в одном окружении провести все десять школьных лет, давно прошли. Сегодня пятые классы часто формируются «с нуля». Да и нередко сами родители на этом этапе переводят детей в другие – более сильные или престижные – школы. А это значит новые сверстники, новые ситуации, новые варианты общения. Тут уж не избежать психологических проблем. Пока еще дети притрутся друг к другу!

По словам специалистов, адаптация в новом коллективе в пятом классе у многих происходит сложнее, чем в первом. Первоклассник приходит в школу с горячим желанием учиться. У него чаще всего еще нет опыта неудач при общении со сверстниками. А на пятиклассников этот опыт – конфликты, выяснения отношений, испытания на себе детской жестокости, насмешек, тем более если есть какие-то проблемы – уже давит. То же самое, кстати, касается и учебы. Ребенок без опыта неудач, оказавшийся в сложной ситуации, готов бороться, добиваться своего. А тот, кто уже ощутил – что такое неудача и чем ему это грозит, часто страдает, как говорят психологи, обученной беспомощностью. Даже имея шанс перебороть неудачу, он боится, тревожится, и это останавливает его.

Ну и, конечно, к пятому классу дети уже не так доверчивы и открыты, как в младшем возрасте. Это, к сожалению, тоже издержки опыта. Неудивительно, что новый коллектив у многих вызывает чувство тревоги, страха, настороженности, что мешает общению и затрудняет новые контакты.

А теперь выйдем за пределы класса. Кругом – сплошные незнакомые лица, и все старше тебя и выше как минимум на голову. Еще несколько месяцев назад третьеклассник был самым старшим в начальной школе, а теперь он снова самый маленький и самый бесправный. Осознание этого факта, конечно, не прибавляет уверенности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: