Основные подходы и характеристики психодиагностического обследования.




Психодиагностическое обследование – это исследование определенных психологических качеств и свойств личности при помощи различных психологических методик.

Психодиагностика используется при профотборе и профориентации, построении различного рода психологических прогнозов, в консультировании и психотерапии.

Психодиагностика также может рассматриваться как постановку диагноза, кот. является конечным результатом д-ти психолога. Цель: оценка актуального состояния человека, прогноз дальнейшего развития и разработка рекомендаций. Важно выяснить причины конкретных проявлений в поведении ч-ка + следствия

Согласно Выготскому, различают три уровня диагностики:

1) Симптоматический - устанавливаются те или иные особенности исследуемого, не указывая на их причины и место в структуре личности.

2) Этиологический - определяются причины обнаруженного явления.

3) Типологический - определяется место и значение полученных данных в целостной динамической картине личности.

1. Области социальной практики, требующие применения психодиагностики: расстановка кадров, профотбор, профориентация; оптимизация обучения и воспитания; прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.); судебно-психологическая экспертиза; консультативная, психотерапевтическая помощь; др.

2. Все случаи обращения за помощью к психологу можно отнести к двум основным типам:

•ситуация клиента - человек сам обращается к психологу за помощью/за консультацией; чел заинтересован в решении своего?-са. Ответ психолога в консультации/психокоррекции

• ситуация экспертизы - обращается администрация (больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т.д Клиент как бы насильственно подвергается диагностике, старается угадать ответ, кот. от него хотят получить. Поэтому важно создать из СЭ>СК. Овеет психолога в форме психологического заключения

3. Варианты использования психодиагностических данных. Данные используются: а) обследуемым в целях саморазвития и пр. (методика «биограф»- испытуемый работает с собственным опытом). Б) психодиагностом (например, для психокоррекционной работы). В) администрацией для принятия решения.

4. Основные требования к психологическому заключению

•должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации. •Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики. •в заключении - конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных + краткое описание процесса психодиагностики(методы, данные, интерпритация данных, выводы) В закл. нужно указать наличие ситуационных переменных: состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; условия тестирования…

5. Способы решения психодиагностических задач: А)Длительное наблюдение. Б)Создание психологом определ. ситуаций. В) Применение методов психодиагностики (тестов, самоотчетов, проективных методик и др.)

6. Этапы психодиагностического процесса:

Формулировка проблемы > Формулировка гипотез и выбор диагностических методов> Проведение тестирования; анализ полученных данных > Формулировка заключений (например, об уровне психического развития)> Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе> Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

 

37. Правовые аспекты защиты детей в семье. Социальная работа с детьми из многодетных семей. Наибольшую защищенность от возможных негативных внешних воздействии ребенок ощущает в семье. Наибольшими возможностями социальной защиты ребенка обладает полная семья. Правовую основу семейных отношений составляет брак. Дети, рожденные в гражданском браке, никаких юридических прав по отношению к своим фактическим родителям не имеют. При расторжении брака в судебном порядке супруги вправе представить суду соглашение: а)о том, с кем из них будут проживать дети; б)о размерах и порядке выплаты средств на содержание детей. • Если соглашение по этим вопросам не достигнуто или представленное суду соглашение нарушает интересы детей, то суд в этом случае обязан определить, с кем из родителей будут проживать после развода несовершеннолетние дети и с кого из родителей в каких размерах взыскиваются алименты на детей. Действующий Семейный кодекс РФ впервые в истории России сформулировал права детей как самостоятельного субъекта права. Они заключаются в следующем. *Каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуалности, признаками которой являются имя, отчество, фамилия и гражданство. Имя ребенку дается родителями по взаимному согла­сию. Отчество определяется именем отца. * Ребенок имеет право на семейное воспитание. *Насколько это возможно, ребенок вправе знать своих родителей. Он имеет право проживать со своими родителями, за исключением ситуаций, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на заботу со стороны родителей, обеспечение его интересов и уважение его человеческого достоинства. * При решении в семье вопросов, затрагивающих интересы ребенка, он вправе выражать свое мнение, а также быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. * Полностью дееспособный — совершеннолетний, или вступивший в брак— ребенок имеет право защищать свои права самостоятельно. В любом возрасте ребенок имеет право обращаться за защитой от злоупотреблений родителей и иных законных представителей в органы опеки и попечительства. Ребенок, достигший 14-летнего возраста, при нарушении его прав со стороны родителей или законных представителей вправе непосредственно обратиться с иском в суд. * Ребенок имеет право собственности на принадлежащее ему имущество и приносимые им доходы. Он имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. * Субъектами защиты прав ребенка могут выступать государственные и муниципальные органы управления, специализированные органы опеки и попечительства, образовательные и детские учреждения, социальные педагоги. Но наиболее естественными, последовательными и постоянными защитниками детей выступают их родители. Иногда дети рождаются у несовершеннолетних родителей, которые не способны в полной мере участвовать в социальной защите ребенка. В этом случае ребенку назначается опекун, который совместно с родителями осуществляет воспитание и защиту интересов ребенка до достижения родителем 16 лет. Многодетные семьи. Под многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей. Данный показатель верен для европейской части России. Можно выделить следующие виды многодетных семей. • Семьи, в которых родители любят своих детей и сознательно хотели их иметь • Семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей(двойня или страх аборта)• Семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети. • Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством для получения различного рода пособий, льгот и благ. Дети - следствие беспорядочных половых отношений.

Основные проблемы многодетных семей: - материальные; - проблемы с обеспечением полноценным питанием, одеж­дой, жильем; - проблемы со здоровьем как следствие вышеназванных проблем; - рост числа разводов в сложных социально-экономических условиях; - проблемы в сфере образования (у детей меньше условий и возможностей для получения полноценного образования); - проблемы с воспитанием детей; - индивидуальные проблемы ребенка, связанные со спецификой жизни в многодетной семье, и т.п. Указом «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (1992) были установлены льготы для многодетных семей:

- скидка в размере не ниже 30 % установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией - бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей до 6 лет; - бесплатный проезд на внутригородском транспорте. - прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь; - бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Направления работы социального педагога с многодетными семьями: - работа по выявлению и учету многодетных семей, составление комплексной характеристики семьи- определение с помощью различных источников основных проблем и потребностей семьи; - установление основных нормативов в оказании помощи при строго дифференцированном подходе в зависимости от нужд и потребностей семьи в целом и каждого ее члена; - помощь в получении различных пособий, льгот, предостав­ление информации о пособиях и социальных льготах, действующих для многодетных семей;- помощь в обеспечении и повышении доходов (трудоустройство, информирование о возможностях, контакты с руководителями предприятий, общественными организациями и т.п.); - решение проблем женщины, в том числе эмоционально-психологических; - консультирование, педагогическая помощь;- социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;- контроль использования выделенных детям денег в случае необходимости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: