Художественное оформление книжного издания




 


1. Проектирование книжного издания

 

Создание книги весьма трудоемкий и долгий процесс, с одной стороны – это технические процессы и знания, с другой же – большой плацдарм для творчества. Как показывает практика, в области книжного искусства можно выделить три основных типа творческой деятельности, каждый из которых имеет определенную цель.

Первый тип деятельности связан с разработкой книжной конструкции, с организацией ее элементов в систему, способную обеспечить читателю удобство пользования книгой. Деятельностью указанного типа занимаются специалисты издательского профиля, которых называют художественными редакторами (техническими редакторами).

Второй тип деятельности преследует иную цель – внести в книгу изобразительно-графические или декоративные элементы, индивидуально отражающие содержание литературного произведения, вне зависимости от того, к какому виду литературы – научной, художественной, технической – оно относится. Задачи такого типа стоят перед художниками-оформителями, дизайнерами, их цель – создать внешний и внутренний дизайн книги.

Третий тип деятельности связан с типографским исполнением книги, применительно к реальным полиграфическим материалам, оборудованию, технологии и т.д. Деятельностью этого типа занимается полиграфист-технолог.

Все три вида деятельности теснейшим образом связаны друг с другом, во-первых, общностью цели: создать книгу как единую композицию, во-вторых, постоянной координацией на всех стадиях книгоиздательского процесса.

Итак, результатом первых двух типов деятельности является создание проекта издания. Проект должен предусмотреть рациональную, логически четкую и образно-выразительную организацию книги.

К показателям проекта оформления относятся:

1. Формат издания.

2. Формат полосы набора.

3. Система рубрикации.

4. Принципы решения особых страниц.

5. Гарнитура и кегль шрифта:

а) для основного текста;

б) для дополнительных текстов.

6. Система выделений внутри текста и набор особых текстовых форм (таблицы, формулы и др.).

7. Виды иллюстраций:

а) по месту и роли в книге;

б) по познавательной или образной содержательности;

в) по технике исполнения.

8. Состав и характер внешнего оформления.

9. Способ полиграфического исполнения всего издания и его частей.

Так же проект описывает применяемые для данного издания материалы и оборудование, и экономический расчет по всем операциям производственного процесса.

Все показатели проекта оформления взаимозависимы. Так, формат предопределяет в известных границах кегль шрифта, виды иллюстраций, внешнее оформление и полиграфическое исполнение. Гарнитура шрифта связана с его кеглем, решением основных и дополнительных текстов, с использованием тех или иных выделительных приемов.

Следует отметить, что не все издания включают в себя данные показатели. Их наличие зависит от цели, которую преследует издательство, аудитории, на которую рассчитана книга, от объема и формата и т.д. Таким образом, каждое книжное издание имеет свой индивидуальный проект с определенным набором тех или иных показателей оформления.

 


1.1 Проект оформления издания и его характеристики

 

Структуру книжного издания и его характеристики описывает проект оформления, который в общем случае состоит из двух частей. Первая часть включает в себя постоянные (неизменные) характеристики издания, вторая – показатели художественно-технического оформления. Характеристики первой части определяют тип издания. Они многочисленны и разнообразны, но каждая относится либо непосредственно к произведению (литературные характеристики), либо к произведению в виде книги (издательские характеристики). Схематически перечень этих характеристик можно представить в следующем виде:

1. Принадлежность произведения к одному из родов литературы:

1. научная и научно-популярная;

2. художественная (проза, поэзия, драматургия);

3. справочная (словари, справочники, энциклопедии);

4. учебная (учебники, сборники задач);

5. техническая (каталоги изделий, инструкции, патенты и пр.).

2. Принадлежность произведения к одному из литературных жанров:

а) научная и научно-популярная литература: монография, обзор, статья, доклад, реферат, учебное пособие и т.д.;

б) художественная литература: роман, повесть, рассказ и т.д.

Как правило, на жанры делится научная и художественная литература, справочная и техническая литература подразделяется на виды.

3. Принадлежность книги к одному из издательских жанров:

а) моноиздание;

б) сборник избранных произведений;

в) собрания сочинений в одном, двух томах и многотомные;

г) серии и пр.

4. Назначение издания по характеру распространения:

а) массовое;

б) для сети библиотек, учебных заведений и пр.;

в) со специальной целью – подарочное издание, юбилейное, мемориальное, сувенирное и пр.

5. Назначение издания для той или иной группы читателей:

а) массовый читатель (практически все грамотные люди);

б) широкий читатель (группа многочисленная, но ограниченная по тем или иным признакам: по уровню образованности, возрастным интересам (юношество, пенсионеры), по половой принадлежности (женщины, мужчины);

в) узкий читатель (малочисленная группа, что связано с узостью темы книги или специальности, которой она посвящена).

В соответствии с этими читательскими группами книги могут быть массовыми, популярными (адресованными широкому читателю) и узкогрупповыми

6. Назначение издания в зависимости от возраста читателя:

а) взрослый читатель;

б) юношество;

в) дети старшего, среднего и младшего школьного возраста;

г) дошкольники.

7. Архитектоника произведения и издания, т.е. их построение, выраженное внешним образом. Издание может состоять из частей, глав, разделов, мелких рубрик и т.д.

8. Структурные особенности текста:

а) простой текст;

б) сложный текст (стихотворный, драматический, формульный, смешанный – с преобладанием того или иного вида текста, таблиц, формул, выделений).

9. Иллюстрирование издания – это характеристика первой части проекта и показатель второй его части. В первой части проекта определяется, будет ли книга выпускаться с иллюстрациями или без них.

10. Художественное оформление издания – также характеристика первой части проекта и показатель второй его части. В первой части проекта определяется принципиальное решение – художественно оформлять, украшать книгу или нет.

11. Объемные показатели издания. Показатели, характеризующие объем книги:

а) печатный лист физический (по объему издания в печатных листах определяют, каким будет его объем в бумажных листах);

б) условный печатный лист (используется для сопоставления печатного объема изданий различных форматов);

в) бумажный лист (по объему издания в бумажных листах устанавливают, сколько бумаги понадобится для изготовления его тиража);

г) авторский лист (по объему издания в авторских листах устанавливают в нем объем созданного автором материала);

д) учетно-издательский лист (служит для исчисления объема авторского и издательского вклада в издание).

12. Тираж издания. Устанавливается в тесной связи с характеристиками, определяющими назначение издания, хотя прямо от них и не зависит.

Показателями второй части проекта определяется тип оформления издания. Этих показателей одиннадцать:

1. Формат издания. Устанавливается в долях листа печатной бумаги.

2. Шрифт (гарнитура, кегль, начертание, интерлиньяж).

3. Формат полосы набора. Устанавливается в квадратах и его долях.

4. Рубрикация издания. Устанавливается в общих чертах: количество спусков, шмуцтитулов и других особых страниц, а также шрифт заголовков.

5. Справочные элементы. Указываются только те особенности оформления этих элементов, которые выходят за пределы рекомендаций технических условий или традиций издательства.

6. Иллюстрации. Устанавливается их число, размер по отношению к полосе, тип и вид изображения, способ воспроизведения.

7. Внутреннее оформление, дизайн. Устанавливается количество и вид составляющих его элементов.

8. Способ печати издания.

9. Внешнее оформление. Устанавливается его технологический тип, характер художественного решения, способ воспроизведения.

10. Брошюровочно-переплетные работы. Указываются только особенности. Например, наличие канта у обложки, закраска обрезов.

11. Материалы. Устанавливается их вид, цвет и др.

На практике не все элементы приведенной схемы используются при составлении проекта. Наличие тех или иных элементов схемы зависит от целей, которые преследует издательство, выпуская издание, замысла автора, особенностей будущего издания и т.д. Составление проекта издания является начальным этапом работы над ним.

Используя данную схему с учетом особенностей нашего издания, был составлен проект оформления для книги Н. Богуславской «Зона. Пишу тебе…».

Проект оформления книги «Зона. Пишу тебе…»

Часть 1. Постоянные характеристики произведения и издания

1. Род литературы. Данное произведение относится к художественной литературе. Первая и третья части написаны в стихотворной форме, вторая часть – в прозе.

2. Жанр произведения. Лирические стихотворения, поэма, рассказ.

3. Жанр издания. Моноиздание.

4. Группа читателей по возрасту. Взрослый читатель.

5. Архитектоника произведения и издания. Произведение состоит из трех частей, каждая часть начинается шмуцтитулом. Из особых страниц присутствует титульный лист (одинарный), оглавление, страницы для заметок в конце издания.

6. Структурные особенности текста. Первая, третья часть – сложный текст (стихотворный текст), вторая часть – простой текст (проза).

7. Иллюстрирование. Полутоновые иллюстрации предусматриваются на титуле и трех шмуцтитулах.

8. Дизайн. Элементы оформления присутствуют в издании.

9. Объем издания в:

а) печатных листах (физических) – 208;

б) условных печатных листах – 7,6;

в) бумажных листах – 434 листа формата 720Ч1040 мм;

г) авторских листах – 5, 42;

д) учетно-издательских листах – 5,46.

10. Тираж 100 экземпляров.

Часть 2. Показатели оформления

1. Формат издания 70Ч90/32.

2. Шрифт для основного текста – гарнитура Candara, кегль 10 пт, прямое начертание. Заголовки – гарнитура Candara, кегль 12 пт, начертание прямое полужирное.

3. Формат полосы набора: кв.

4. Рубрикация издания:

а) количество спусковых полос – 45 (каждое стихотворение с нового спуска);

б) количество шмуцтитулов – 3.

5. Справочные элементы:

а) колонцифры: внизу страницы с выключкой по центру, гарнитура Candara, кегль 10 пт;

б) колонтитулы: отсутствуют;

в) содержание: в конце издания, наборное;

г) выходные сведения: соответственно техническим условиям располагаются на обороте титула и на последней странице издания.

6. Внутреннее оформление:

а) титульный лист – наборный с полутоновой тематической иллюстрацией;

б) шмуцтитулы – наборные с полутоновой иллюстрацией;

в) начальная страница – со спускового пробела, в заглавии буквица;

г) концевая страница – нет специального оформления;

д) дополнительное оформление – орнамент из линеек по периметру страницы.

7. Способ печати издания: офсетная печать.

8. Оборудование: офсетная печатная машина Roland Practica.

9. Внешнее оформление:

а) переплет №7, красочность 4 + 0, тематический рисунок;

б) суперобложка: отсутствует;

в) форзац: черный с перламутровой отделкой (дизайнерская бумага).

10. Особенности брошюровочно-переплетных работ: переплетная крышка покрыта матовой пленкой, дополнительно нанесено выборочное лакирование, блок скомплектован подборкой, тетради трехсгибные, форзац цельнобумажный приклейной, способ скрепления блока – шитье нитками.

11. Материалы: бумага для книжного блока – офсетная бумага UNION OFFSET массой 80 г./м2 и форматом 720Ч1040 мм.

 

1.2 Разработка макета издания

 

Процесс макетирования представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, таких, как выбор формата издания, формата полосы набора, системы рубрикаций, принципа решения особых страниц и др. Рассмотрим основные этапы.

Выбор формата издания

Составлять проект издания, к которому приступают после предварительного анализа содержания книги, условий пользования ею, читательской специфики и т.д., начинают обычно с выбора формата.

Формат издания – это его размер по ширине и высоте, который предопределен форматом бумажного листа, на котором книга печатается.

Листовая бумага в России выпускается следующих стандартных форматов, измеряемых в сантиметрах: 60Ч84, 60Ч90, 70Ч90, 75Ч90, 70Ч100, 70Ч108, 84Ч108. Формат бумажного листа рулонной бумаги определяется по ширине рулона. Стандартные размеры ширины рулона бумаги, выпускаемой в России (в сантиметрах): 60, 70, 75, 84, 90, 108, 120.

Формат издания по ГОСТ 5773–90. «Издания книжные и журнальные. Форматы» обозначают условно размером листа печатной бумаги в сантиметрах и долей листа. Стандартные форматы книг по ГОСТу 5773–90 приведены в таблице 1

 

Таблица 1. Стандартные в России форматы книжных изданий (ГОСТ 5773–90 )

Размер листа, мм Доля листа Условное обозначение формата книги, см/доля Размер книги в обложке или книжного блока после обрезки с трех сторон, мм
максимальные (предпочтительные) минимальные (допустимые)
600Ч900 60Ч90/8 220Ч290 205Ч277
840Ч1080 84Ч108/16 205Ч260 192Ч255
700Ч1000 70Ч100/16 170Ч240 158Ч230
700Ч900 70Ч90/16 170Ч215 155Ч210
600Ч900 60Ч90/16 145Ч215 132Ч205
600Ч840 60Ч84/16 145Ч200 130Ч195
840Ч1080 84Ч108/32 130Ч200 123Ч192
700Ч1000 70Ч100/32 120Ч165 112Ч158
750Ч900 75Ч90/32 107Ч177 100Ч170
700Ч900 70Ч90/32 107Ч165 100Ч155
600Ч840 60Ч84/32 100Ч140 95Ч130

 

В работе над изданием мы руководствовались указаниями ГОСТа 5773–90.

Форматы, приведенные в таблице 1, не касаются следующих изданий: альбомов, атласов, книжек-игрушек, буклетов, календарей, факсимильных, нотных изданий, изданий, выпускаемых на экспорт, изданий, печатаемых за рубежом, миниатюрных, уникальных и экспериментальных изданий.

Формат является одной из самых важных характеристик издания. От него зависит многое: удобство пользования книгой, красота пропорций, экономичность, ряд технологических особенностей. Получают формат фальцовкой, отсюда прямая зависимость формата издания от формата бумаги. Данные, касающиеся наиболее популярных форматов, приведены в таблице 2.

 

Таблица 2.Наиболее популярные форматы изданий

№ п/п Форматы бумаги (см), доли листа Форматы изданий (мм) после обрезки
  70Ч90/128 51Ч77
  70Ч108/64 82Ч125
  84Ч108/64 100Ч125
  60Ч84/32 100Ч140
  70Ч90/32 107Ч165
  70Ч108/32 128Ч165
  60Ч84/16 143Ч200
  60Ч90/16 143Ч215
  70Ч90/16 168Ч215
  70Ч108/16 170Ч260
  60Ч90/8 220Ч290
  70Ч108/8 262Ч340

 

Выбор формата издания определяется, как правило, тремя основными принципами:

1. Стремлением к созданию оптимальных условий для зрительного восприятия текста и иллюстраций.

2. Обеспечением удобства пользования книгой (размер, вес).

3. Желанием добиться гармоничных соотношений всех пространственных характеристик издания – его высоты, ширины и толщины.

Издания массового характера, особенно предназначенные для библиотек и учебных целей, по условиям пользования ими требуют книги компактной, небольшого или среднего размера, со строкой наиболее удобной для глаза. Этим условиям удовлетворяют четыре из девяти стандартных форматов: 70Ч90/32, 70Ч108/32, 84Ч108/32, 60Ч90/16. Из этого ряда для массовой книги подходят больше других форматы 70Ч90/32 и 84Ч108/32. Наиболее популярным форматом является 84Ч108/32. В этом формате выпускаются почти все издания массового типа, а так же учебная литература.

Формат издания тесно связан с особенностями структуры текста. Стихотворный текст, состоящий чаще всего из коротких или среднего размера строк, хорошо и экономно компонуется на страницах узкого, удлиненного формата (70Ч90/32, 84Ч108/32). Длинные же строки неизбежно приводят к широкому или большому формату. Достаточно широкого формата требуют стихотворные тексты с рубленой строкой. Подвесные строки в таких стихотворениях недопустимы, так как меняют авторскую ритмику стиха.

На выбор формата так же влияет назначение издания для определенной возрастной группы читателей. Книги для взрослых, как правило, меньше по размеру, чем книги для детей (в свою очередь, чем меньше по возрасту читатель, тем большего формата требуется для него книга). Это объясняется тем, что кегль шрифта (20, 16, 14) в книгах для детей, только начинающих читать, или читающих медленно, требует длинной строки, что ведет к большому формату. Кегль шрифта в изданиях для взрослых – 10, редко 8 пт.

Существенным, иногда решающим образом, влияет на выбор формата объем произведения. Большой формат для издания большого объема приводит в лучшее соотношение толщину, ширину и высоту книги. Если же книга небольшого объема, наоборот, можно выбрать миниатюрный формат, что даст книге пропорциональность.

Таким образом, для макета издаваемой книги мы выбираем формат 70Ч90/32. Исходя из того, что, во-первых, для стихотворной формы текста это достаточно удобный формат, так как является узким (уменьшается расход бумаги). Во-вторых, книга данного формата является небольшой, удобной в использовании, что и требуется для этого типа издания. В-третьих, объем рукописи относительно невелик, поэтому целесообразнее использовать небольшой формат.

Формат полосы набора и соотношения полей

Разворот, а не отдельные страницы, из которых он состоит, – основа всех книжных композиций. Конструкция разворота проста: он обычно состоит из двух страниц, расположенных симметрично центральной оси разворота – оси вращения страниц. Двигаясь по тексту, рассматривая иллюстрации, наш глаз сложно перемещается по развороту. Центральная ось разворота как вертикаль стабилизирует это движение, служит некоторым ориентиром. Значение центральной оси подчеркивается, особенно в толстых книгах, углублением в корешке и заметным рельефом в центральной части полосы.

Чтобы создать наилучшие условия для чтения текста и просмотра иллюстраций, дизайнеру книги приходится очень внимательно и чутко относится к особенностям строения разворота и уметь их использовать в своих интересах. Его задача сводится к нахождению размеров и пропорций наборной полосы и определению обрамляющих ее полей. Размер наборной полосы устанавливают в зависимости от многих условий:

§ кегля и гарнитуры шрифта;

§ особенности структуры текста;

§ иллюстраций и их размещения на странице и т.д.

Размеры наборной полосы помимо указанных условий зависят от требований экономичности издания. Увеличение полей улучшает удобочитаемость издания, но в то же время резко увеличивает расход бумаги.

Экономичность использования бумаги может быть выражена коэффициентом использования бумаги, который представляет собой отношение площади всей страницы (до обрезки) к площади наборной полосы, выраженное в процентах. По этому принципу по ОСТу 29.62–81 «Издания книжные и журнальные. Основные параметры. Издательско-полиграфическое оформление», а также дополняющим его ОСТам на отдельные виды изданий, при каждом формате книги возможны три варианта размеров книжной полосы. Первый вариант (I) – наибольший формат книжной полосы (экономичный) – предназначен для книг, рассчитанных на короткий срок пользования, например, для быстро устаревающих ведомственных изданий, а также для изданий, в которых необходима особенная убористость (справочники и словари). Второй вариант (II) – средний формат книжной полосы (его часто называют нормальным) – должен применяться для учебников и значительной части изданий художественной, научной и научно-популярной литературы. Третий вариант (III) – сравнительно меньший формат книжной полосы (улучшенный) – предназначен для книг, рассчитанных на длительный срок пользования. Допускаются и комбинированные варианты, например, ширина полосы по одному из трех основных, высота – по другому.

Иллюстрационный материал также влияет на выбор варианта оформления: крупные иллюстрации (чертежи, схемы), для которых надо сохранить возможно больше места, обуславливают выбор полосы с возможно большей площадью. Верстка с иллюстрациями, выходящими частично или полностью на поля, требует значительного уменьшения формата полосы.

Формат полосы набора это почти математическая функция от формата издания, настолько тесно связаны эти два основных элемента оформления книги между собой.

Форматы полос набора для формата 70Ч90/32 приведены в таблице 3, сделанной на основе ГОСТ 5773–90.

 

Таблица 3.Форматы полос набора для формата 70Ч90/32

Вид издания Формат издания Формат полосы, квадраты Варианты оформления
Научно-популярные издания, производственные инструкции и руководства 70Ч90/32 II
Научно-справочные издания (краткие) 70Ч90/32 I
Собрания сочинений (портативные) 70Ч90/32 или II или III
Отдельные произведения, сборники и массовые серии книжного типа 70Ч90/32 II

 

Вокруг наборных полос, расположенных на развороте, образуются поля – очень важная функциональная и композиционная часть разворота. Поля выполняют следующие служебные функции:

§ организуют отдых для глаза при переходе с одной строчки на другую;

§ не дают глазу при чтении текста «соскальзывать» со страницы в другую плоскость;

§ предохраняют книгу, ее текст от износа и дают возможность ее реставрировать;

§ выполняют композиционную функцию, служа рамой, которая пространственно оформляет текст (иллюстрацию).

Перечисленные функции полей, связанные с процессом чтения книги, должны самым серьезным образом учитываться оформителем. От правильности выбора полей зависит гигиена чтения (утомляемость глаза) и его скорость, красота и стройность разворота.

Равновесие наборных полос и гармоничное их отношение к форматам страниц разворота зависит от ряда условий, которые необходимо учитывать. Зрительная тяжесть наборной полосы зависит от:

§ гарнитуры шрифта, его кегля, насыщенности, наклона и т.д.;

§ величины пробелов между строками;

§ размеров абзацных отступов;

§ заполненности концевых строк;

§ дефектов набора (коридоров, переносов и пр.).

В зависимости от этих условий и следует выбирать размер полей и их соотношения. Существует несколько способов нахождения соотношения полосы набора и полей на развороте: рекомендации нормативных документов, геометрические способы определения, классические каноны, основанные на древних рукописях.

ГОСТ 5773–90 указывает значения полосы набора в зависимости от формата и вида оформления, но не регламентирует размеры полей. ОСТ 29.124–94 указывает минимальные размеры полей для любого издания, но эти данные практически не дают ответа на то, какие по размеру поля желательны в том или ином издании.

Существуют общие правила, основанные на старинных традициях: самое узкое поле – корешковое, несколько шире – верхнее, еще шире – наружное боковое, самое широкое – нижнее. Такие различия в ширине полей усиливают композиционное единство книжного разворота и увеличивают долговечность книги – чем больше подвержено износу то или другое поле, тем оно шире. Данные правила так же не дают конкретных значений, а являются, скорее, рекомендательными.

 

Таблица 4.Минимальные размеры полей в издании (ОСТ 29.124–94)

Наименование поля Минимальный размер, мм
Корешковое · на странице · на развороте  
Верхнее  
Наружное  
Нижнее  

 

Наиболее полную информацию о соотношениях полей и полосы набора можно получить, основываясь на геометрических способах построения разворота. Известный немецкий мастер художественного оформления книги Ян Чихольд открыл в 1953 году золотой канон позднеготического членения книжных страниц в том виде, как его использовали лучшие писцы. Гуттенбергу и печатникам начального периода образцом служила рукописная книга. Печатники переняли законы книжной формы, которым писцы следовали с давних пор. Эти законы были строго охраняемыми секретами мастерских, которые Яну Чихольду удалось восстановить. На рисунке 2 показано построение разворота, основанное на данном каноне. Высота плоскости, отведенной для письма, равна ширине бумаги при отношении сторон 2:3, что является обязательным условием этого канона. Поля находятся в отношении 2:3:4:6.

Еще одни способ геометрического нахождения соотношения полей и полосы набора найден Иоганном А. ван де Граафом. Данное построение основано на делении ширины и высоты страницы на девять равных частей. Пропорции сторон страницы не регламентируется, в отличие от предыдущего способа. Одна девятая часть ширины бумаги образует внутреннее поле, две девятые – внешнее, одна девятая часть высоты бумаги образует верхнее поле, две девятые – нижнее.

Наиболее универсальным геометрическим способом построения является «Вилларов чертеж», разработанный Вилларом де Оннекуром. Это готический канон, который дает возможность гармонично строить разворот страницы при любых пропорциях.

При нахождении соотношения полей в издании можно использовать геометрические способы построения, обращаться к нормативной литературе, но ни то, ни другое жестко не ограничивает дизайнера в выборе тех или иных размеров. Выбирая размеры полей, дизайнер чаще опирается на свой вкус и ощущения, придерживаясь только общих рекомендаций и, конечно, беря во внимание способ печати издания и особенности его послепечатной обработки.

Стихотворные тексты состоят из строк различной длины, которые могут располагаться по одной или нескольким вертикальным осям. Вследствие этого на полосе набора стихотворный текст почти никогда не образует четкого прямоугольника. Форма наборного силуэта каждого стихотворения будет зависеть от его построения, от той формы, которую придал ему автор.

При выборе формата издания и полосы набора для стихотворных текстов приходится руководствоваться не только теми факторами, которые были рассмотрены для изданий с прозаическим текстом, но и учитывать особенности построения стиха и, главным образом, длину стихотворных строк. Перенос стихотворной строки нарушает форму стиха, а следовательно, и ритм чтения его. Если в стихах классического типа перенос иногда допускается, хотя и не желателен, то в стихах свободного построения переносы строк совершенно неприемлемы, так как приводят к изменению авторской акцентировки отдельных частей строки и затрудняют восприятие содержания.

Стихотворения, состоящие большей частью из коротких строк, не занимают всей ширины полосы стандартного размера. В то время как верхние и нижние поля остаются без изменения, корешковые и боковые поля получаются увеличенными. Однако возможно и обратное, когда стихотворная строка не вмещается в формат полосы, предусмотренный техническими условиями. В этом случае надо брать ширину полосы набора по I варианту оформления, а высоту полосы по II или III варианту в зависимости от индивидуальных особенностей структуры текста. Если и при этом возникнут подвесные строки, следует перейти к более широкому формату издания. Возможны случаи, когда пропорции страницы книги и формата набора могут находиться не в подобии, а в контрасте (например, в широких или альбомных форматах).

Таким образом, основным условием при выборе формата издания и полосы набора должно быть размещение в этом формате стихотворных строк без переносов или с наименьшим их количеством.

В нашем издании размер страницы после обрезки равен 107Ч165 мм. Если применить геометрический способ построения Виллара де Оннекура, то получится следующая раскладка полей: верхнее – 23,77 мм, нижнее – 47,55 мм, внутреннее – 18,33 мм и внешнее – 36,66 мм. Как отмечалось ранее, регламентированные полосы набора и соотношения полей рассчитаны на простую структуру текста (прозаическую). В нашем издании, основная часть книги написана стихотворным текстом, поэтому полоса набора в издании будет уже и поля, соответственно, шире. Значения верхнего, нижнего и внешнего полей останутся неизменными, а внутреннее поле увеличится до 30 мм.

Рассматривая разворот как композиционное поле и конструктивную систему, необходимо учитывать кроме наборной полосы и другие элементы, которые могут находится на нем вместе с набором. Это, прежде всего, колонцифра, колонтитул, рубрики на полях и т.д. Они самым решительным образом могут влиять на композицию разворота и менять привычное соотношение размеров полей.

Система рубрикации

Рубрикация служит для озаглавливания книги и ее частей, разделения книги на части и обозначения степени весомости каждой части относительно целого и других частей. Взятая в целом рубрикация выражает в общих чертах построение произведения – его архитектонику.

Отдельные рубрики и части произведения делятся следующим образом:

1. Серия изданий/ собрание сочинений/ многотомное издание/ цикл произведений.

2. Цикл произведений.

3. Произведение.

4. Том.

5. Книга.

6. Часть.

7. Раздел.

8. Подраздел.

9. Глава.

10. Параграф.

Самыми «обширными» единицами измерения являются серия изданий, собрание сочинений (избранные сочинения), многотомное издание – включающие в себя разные произведения.

Формирование серии обычно основано на тематическом подборе разных произведений. Существуют как серии изданий художественной литературы, так и специальные технические серии изданий. Для дизайнера это значит, что все издания должны быть объединены одним стилем оформления: одинаковыми или похожими обложками, стереотипной версткой и т.д.

Вторым по значимости идет цикл произведений. Это понятие используется только в художественной литературе. Несколько отдельных произведений могут быть объединены автором в цикл на основе продолжающегося сюжета, переходящих из произведения в произведение персонажей. Примерами могут служить циклы произведений Дж.Р.Р. Толкиена (трилогия «Властелин колец»), Марии Семеновой (цикл «Волкодав», состоящий из пяти произведений). Цикл произведений может быть оформлен как серия изданий или являться частью более крупной серии изданий. В обоих случаях требуется унифицированное оформление.

Третьим по значимости идет собственно произведение. Одно издание может включать в себя несколько произведений небольшого объема, и наоборот – одно большое произведение может быть издано в виде нескольких книг (например, «Война и мир» Льва Толстого). В этом случае деление производится по более мелким разделам – по тома, частям, главам и т.д. Произведение, в свою очередь, может подразделятся на тома, книги, части, разделы, подразделы, главы и параграфы.

Том и книга – это самые крупные разделения произведения. Как собрание сочинений состоит из томов, так и отдельное произведение может делится на тома. Тома и книги очень крупные разделы, включающие в себя сотни страниц.

Часть, раздел, подраздел и глава – более мелкие фрагменты произведения и их использование зависит от тематики и направленности произведения. Художественная литература делится преимущественно на части и главы, техническая литература, более насыщенная информацией, требует более сложного деления, чтобы читатель мог ориентироваться в книге.

Деление на параграфы используется только в научной и учебной литературе. Такое деление усложняет структуру произведения, но позволяет давать ссылки на точно определенное место в тексте.

Средства рубрикации в книге разнообразны: чистый пробел, пробел с заполнением его рисованными украшениями, буквицы, рисованные заголовки; спуски чистые и оформленные разнообразными линейками, виньетками, заставками и т.д.

Выделяют три системы рубрикации:

1. Система, в которой архитектоника произведения выражена только заголовками одной гарнитуры шрифта (или разных), но без выделения частей началом с новой страницы, является наиболее экономичной, но и наиболее скупой по оформлению.

2. Выделение части или группы частей произведения началом с новой страницы, благодаря чему особо выделяется и конец, придает каждой части большую значительность, выражает построение произведения более ярко и отчетливо.

3. Система, в которой каждая часть или группа частей произведения открывается шмуцтитулом, является наиболее выразительной. Такое оформление рубрик резко обособляет отделяемую шмуцтитулом часть и сообщает ей особый вес.

Выбор системы рубрикации зависит от следующих факторов:

а)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: