Учет денежных средств, выдаваемых и получаемых в виде грантов




 

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации выплата грантов отражается по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

Корреспонденция счетов у грантодателя в части выделения денежных средств в форме гранта и грантополучателя на их получение и использование следующая.


Содержание операции Дебет Кредит
У грантодателя
Начислена сумма выделенных грантов 1 401 01 290 1 302 18 730
Начислена сумма перечисленных грантополучателю денежных средств в форме грантов 1 302 18 830 1 304 05 290
У грантополучателя
Начислена сумма полученного в форме гранта дохода 2 205 05 560 2 205 06 560 2 205 07 560 2 205 10 560 2 401 01 151 2 401 01 152 2 401 01 153 2 401 01 180
Получены денежные средства в форме гранта 2 201 01 510 (17) 2 205 05 560 2 205 06 560 2 205 07 560 2 205 10 560
Начислены расходы, произведенные в рамках выполнения работ по гранту 2 106 04 340 2 302 00 730 2 303 00 730 2 208 00 560
Оплачены произведенные расходы 2 302 00 830 2 303 00 830 2 208 00 660 2 201 01 610 (18) 2 201 04 610

Рассмотрим отражение операций по получению гранта и его расходованию грантополучателем на примере.

 

Пример.

На лицевой счет учреждения-грантополучателя от Минобрнауки поступили средства гранта для работы над научным проектом в сумме 500 000 руб. Согласно утвержденной смете расходование средств осуществляется по следующим направлениям:

- оплата труда - 200 000 руб.;

- начисления на оплату труда - 52 400 руб. (26,2%);

- оплата услуг сторонних организаций - 120 000 руб.;

- приобретение материалов - 97 600 руб.;

- оплата услуг связи - 30 000 руб.

Указанные в примере операции отразятся в бухгалтерском учете следующим образом:


Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислен доход, полученный в виде грантов 2 205 10 560 2 401 01 180 500 000
Поступили денежные средства на лицевой счет 2 201 01 510 (17) 2 205 10 660 500 000
Начислены расходы по оплате труда специалистов 2 106 04 340 2 302 01 730 200 000
Отражены начисления на оплату труда:     52 400
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2 106 04 340 2 303 02 730  
- на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве 2 106 04 340 2 303 06 730  
- на обязательное социальное страхование в ФФОМС 2 106 04 340 2 303 07 730  
- на обязательное социальное страхование в ТФОМС 2 106 04 340 2 303 08 730  
- на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии 2 106 04 340 2 303 10 730 28 000
- на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии 2 106 04 340 2 303 10 730 12 000
Начислены расходы по оплате прочих услуг, оказываемых соисполнителями - сторонними организациями 2 106 04 340 2 302 09 730 120 000
Приняты к учету материалы, приобретенные для выполнения работ по гранту 2 105 06 340 2 302 22 730 97 600
Списаны использованные в работе материалы 2 106 04 240 2 105 06 440 97 600
Отражены расходы по оплате услуг связи 2 106 04 340 2 302 04 730 30 000
Списана сумма произведенных расходов в конце года на финансовый результат 2 401 01 180 2 106 04 440 500 000

Налог на прибыль

 

Вопрос об обложения налогом на прибыль сумм, выделенных в качестве грантов, следует рассмотреть в двух аспектах:

- с позиции организации (учреждения) - юридического лица, выделившего грант;

- с позиции организации (учреждения) - юридического лица, получившего грант.

Организация (учреждение) - юридическое лицо, выделившее грант.

Денежные средства, выделенные министерством, ведомством или иным юридическим лицом, не подлежат обложению налогом на прибыль в силу норм п. 34 ст. 270 НК РФ. Напомним, в нем говорится о том, что не облагаются этим налогом суммы целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ, то есть выделенные в рамках целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Организация (учреждение) - юридическое лицо, получившее грант.

Относительно налогообложения сумм, получаемых плательщиками налога на прибыль, следует отметить следующее. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не учитывается. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами. Средства, полученные в виде грантов, являются средствами целевого финансирования.

В целях гл. 25 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

1) гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями согласно перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

Для справки: на сегодняшний день действует Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485.

2) гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением ему отчета о целевом использовании гранта.

Из вышеизложенного следует, что подлежат обложению денежные средства, полученные в виде грантов, предоставленные:

- не входящими в указанный перечень иностранными, международными организациями и объединениями;

- на цели, не указанные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ;

- на условиях, не определенных грантодателем;

- без представления грантополучателем грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Принимая во внимание вышеупомянутый перечень, гранты, выделенные за счет бюджетов бюджетной системы РФ и доведенные до грантополучателей посредствам министерств и ведомств, подлежат обложению налогом на прибыль. Они учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

Организация, получившая грант, не учитываемый при формировании налоговой базы, заполняет отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, лист 07 налоговой декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена Приказом Минфина РФ от 05.05.2008 N 54н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения". Грантам присвоен код 010.

 


Аренда имущества

 

Бюджетные учреждения вправе сдавать имущество в аренду, если:

1) законодательством и уставом учреждения предоставлена такая возможность. Например, в уставе федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический Большой театр России", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 678, сказано, что оно имеет право осуществлять по согласованию с Минкультуры и Росимуществом сдачу в аренду и предоставление во временное безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении театра, в соответствии с законодательством РФ. Финансовые средства театра формируются в том числе за счет средств, поступающих от арендаторов на возмещение эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных затрат; доходов, поступающих от сдачи в аренду федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в порядке, установленном законодательством РФ;

2) сдача имущества в аренду обеспечивает более рациональное использование имущества, закрепленного за учреждением-собственником на праве оперативного управления.

Предоставление в аренду временно свободных помещений согласовывается с собственником (учредителем) (Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", Письмо Роспотребнадзора от 15.02.2010 N 01/2028-0-32 "О вопросах предоставления временно свободных помещений в аренду в 2010 году"). Для этого ему представляются:

- заявление, подписанное руководителем учреждения, с просьбой о разрешении предоставить временно свободные помещения в аренду;

- пояснительная записка, содержащая характеристику зданий и помещений, предоставляемых в аренду, экономические расчеты и влияние сдачи в аренду помещений на результаты деятельности учреждения.

Согласование сдачи имущества в аренду следует получить до заключения договора аренды (или пролонгации ранее заключенных договоров).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: