«ОТНОШЕНИЕ ГОЛОВКИ ПЛОДА К РАЗЛИЧНЫМ ПЛОСКОСТЯМ ТАЗА»




«ОТНОШЕНИЕ ГОЛОВКИ ПЛОДА К РАЗЛИЧНЫМ ПЛОСКОСТЯМ ТАЗА»

Мотивация изучения темы:

Во время родов очень важно контролировать продвижение плода по родовому каналу, используя третий и четвёртый приёмы Леопольда, а также внутреннее акушерское исследование.

Более точное отношение головки плода к различным плоскостям малого таза удаётся определить с помощью влагалищного исследования.

В основе определения высоты стояния головы плода при влагалищном исследовании лежит возможность прощупывания опознавательных точек плоскости малого таза, расположенных ниже той плоскости, в которой находится голова своей наибольшей окружностью (большим сегментом).

Очень важно, чтобы головка не стояла в одной плоскости таза более двух часов.

Опускание головки плода может быть определено с помощью абдоминальной пальпации. Для определения положения головки плода над краем таза путём абдоминальной пальпации используют ширину 5 пальцев.

Абдоминальная пальпация даёт возможность избежать ошибок в случаях, когда во время внутреннего акушерского исследования тяжело отличить опускание головки от значительного усиления отёка предлежащей части.

Цели занятия:

Учебные цели:

Знать:

- особенности ведения родов в период изгнания;

- понятия большой и малый сегменты головки;

- данные наружного и внутреннего акушерского исследования при положении головки: над входом в малый таз; во входе в малый таз малым сегментом; во входе в малый таз большим сегментом.

 

Уметь:

- определять швы, роднички, бугры на головке плода;

- проводить наружное акушерское и влагалищное исследование в родах;

- интерпретировать данные наружного и внутреннего акушерского исследования при положении головки: над входом в малый таз; во входе в малый таз малым сегментом; во входе в малый таз большим сегментом.

Иметь практический опыт:

- выполнения манипуляций акушеркой во II периоде родов;

- определение на головке зрелого плода швов, родничков, бугров и размеров.

 

 

Способствовать формированию соответствующих ПК и ОК:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию.

ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.

ПК 6.1. Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 

Воспитательные цели:

- Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию.

- Воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника.

- Акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии при общении с гинекологическими больными.

- Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

- Умение осознавать ответственность за жизнь пациента.

- Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

- Формирование чувства ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.

- Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

 

Развивающие цели:

- Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней.

- Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

 

Дисциплина Знать
Анатомия и физиология Анатомо-физиологические особенности женских половых органов.
Основы латинского языка с медицинской терминологией Медицинская терминология.
Педиатрия Строение черепа новорожденного и размеры головки зрелого плода.

 

Список литературы:

Основная:

1. Бодяжина В. И. Семенченко И. Б. Акушерство. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 447 с.

2. Дзигуа М.В. Физиологическое акушерство. – М.: ГЭОТАР-Медиа.2012.

3. Венцковский Б.М., Степанковская Г.К. Акушерство: учебник – К.: ВСИ «Медицина», 2010. – 448 с.

Дополнительная:

1. Айламазян Э.К. «Акушерство», СПб, СпецЛит, 2007.

2. Воскресенская С.А. «Оценка состояния плода», Минск, Книжный дом, 2004.

3. Руководство к практическим занятиям по акушерству: Учебное пособие / под ред. В.Е.Радзинского, М., Медицинское информационное агенство, 2004.

 

Ход занятия

№ п/п Название этапа Учебные цели в условиях усвоения Описание этапа. Методы контроля и обучения Материалы методического обеспечения (контроль, наглядность, алгоритмы, инструкции) Время этапа
1. Организационный этап   Отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов. Подготовка кабинета. Сообщаются тема, цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия. Инструктаж по охране труда. Учебный журнал 3 мин
2. Основной этап. Проверка исходного уровня знаний. II а) проверка исходного уровня знаний.     б) подведение итогов контроля: Преподаватель обращает внимание на допущенные ошибки, вносит коррективы в ответы, отмечает лучших студентов и даёт рекомендации, пояснения тем, кто допустил ошибки. Приложение № 1 (Фронтальный опрос) Приложение № 2 (Эталоны ответов на фронтальный опрос) Приложение № 3 (критерии оценивания фронтального опроса) 20мин
3. Практическая часть III а) подготовка студентов к самостоятельной работе. Проведение инструктажа по выполнению заданий. Преподаватель заостряет внимание на наиболее важных аспектах темы (данные наружного и внутреннего акушерского исследования при различных положениях головки относительно плоскостей таза). Демонстрирует манипуляции на фантомах.   б) самостоятельная работа студентов: отработка практических навыков на фантомах индивидуально и малыми группами. Преподаватель следит за ходом самостоятельной работы и даёт конкретные рекомендации студентам, отвечает на их вопросы. в) подведение итогов самостоятельной работы, выставление оценки по выполнению практических навыков.   Критерии оценок. Учебно-наглядное и техническое оснащение     Приложение № 4 (Алгоритмы выполнения практических навыков)     Приложение № 5 (Критерии оценки выполнения практических манипуляций)   125мин
4. Итоговый контроль II-III Итоговый контроль     Критерии оценок     Приложение №6 (таблица) Приложение №7 (эталоны ответов к таблице) Приложение №8 (критерии оценки заполнения таблиц) Приложение №9 (Итоговые ситуационные задачи) Приложение №10 (Эталоны ответов на ситуационные задачи) Приложение №11 (Критерии оценки решения ситуационных задач) 20мин
5. Заключительный этап. Подведение итогов занятия   Преподаватель кратко анализирует занятие и даёт критическую оценку каждого его этапа, обращает внимание на хорошие результаты и на допущенные ошибки, выделяет лучшие работы и указывает на отставание, недостаточную подготовленность к занятию, отмечает прогресс в учебной деятельности студентов.   7 мин
6. Задание для самостоятельной работы   Преподаватель даёт чёткие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах Приложение №12 (Задание для самостоятельной работы) 5 мин

 

Фронтальный опрос.

1. С помощью каких методов исследования можно судить о продвижении предлежащей части плода по родовому каналу?

2. Назовите варианты положения головки плода относительно плоскостей таза.

3. Дайте определение понятиям «большой сегмент головки» и «малый сегмент головки».

4. Данные какого исследования позволяют судить о степени вставления головки большим или малым сегментом?

5. Охарактеризуйте положение головки над входом в малый таз.

6. Перечислите данные наружного и внутреннего акушерского исследования, которые подтверждают расположение головки во входе в таз малым сегментом.

7. Охарактеризуйте положение головки во входе в малый таз большим сегментом.

Алгоритм

«ВЛАГАЛИЩНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ПОЗДНИЕ СРОКИ БЕРЕМЕННОСТИ И В РОДАХ»

Материальное обеспечение: гинекологическое кресло, пеленка, стерильные резиновые перчатки, дезраствор, корнцанги, ватные шарики.

Этапы выполнения Последовательность выполнения
Подготовительный этап 1. Провести психологическую подготовку пациентки. 2. Рекомендовать женщине опорожнить мочевой пузырь. 3. Предложить женщине лечь на гинекологическое кресло пеленку с разведенными и согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами. 4. Помыть руки под проточной водой с мылом, высушить чистым полотенцем. 5. Одеть стерильные резиновые перчатки. 6. Обработать наружные половые органы дезраствором.
Основной этап 1. Развести большие и малые половые губы первым и вторым пальцами левой руки. 2. Осмотреть половую щель, вход во влагалище, клитор, наружное отверстие уретры, промежность. 3. Ввести во влагалище третий палец правой руки по задней стенке влагалища, оттянуть её и ввести второй палец, четвертый и пятый пальцы прижать к ладони, первый палец отвести под прямым углом вверх. 4. Ввести пальцы глубже, основу первого пальца плотно прижать к нижнему краю симфиза и отвести несколько в сторону, не касаясь чувствительных зон клитора и уретры. Основами четвёртого и пятого пальцев упереться в промежность. 5. Произвести исследование в следующем порядке: • определить ширину просвета и растяжимость стенок влагалища, выявить, нет ли рубцов, опухолей перегородок и др. патологических изменений; • найти шейку матки и определить её форму, величину, консистенцию, степень зрелости (укорочение, размягчение, расположение по проводной оси таза, проходимость зева); при исследовании рожениц определить степень сглаженности шейки (сохранена, укорочена, сглажена); • исследовать состояние наружного отверстия шейки матки (форма круглая или щелевидная, закрыто или открыто). У рожениц определить состояние краёв зева (мягкие и ригидные, толстые или тонкие) и степень его раскрытия. В зев ввести кончик одного или обоих пальцев и выяснить, раскрыт он на несколько сантиметров или раскрытие полное; • у рожениц выяснить состояние плодного пузыря (цел, степень напряжения нарушен); • определить предлежащую часть (головка, ягодицы, ножки), где она находится (над входом в малый таз, во входе малым или большим сегментом, в полости, в выходе таза), опознавательные пункты на ней (на головке – швы и роднички, на тазовом конце – крестец и др.); по их расположению судят о биомеханизме родов; • пропальпировать внутреннюю поверхность крестца, симфиза и боковых стенок таза (это позволяет выявить деформацию костей и судить о ёмкости таза); • измерить диагональную конъюгату. 6. Вывести правую руку из влагалища.
Заключительный этап 1. Сообщить женщине об окончании манипуляции. 2. Провести дезинфекцию использованного оснащения. 3. Снять перчатки, маску, провести гигиеническую обработку рук. 4. Сделать запись в медицинской документации о выполнении исследования.

 

АЛГОРИТМ

“НАРУЖНОЕ АКУШЕРСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ПРИЙОМОВ ЛЕОПОЛЬДА ”

Материальное обеспечение: Кушетка, стерильная пеленка, стерильные резиновые перчатки.

Этапы выполнения Последовательность выполнения
Подготовительный этап 1. Провести психологическую подготовку беременной 2. Предложить беременной лечь на кушетку на пеленку, ноги выпрямить и свести, оголить живот, ноги согнуть в тазобедренных и коленных суставах. 3. Помыть руки под проточной водой с мылом, высушить полотенцем 4. Надеть стерильные резиновые перчатки 5. Стать справа от беременной лицом к ней.
Основной этап выполнения Первый приём. 1. Определить уровень стояния дна матки и часть плода, которая лежит на дне матки. - Положить ладони обоих рук горизонтально в области дна матки, пальцы свести и аккуратно надавить вниз. Второй приём 2. Определить положение, позицию и вид позиции плода; - Переместить обе руки с области дна матки вниз на уровень пупка и розместить на боковых поверхностях матки; - Зафиксируйте левую руку, а пальцами правой руки пропальпировать часть плода повернутую к левой стенке матки; - уловить с одной стороны гладенькую широкую часть – спинку плода, с противоположной стороны мелкие части (ручки, ножки). Третий приём 3. Определить предлежащую часть плода: - положить ладонь левой руки на дно матки; - положить правую руку над симфизом так, что бы большой палец был на одной стороне, а другие – на другой стороне нижнего сегмента матки; - медленным и осторожным движением пальцы вводят вглубь и охватывают прилежащую часть; - четко уловить плотную округлую часть с выраженными контурами (голова), или большую, мягкую часть (тазовый конец). Четвёртый приём 4. Определить отношение прилежащей части плода ко входу в малый таз: - встать справа от беременной лицом к её ногам; - ладони обеих рук разместить на нижнем сегменте матки справа и слева, кончики пальцев довести до лобкового симфиза; - осторожно кончиками пальцев проникнуть вглубь в направлении к полости таза и определить характер предлежащей части, уровень её стояния.
Заключительный этап 1. Спросить у пациентки про её самочувствие и сообщить о завершении манипуляции. 2. Положить пеленку в мешок с грязным бельем; 3. Снимите резиновые перчатки, опустите их в дезраствор; 4. Зафиксировать полученные результаты.

Таблица «Положение головки плода относительно плоскостей малого таза»

Положение головки Результаты наружного исследования Результаты внутреннего исследования
Головка над входом в малый таз.      
Головка малым сегментом во входе в малый таз.      
Головка большим сегментом во входе в малый таз.      
Головка в широкой части полости малого таза.      
Головка в узкой части полости малого таза.      
Головка в выходе таза.      

Ситуационные задачи

Задача 1.

Первородящая М., 20 лет, находится в родах, которые продолжаются 10 ч. Положение плода продольное, предлежащая голова плотно вставилась во вход в малый таз, но большая её часть находится над входом.

Влагалищное исследование: крестцовая впадина свободна, к мысу крестца можно подойти только согнутым пальцем, внутренняя поверхность лобкового симфиза доступна исследованию. Стреловидный шов головы плода стоит в правом косом размере, малый родничок определяется слева ближе к лобковому симфизу, лежит ниже других точек головы.

Вопросы:

1. Диагноз.

2. Характер предлежащей части, позиция и вид позиции.

3. Плоскость, в которой определяется голова плода при влагалищном исследовании.

Задача 2.

Первородящая Н., 24 лет, находится в родах, которые длятся 11 ч. Положение плода продольное. Головное предлежание. Головка неподвижна, большая её часть находится над входом в таз, а меньшая – ниже плоскости входа в таз.

Влагалищное исследование: крестцовая впадина свободна, к мысу можно подойти согнутым пальцем. Внутренняя поверхность доступна исследованию, малый родничок ниже большого (сгибание). Стреловидный шов стоит в поперечном или слегка косом размере, малый родничок справа.

Вопросы:

1. Диагноз.

2. Характер предлежащей части, позиция и вид позиции.

3. Плоскость таза, в которой определяется голова плода при влагалищном исследовании.

Задача 3.

Повторнородящая Л., 26 лет, находится в родах, которые длятся 9 ч. Положение плода продольное. Головное предлежание. Головка наибольшей своей окружностью находится ниже плоскости входа в таз. Меньший сегмент головки прощупывается сверху.

Влагалищное исследование: головка прикрывает верхнюю треть симфиза и крестца, мыс недостижим, седалищные ости прощупываются легко. Головка согнута, малый родничок ниже большого, справа ближе к симфизу. Стреловидный шов находится в одном из косых размеров.

Вопросы:

1. Диагноз.

2. Характер предлежащей части, позиция и вид позиции.

3. Плоскость таза, в которой определяется голова плода при влагалищном исследовании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: