«ОТНОШЕНИЕ ГОЛОВКИ ПЛОДА К РАЗЛИЧНЫМ ПЛОСКОСТЯМ ТАЗА»
Мотивация изучения темы:
Во время родов очень важно контролировать продвижение плода по родовому каналу, используя третий и четвёртый приёмы Леопольда, а также внутреннее акушерское исследование.
Более точное отношение головки плода к различным плоскостям малого таза удаётся определить с помощью влагалищного исследования.
В основе определения высоты стояния головы плода при влагалищном исследовании лежит возможность прощупывания опознавательных точек плоскости малого таза, расположенных ниже той плоскости, в которой находится голова своей наибольшей окружностью (большим сегментом).
Очень важно, чтобы головка не стояла в одной плоскости таза более двух часов.
Опускание головки плода может быть определено с помощью абдоминальной пальпации. Для определения положения головки плода над краем таза путём абдоминальной пальпации используют ширину 5 пальцев.
Абдоминальная пальпация даёт возможность избежать ошибок в случаях, когда во время внутреннего акушерского исследования тяжело отличить опускание головки от значительного усиления отёка предлежащей части.
Цели занятия:
Учебные цели:
Знать:
- особенности ведения родов в период изгнания;
- понятия большой и малый сегменты головки;
- данные наружного и внутреннего акушерского исследования при положении головки: над входом в малый таз; во входе в малый таз малым сегментом; во входе в малый таз большим сегментом.
Уметь:
- определять швы, роднички, бугры на головке плода;
- проводить наружное акушерское и влагалищное исследование в родах;
- интерпретировать данные наружного и внутреннего акушерского исследования при положении головки: над входом в малый таз; во входе в малый таз малым сегментом; во входе в малый таз большим сегментом.
Иметь практический опыт:
- выполнения манипуляций акушеркой во II периоде родов;
- определение на головке зрелого плода швов, родничков, бугров и размеров.
Способствовать формированию соответствующих ПК и ОК:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию.
ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
ПК 6.1. Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Воспитательные цели:
- Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию.
- Воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника.
- Акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии при общении с гинекологическими больными.
- Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.
- Умение осознавать ответственность за жизнь пациента.
- Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.
- Формирование чувства ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.
- Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.
Развивающие цели:
- Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней.
- Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):
Дисциплина | Знать |
Анатомия и физиология | Анатомо-физиологические особенности женских половых органов. |
Основы латинского языка с медицинской терминологией | Медицинская терминология. |
Педиатрия | Строение черепа новорожденного и размеры головки зрелого плода. |
Список литературы:
Основная:
1. Бодяжина В. И. Семенченко И. Б. Акушерство. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 447 с.
2. Дзигуа М.В. Физиологическое акушерство. – М.: ГЭОТАР-Медиа.2012.
3. Венцковский Б.М., Степанковская Г.К. Акушерство: учебник – К.: ВСИ «Медицина», 2010. – 448 с.
Дополнительная:
1. Айламазян Э.К. «Акушерство», СПб, СпецЛит, 2007.
2. Воскресенская С.А. «Оценка состояния плода», Минск, Книжный дом, 2004.
3. Руководство к практическим занятиям по акушерству: Учебное пособие / под ред. В.Е.Радзинского, М., Медицинское информационное агенство, 2004.
Ход занятия
№ п/п | Название этапа | Учебные цели в условиях усвоения | Описание этапа. Методы контроля и обучения | Материалы методического обеспечения (контроль, наглядность, алгоритмы, инструкции) | Время этапа |
1. | Организационный этап | Отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов. Подготовка кабинета. Сообщаются тема, цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия. Инструктаж по охране труда. | Учебный журнал | 3 мин | |
2. | Основной этап. Проверка исходного уровня знаний. | II | а) проверка исходного уровня знаний. б) подведение итогов контроля: Преподаватель обращает внимание на допущенные ошибки, вносит коррективы в ответы, отмечает лучших студентов и даёт рекомендации, пояснения тем, кто допустил ошибки. | Приложение № 1 (Фронтальный опрос) Приложение № 2 (Эталоны ответов на фронтальный опрос) Приложение № 3 (критерии оценивания фронтального опроса) | 20мин |
3. | Практическая часть | III | а) подготовка студентов к самостоятельной работе. Проведение инструктажа по выполнению заданий. Преподаватель заостряет внимание на наиболее важных аспектах темы (данные наружного и внутреннего акушерского исследования при различных положениях головки относительно плоскостей таза). Демонстрирует манипуляции на фантомах. б) самостоятельная работа студентов: отработка практических навыков на фантомах индивидуально и малыми группами. Преподаватель следит за ходом самостоятельной работы и даёт конкретные рекомендации студентам, отвечает на их вопросы. в) подведение итогов самостоятельной работы, выставление оценки по выполнению практических навыков. Критерии оценок. | Учебно-наглядное и техническое оснащение Приложение № 4 (Алгоритмы выполнения практических навыков) Приложение № 5 (Критерии оценки выполнения практических манипуляций) | 125мин |
4. | Итоговый контроль | II-III | Итоговый контроль Критерии оценок | Приложение №6 (таблица) Приложение №7 (эталоны ответов к таблице) Приложение №8 (критерии оценки заполнения таблиц) Приложение №9 (Итоговые ситуационные задачи) Приложение №10 (Эталоны ответов на ситуационные задачи) Приложение №11 (Критерии оценки решения ситуационных задач) | 20мин |
5. | Заключительный этап. Подведение итогов занятия | Преподаватель кратко анализирует занятие и даёт критическую оценку каждого его этапа, обращает внимание на хорошие результаты и на допущенные ошибки, выделяет лучшие работы и указывает на отставание, недостаточную подготовленность к занятию, отмечает прогресс в учебной деятельности студентов. | 7 мин | ||
6. | Задание для самостоятельной работы | Преподаватель даёт чёткие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах | Приложение №12 (Задание для самостоятельной работы) | 5 мин |
Фронтальный опрос.
1. С помощью каких методов исследования можно судить о продвижении предлежащей части плода по родовому каналу?
2. Назовите варианты положения головки плода относительно плоскостей таза.
3. Дайте определение понятиям «большой сегмент головки» и «малый сегмент головки».
4. Данные какого исследования позволяют судить о степени вставления головки большим или малым сегментом?
5. Охарактеризуйте положение головки над входом в малый таз.
6. Перечислите данные наружного и внутреннего акушерского исследования, которые подтверждают расположение головки во входе в таз малым сегментом.
7. Охарактеризуйте положение головки во входе в малый таз большим сегментом.
Алгоритм
«ВЛАГАЛИЩНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ПОЗДНИЕ СРОКИ БЕРЕМЕННОСТИ И В РОДАХ»
Материальное обеспечение: гинекологическое кресло, пеленка, стерильные резиновые перчатки, дезраствор, корнцанги, ватные шарики.
Этапы выполнения | Последовательность выполнения |
Подготовительный этап | 1. Провести психологическую подготовку пациентки. 2. Рекомендовать женщине опорожнить мочевой пузырь. 3. Предложить женщине лечь на гинекологическое кресло пеленку с разведенными и согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами. 4. Помыть руки под проточной водой с мылом, высушить чистым полотенцем. 5. Одеть стерильные резиновые перчатки. 6. Обработать наружные половые органы дезраствором. |
Основной этап | 1. Развести большие и малые половые губы первым и вторым пальцами левой руки. 2. Осмотреть половую щель, вход во влагалище, клитор, наружное отверстие уретры, промежность. 3. Ввести во влагалище третий палец правой руки по задней стенке влагалища, оттянуть её и ввести второй палец, четвертый и пятый пальцы прижать к ладони, первый палец отвести под прямым углом вверх. 4. Ввести пальцы глубже, основу первого пальца плотно прижать к нижнему краю симфиза и отвести несколько в сторону, не касаясь чувствительных зон клитора и уретры. Основами четвёртого и пятого пальцев упереться в промежность. 5. Произвести исследование в следующем порядке: • определить ширину просвета и растяжимость стенок влагалища, выявить, нет ли рубцов, опухолей перегородок и др. патологических изменений; • найти шейку матки и определить её форму, величину, консистенцию, степень зрелости (укорочение, размягчение, расположение по проводной оси таза, проходимость зева); при исследовании рожениц определить степень сглаженности шейки (сохранена, укорочена, сглажена); • исследовать состояние наружного отверстия шейки матки (форма круглая или щелевидная, закрыто или открыто). У рожениц определить состояние краёв зева (мягкие и ригидные, толстые или тонкие) и степень его раскрытия. В зев ввести кончик одного или обоих пальцев и выяснить, раскрыт он на несколько сантиметров или раскрытие полное; • у рожениц выяснить состояние плодного пузыря (цел, степень напряжения нарушен); • определить предлежащую часть (головка, ягодицы, ножки), где она находится (над входом в малый таз, во входе малым или большим сегментом, в полости, в выходе таза), опознавательные пункты на ней (на головке – швы и роднички, на тазовом конце – крестец и др.); по их расположению судят о биомеханизме родов; • пропальпировать внутреннюю поверхность крестца, симфиза и боковых стенок таза (это позволяет выявить деформацию костей и судить о ёмкости таза); • измерить диагональную конъюгату. 6. Вывести правую руку из влагалища. |
Заключительный этап | 1. Сообщить женщине об окончании манипуляции. 2. Провести дезинфекцию использованного оснащения. 3. Снять перчатки, маску, провести гигиеническую обработку рук. 4. Сделать запись в медицинской документации о выполнении исследования. |
АЛГОРИТМ
“НАРУЖНОЕ АКУШЕРСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ПРИЙОМОВ ЛЕОПОЛЬДА ”
Материальное обеспечение: Кушетка, стерильная пеленка, стерильные резиновые перчатки.
Этапы выполнения | Последовательность выполнения |
Подготовительный этап | 1. Провести психологическую подготовку беременной 2. Предложить беременной лечь на кушетку на пеленку, ноги выпрямить и свести, оголить живот, ноги согнуть в тазобедренных и коленных суставах. 3. Помыть руки под проточной водой с мылом, высушить полотенцем 4. Надеть стерильные резиновые перчатки 5. Стать справа от беременной лицом к ней. |
Основной этап выполнения | Первый приём. 1. Определить уровень стояния дна матки и часть плода, которая лежит на дне матки. - Положить ладони обоих рук горизонтально в области дна матки, пальцы свести и аккуратно надавить вниз. Второй приём 2. Определить положение, позицию и вид позиции плода; - Переместить обе руки с области дна матки вниз на уровень пупка и розместить на боковых поверхностях матки; - Зафиксируйте левую руку, а пальцами правой руки пропальпировать часть плода повернутую к левой стенке матки; - уловить с одной стороны гладенькую широкую часть – спинку плода, с противоположной стороны мелкие части (ручки, ножки). Третий приём 3. Определить предлежащую часть плода: - положить ладонь левой руки на дно матки; - положить правую руку над симфизом так, что бы большой палец был на одной стороне, а другие – на другой стороне нижнего сегмента матки; - медленным и осторожным движением пальцы вводят вглубь и охватывают прилежащую часть; - четко уловить плотную округлую часть с выраженными контурами (голова), или большую, мягкую часть (тазовый конец). Четвёртый приём 4. Определить отношение прилежащей части плода ко входу в малый таз: - встать справа от беременной лицом к её ногам; - ладони обеих рук разместить на нижнем сегменте матки справа и слева, кончики пальцев довести до лобкового симфиза; - осторожно кончиками пальцев проникнуть вглубь в направлении к полости таза и определить характер предлежащей части, уровень её стояния. |
Заключительный этап | 1. Спросить у пациентки про её самочувствие и сообщить о завершении манипуляции. 2. Положить пеленку в мешок с грязным бельем; 3. Снимите резиновые перчатки, опустите их в дезраствор; 4. Зафиксировать полученные результаты. |
Таблица «Положение головки плода относительно плоскостей малого таза»
Положение головки | Результаты наружного исследования | Результаты внутреннего исследования |
Головка над входом в малый таз. | ||
Головка малым сегментом во входе в малый таз. | ||
Головка большим сегментом во входе в малый таз. | ||
Головка в широкой части полости малого таза. | ||
Головка в узкой части полости малого таза. | ||
Головка в выходе таза. |
Ситуационные задачи
Задача 1.
Первородящая М., 20 лет, находится в родах, которые продолжаются 10 ч. Положение плода продольное, предлежащая голова плотно вставилась во вход в малый таз, но большая её часть находится над входом.
Влагалищное исследование: крестцовая впадина свободна, к мысу крестца можно подойти только согнутым пальцем, внутренняя поверхность лобкового симфиза доступна исследованию. Стреловидный шов головы плода стоит в правом косом размере, малый родничок определяется слева ближе к лобковому симфизу, лежит ниже других точек головы.
Вопросы:
1. Диагноз.
2. Характер предлежащей части, позиция и вид позиции.
3. Плоскость, в которой определяется голова плода при влагалищном исследовании.
Задача 2.
Первородящая Н., 24 лет, находится в родах, которые длятся 11 ч. Положение плода продольное. Головное предлежание. Головка неподвижна, большая её часть находится над входом в таз, а меньшая – ниже плоскости входа в таз.
Влагалищное исследование: крестцовая впадина свободна, к мысу можно подойти согнутым пальцем. Внутренняя поверхность доступна исследованию, малый родничок ниже большого (сгибание). Стреловидный шов стоит в поперечном или слегка косом размере, малый родничок справа.
Вопросы:
1. Диагноз.
2. Характер предлежащей части, позиция и вид позиции.
3. Плоскость таза, в которой определяется голова плода при влагалищном исследовании.
Задача 3.
Повторнородящая Л., 26 лет, находится в родах, которые длятся 9 ч. Положение плода продольное. Головное предлежание. Головка наибольшей своей окружностью находится ниже плоскости входа в таз. Меньший сегмент головки прощупывается сверху.
Влагалищное исследование: головка прикрывает верхнюю треть симфиза и крестца, мыс недостижим, седалищные ости прощупываются легко. Головка согнута, малый родничок ниже большого, справа ближе к симфизу. Стреловидный шов находится в одном из косых размеров.
Вопросы:
1. Диагноз.
2. Характер предлежащей части, позиция и вид позиции.
3. Плоскость таза, в которой определяется голова плода при влагалищном исследовании.