Оперативные (тактические) цели – краткосрочные (в отличие от стратегических целей) цели. Основная их задача — помочь в достижении целей более высокого стратегического уровня.
Парадигма – система взглядов фирмы или человека, определяющая культуру и поведение компании.
Поглощение – покупка акций одного предприятия другим. Поглощенный бизнес становится дочерней компанией поглощающей компании.
Подход на основе учета ресурсной базы – метод оценки конкурентоспособности компании, основанный на анализе того, как компания получает и размещает ресурсы.
Позиция различных заинтересованных лиц – теория, согласно которой на выработку целей компании влияют все лица, заинтересованные в данном бизнесе. Наряду с акционерами это могут быть директора, менеджеры, другие наемные работники, потребители, субподрядчики и даже простые жители – в случае, если деятельность фирмы оказывает влияние на окружающую среду.
Позиция собственника – теория, согласно которой при определении целей компании должны быть соблюдены интересы, прежде всего, акционеров. На практике такой целью обычно становится получение максимальной прибыли.
Портфельный анализ – техника, посредством которой организация индивидуально оценивает и позиционирует каждую стратегическую бизнес-единицу и/или товар, стараясь сделать организацию менее уязвимой по отношению к неудачам и рискам, связанным с товаром или каким-то сегментом рынка.
Поэтапные изменения – изменения, проводимые в компании постепенно.
Преднамеренная стратегия – стратегия, которая планирует и обсчитывает каждый этап от начала до конца.
Программное заявление – формальный документ, определяющий стратегические цели компании.
Продукт – товар, который является конечным продуктом компании, предназначенным для конкретного рыночного потребителя.
Продукты-заменители – товары, которые имеют идентичные или сходные характеристики с товарами фирмы. Товары-заменители могут быть прямые (из того же материала и с теми же характеристиками) и косвенные (с теми же характеристиками, но из другого материала).
Промышленность (отрасль) – группа производителей товаров-заменителей (субститутов), конкурирующих между собой за ресурсы и рынок.
PEST-анализ – ключевой этап в макроэкономическом анализе. Включает анализ следующих факторов: политические (П), экономические (Э), социодемографические (С) и технологические (Т).
Пятифакторный отраслевой анализ (модель Портера) – концепция анализа деятельности компании с учетом микроэкономических факторов. Используется также для объяснения структуры отрасли и позиции конкурентов в ней.
Разукрупнение бизнеса – отсоединение части компании (обычно дочерней), которая становится самостоятельной компанией и продает свои акции на фондовом рынке.
Реализация (воплощение) стратегии – часть стратегического процесса, предполагающего осуществление выбранной стратегии. Включает проведение необходимых изменений, реструктурирование ресурсной базы.
Ресурсы – основные вводимые ресурсы, позволяющие компании нормально функционировать. Существует 4 вида ресурсов: материальные (физические), к которым относятся основные фонды как земля, строения, и т.п. Кроме того, это также финансовые, человеческие и интеллектуальные ресурсы.
Родственная (связанная) диверсификация внешний рост за счет развития новых товаров для новых рынков. При данном виде диверсификации предполагается, что новый товар или новые рынки должны иметь что-то общее с уже существующими товарами или рынками, чтобы уменьшить риск диверсификации. Противоположный вид диверсификации - не родственная (несвязанная) диверсификация.
Рынок – потребители, для которых фирма или отрасль производит свою продукцию. Словом «рынок» обозначают также место, где встречаются продавцы и покупатели.
Рыночная доля – отношение объема поставляемого на рынок товара к общему объему рынка, выражается в процентах. Может быть определена в единицах стоимости или объема.
Сегментация рынка – разделение всего рынка на ряд частей (сегментов), каждая из которых обслуживает определенного потребителя. Рынки сегментируются путем использования разных технологий деления рынка.
Сильные стороны компании – внутренние положительные качества, которые помогают компании конкурировать в своей стратегической группе или отрасли.
Синергизм – эффект, который наблюдается в деятельности компаний, когда общий результат оказывается больше, чем простая сумма отдельных частей.