ПРОЦЕСС ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ




Лекция Художественно-конструкторский проект.

Разработка технического ху­дожественно-конструкторского проекта. Этот этап соответствует разработке технического проек­та. Ранее принятый эскизный проект отрабатывается оконча­тельно. Разрабатываются узлы и элементы конструкций, прове­ряется осуществимость и целе­сообразность предложенных решений, анализируется с инже­нерных позиций схема компоновки. Художник-конструктор должен учесть в форме изделия все изменения, которые могут произойти в процессе инженер­ного проектирования, поэтому он должен хорошо знать конст­рукцию изделия, технологию его производства.

На данном этапе проектирова­ния решают также вопросы вы­бора рациональных конструкци­онных материалов, оптимальной технологии изготовления изде­лий, унификации узлов и дета­лей. Важное значение имеет эргономический анализ проекти­руемого изделия и дальнейшая разработка его с учетом эргоно­мических требований.

Когда вопросы формы изделия в целом уже решены, художник-конструктор более тщательно отрабатывает форму отдельных деталей, и особенно тех, кото­рые связаны с удобством пользо­вания изделием. Окончательно отрабатываются цветовое реше­ние изделия и фактура поверх­ности. Вместе с технологом, фи­зиологом и другими специали­стами художник-конструктор подбирает необходимые облицо­вочные и отделочные материа­лы, так как, кроме эстетических требований, цвет и фактура по­верхности должны удовлет­ворять требованиям физио­логии.

При разработке технического художественно-конструкторского проекта отдельные техничес­кие параметры изделия, техноло­гические возможности производ­ства, эргономические требования, композиционный замысел и дру­гие параметры могут оказаться в некотором противоречии. По­этому для художника-конструк­тора важной задачей на данном этапе является координация ра­боты многих специалистов и увязка различных параметров будущего изделия. Он должен отдать предпочтение той или иной группе формообразующих факторов в зависимости от наз­начения изделия и главных за­дач проектирования. Оценка совместимости факторов может привести к уточнению и измене­нию, но уже на более высоком уровне, отдельных параметров изделия. Это, как правило, свя­зано с уточнением комплекса исходных данных, а иногда – с новым истолкованием проблемы и изменением технического за­дания, так как процесс художе­ственного конструирования сложный и обратимый. Лишь после многократных поисков художник-конструктор находит вариант, который удовлетворяет всем требованиям. Но по­сле этого он еще анализирует и оценивает потребительские свойства изделия, его социаль­ную роль. После этого результа­ты представляются на утверж­дение.

На этапе разработки техниче­ского художественно-конструкторского проекта, кроме черте­жей общего вида, компоновоч­ных, декоративно-графических элементов и технического ри­сунка изделия (перспективного изображения), выполняют моде­ли и макеты в условном мате­риале (или используют утверж­денные на предыдущем этапе и доработанные с учетом замеча­ний). При разработке сложных и новых изделий иногда изго­товляют действующие модели в натуральную величину, кото­рые наиболее полно характери­зуют их реальные потребитель­ские свойства. Особенно необ­ходимы такие модели при про­ектировании сложных объектов, имеющих криволинейное очер­тание поверхности. Они служат не только для отработки формы, но и для разработки точных кон­структивных чертежей криволи­нейных элементов и шаблонов.

Художественное конструиро­вание изделий со сложной фор­мой может вестись с применени­ем электронных устройств. Ав­томатизированное проектирова­ние, например, широко приме­няется при разработке кузовов автомобилей. Оно обеспечивает точную информацию о поверх­ности и основных образующих линиях макета кузова, дает возможность точно воспроизве­сти форму опытных и серийных образцов, освобождает художников-конструкторов и макетчиков от работ, связанных с построением перспективных изобра­жений, замерами, и значительно сокращает процесс художест­венного конструирования в це­лом. Наличие единого носителя информации (например, перфо­ленты), сохраняемой на всех этапах проектирования, избав­ляет от недостатков обычного проектирования, а именно от­клонений и наслоения ошибок на каждом из последующих эта­пов и при изготовлении опытно­го образца. Однако приоритет в решении творческих задач оста­ется за человеком.

При проектировании большинства изделий для серийного производства необходимо изго­товлять макетный образец — действующее изделие, которое, кроме формы изделия, отражает его цвет, фактуру материала, графические элементы.

В технический художествен­но-конструкторский проект, кро­ме чертежей и макетов, входят также пояснительная записка, схемы и расчеты. Пояснитель­ная записка включает обосно­вание и описание художествен­но-конструкторского решения и перечень требований и замеча­ний к последующей разработке или изготовлению. На схемах, номенклатура которых опреде­ляется в зависимости от сложно­сти проектируемого изделия, по­казываются его составные части и связи между ними в условных изображениях или обозначени­ях. В расчетах, произведенных исполнителем, по согласованию с заказчиком приводятся дан­ные, необходимые для обоснова­ния принятых решений.

Таким образом, технический художественно-конструкторский проект представляет совокуп­ность документов, которые со­держат полные и окончательные решения художественного кон­струирования проектируемого изделия, его технико-экономиче­ские показатели.

 

Рабочее проектирование. Па этом этапе разрабатываются ра­бочие чертежи изделия. Вопросы формообразования уже реше­ны на предыдущих этапах, и объем работы художника-кон­структора резко уменьшается. При выполнении рабочих черте­жей он выступает в роли кон­сультанта. Художник-конструк­тор контролирует или непосред­ственно участвует в разработке шаблонов и сложных чертежей, связанных с формой поверхно­сти изделий, а также в выполнении раз­личных надписей.

Определенные трудности, свя­занные с технологическими воз­можностями предприятия-изго­товителя, могут обнаружиться уже при разработке чертежей технологической оснастки. Воз­никает необходимость внесения некоторых корректив в форму изделия. Эти вопросы должны решаться только художником-конструктором или при его уча­стии.

По выполненным рабочим чертежам изготавливают один или несколько опытных образ­цов, которые предназначены для художественно-конструкторской оценки нового изделия, а также для испытаний на соответствие функциональному назначению, прочность, долговечность и т. д. Образцы должны быть изготов­лены из тех же материалов, ко­торые предусмотрены проектом для массового производства. За­мена материалов, изменение от­делки не допускаются, так как это может исказить идею проек­та и изменить внешний вид изделия. При изготовлении опытныхобразцов художник-конструктор осуществляет ав­торский надзор.

В результате испытаний, ус­ловия которых должны быть близки к эксплуатационным, проверяется правильность всех принятых в процессе проектиро­вания решений. На основании заключения по испытанию в проект могут быть внесены со­ответствующие коррективы, в том числе касающиеся формы изделия. Художник-конструктор является полноправным членом группы специалистов, которые осуществляют испытание и дают заключение по его результатам. При необходимости поправки, связанные с формой изделия, вносятся в чертежи им или с ним согласуются.

В заключение отметим еще два важных аспекта процесса художественного конструирова­ния, связанные с использовани­ем средств графического дизай­на при создании промышленных изделий и технологическими ра­ботами.

Человек получает необходи­мые сведения о промышленных изделиях посредством различ­ной информации, носителями которой являются и сами изделия. Так, на многие изделия даются различные буквенно-цифровые тексты, знаки, сим­волы и другая информация. Цвет при этом используется как самостоятельное средство (ко­довая информация) или вспомо­гательное для нанесения бук­венных знаковых изображений. Информационные тексты на из­делиях называются цветогра­фическими.

Графическое решение изде­лия может быть найдено в том случае, если будет определен комплекс всех задач. Так, необходимо правильно классифицировать цветографические сообщения (общая характеристика изделия, способ обращения, специальные надписи и т. д.), выбрать принятые в графике алфавиты (шрифтовые, цветовые и т.д.) с учетом соответствия их образу изделия и фирмы производителя, их стилю, хорошо читаемые и т.д. Графиче­ское решение необходимо соотносить с требованиями к предметной среде в целом и ме­стом, которое в этой среде зай­мет проектируемый предмет. Важным вопросом является правильное отражение значимо­сти цветографических сообще­ний. Например, для средств производства наиболее важно отра­зить способ обращения с объек­том. В изделиях индивидуально­го пользования предпочтение отдается товарным знакам и названиям, а сведения о спосо­бе обращения переносятся в сопроводительные документы.

При разработке графического оформления необходимо сог­ласовать все его элементы. В значительной мере этому может способствовать достиже­ние общности начертания букв, цифр и знаков, пропорциональ­ности элементов, необходимых характеристик цвета и т.д.

Художественно-конструктор­ский проект реализуется в из­делие на производстве. Поэтому в процессе художественного конструирования разрабатыва­ется также технология произ­водства изделия, которая явля­ется связующим звеном между проектом и его практической ре­ализацией и составляет основу всего процесса производства. Это обусловливает необходи­мость знания художником-кон­структором современной техно­логии и тесного сотрудничества с технологами.

В процессе художественного конструирования разработка технологии осуществляется на основе прототипов и аналогов, а также моделирования существующих технологических про­цессов, так как технологичность изготовления данного изделия определяется возможностями конкретного производства. Но если в проекте воспроизводится существующая технология без серьезной перестройки, это мо­жет оказаться недостаточным. Поэтому художник-конструктор должен предусматривать прог­рессивные технологические про­цессы производства изделий. В отдельных случаях может прогнозироваться новая техно­логия, специально разрабатыва­емая технологами. Таким обра­зом, художественное констру­ирование может рождать не только новую форму изделия, но и способ его изготовления, т. е. новую технологию.

В художественном конструи­ровании технология определяет не только совершенство выпол­нения технологических опера­ций, но и те возможности, кото­рые она дает дизайнеру при его работе над формой изделия еще на стадиях проектирования. Со­ответствие формы и материала выступает как один из ведущих эстетических принципов формо­образования. Поэтому художе­ственно осмысленная форма должна органически вписывать­ся в создаваемый художествен­ный образ изделия, который строится исходя из возможно­стей технологии, природы и свойств материала. Так, четкая информированность о материале изделия является важным по­требительским свойством, по­этому раскрашивание под дерево штампованного листового мате­риала с округленными формами или имитация металлизирован­ной пластмассы под серебро приводят к противоречию худо­жественного и технологического приемов проектирования. Техно­логическое сглаживание формы в угоду ложной красивости мо­жет привести к излишествам в обработке материала и процес­сах производства, делая их не­экономичными.

В форме изделия нет необхо­димости специально раскрывать технологию его изготовления, поэтому технологическая инфор­мативность формы, как прави­ло, нейтральна. Например, сварной шов сам по себе не яв­ляется элементом формы, и в большинстве случаев его тща­тельно заделывают. Однако в настоящее время многие техно­логические приемы создания формы отождествляются с художественными и могут проявлять­ся в форме, поэтому скрывать их нет никакой необходимости. Да­же сварной шов сегодня техно­логические возможности позво­ляют превратить при хорошей разработке конструкции и фор­мы изделия в своеобразный орнамент.

В процессе художественного конструирования проводятся следующие технологические ра­боты:

- технологические предпроектные исследования, результаты которых служат отправным тех­нологическим заданием для раз­работки проекта;

- технологическое конструиро­вание, в ходе которого формооб­разование изделия решается с учетом определенной техноло­гии производства;

- технологическое проектирова­ние, содержанием которого яв­ляется развернутая профессио­нальная разработка технологи­ческого процесса производства изделия, отвечающего создавае­мой художником-конструктором его технологической форме (ре­зультаты фиксируются в техно­логической записке к художест­венно-конструкторскому проек­ту);

- технологические опытно-пове­рочные и научно-исследователь­ские работы, которые выполня­ются в лабораторных и произ­водственных условиях в целях обоснования, контроля и совер­шенствования разрабатываемых в процессе проектирования тех­нологических моделей;

- технологическое курирование, т. е. авторский надзор за реали­зацией разработанных техноло­гических моделей в процессе инженерного конструирования, освоения изделия и производст­ва. При этом художник-конст­руктор должен постоянно сле­дить за всеми изменениями про­изводственной ситуации и оперативно на них реагировать;

- технологические оценочные работы, т.е. экспертная оценка результатов технологических работ, выполняемая поэтапно после разработки, освоения и в ходе производства с целью по­вышения качества выпускаемых изделий.

В комплект художественно-конструкторских документов на изделия всех отраслей промыш­ленности, на оборудование и комплексное проектирование производственных, обществен­ных и жилых интерьеров, а так­же на упаковку, товарные зна­ки, эмблемы и знаки обслужи­вания входят графические и текстовые документы, модели, макеты и опытные образцы, ко­торые определяют существо ху­дожественно-конструкторского решения, требования к изготов­лению изделия, данные срав­нительного анализа и обоснова­ние выбранного варианта.

Разработанная документация на новое изделие передается на предприятие-изготовитель. Предприятие вначале проводит необходимые подготовительные работы: изготовляет оснастку, шаблоны, измерительный инст­румент, осуществляет техноло­гическую подготовку и т.д. После этого выпускается опыт­ная партия изделий, но которой дают оценку соответствия про­изводства требованиям обеспе­чения высокого качества нового изделия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: