С Т Р У К Т У Р А С О З Н А Н И Я
СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ
РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознании человека включено определенное отношение к окружающей среде, другим людям.
Свойства сознания:
- построение отношений;
- познание;
- переживание.
Отсюда следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах.
Возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием во время труда.
Выделяют 2 слоя сознания (В.П.Зинченко).
I. Бытийное сознание (сознание для бытия):
1) биодинамические свойства движений, опыт действий;
2) чувственные образы.
II. Рефлективное сознание (сознание для сознания):
1) значение;
2) смысл.
Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком (операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные знания - понятия).
Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.
Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов выступают средством диалога и взаимопонимания.
Эпицентром сознания является сознание собственного "Я".
|
Сознание:
1) рождается в бытии;
2) отражает бытие;
3) творит бытие.
Функции сознания:
1) отражательная;
2) порождающая (творчески-креативная);
3) регулятивно-оценочная;
4) рефлексивная (основная, характеризует сущность сознания.
В качестве объекта рефлексии может выступать:
1) отражение мира;
2) мышление о нем;
3) способы регуляции человеком своего поведения;
4) сами процессы рефлексии;
5) свое личное сознание.
Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя,
поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое.
Выраженное в слове значение содержит:
1) образ;
2) операционное и предметное значение;
3) осмысленное и предметное действие.
Венцом развития сознания является формирование самосознания,
которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в это мире, познавать свой внутренний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Сознательное поведение является не столько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Только благодаря осознанию своей индивидуальности, возникает особая функция - защитная - стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.
Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.
|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЗНАНИЯ
И ПОДСОЗНАНИЯ
В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Многие наблюдения психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание и они, таким образом, осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опираясь на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи решает человек подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, профессиональные навыки и т.п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне.
|
Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для окружающих.
Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами - вербализовать. Выделяют:
1) подсознательное - те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;
2) собственно бессознательное - такое психическое, которое не при каких обстоятельствах не становится сознательным.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
И УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИЯМИ
Эмоции - процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на:
- аффекты;
- собственно эмоции;
- чувства;
- настроения;
- стресс.
Аффект наиболее мощная эмоциональная реакция - сильное, бурное и
относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающие психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом.
Собственно эмоции - более длительные состояния. Они - реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека.
Чувства - устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным и воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. В зависимости от направленности чувства делятся на:
- моральные (переживание человеком его отношения к другим людям);
- интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью);
- эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы);
- практические (чувства, связанные с деятельность человека).
Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
ВОЛЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ
Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Волевые действия бывают:
- простые;
- сложные.
К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без
колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:
1) осознание цели и стремление достичь ее;
2) осознание ряда возможностей достижения цели;
3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
4) борьба мотивов и выбор;
5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
6) осуществление принятого решения;
7) преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных потех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствия. Преодоление препятствий требует волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизирующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.
Необходимость сильной воли взрастает при наличии:
1) трудных ситуаций "трудного мира";
2) сложного противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность и т.д.
Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с
функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии - болезненному безволию.