Бюджет Республики Карелия




Доходная часть бюджета

На протяжении 2003-2008 гг. Республика Карелия демонстрирует устойчивый рост доходов бюджета, что отражает общее развитие экономики региона. В 2005 г. прирост совокупных доходов составил 38 % по сравнению с уровнем 2004 г., в 2006 г. – 16 % к уровню 2005 г., в 2007 г. – 30 % к уровню 2006 г. В 2008 г. рост продолжился и составил 37 % от 2007 г., несмотря на финансовый кризис. Доходы бюджета Республики Карелия в 2008 г. составили 21.6 млрд. руб. Выполнение плана по сбору доходов обеспечено на 99 %, в том числе: по налогу на доходы физических лиц - 97 %, налогу на имущество организаций - 101 %, налогам на совокупный доход - 102 %, транспортному налогу - 104 %, налогу на игорный бизнес - 98 %.

В соответствии с Законом РК «О бюджете Республики Карелия на 2009 год» от 5 декабря 2008 г. № 1240-ЗРК (в редакции Закона РК от 26 мая 2009 года № 1294-ЗРК), на 2009 г. впервые запланировано снижение доходов бюджета. Общий объем доходов бюджета за 2009 г. составит 20.607 млрд руб., что всего лишь на 5 % меньше, чем в 2008 г. Изменение тенденции роста доходов бюджета республики в 2009 г. обусловлено кризисными явлениями, при которых существенно снижается основной бюджетообразующий налог – налог на прибыль. За 4 месяца 2009 г. совокупные поступления доходов в бюджет уменьшились на 13 % к уровню января-апреля 2008 г. Однако оживающий спрос на продукцию лесопромышленного комплекса и металлургии, а также хорошая собираемость НДФЛ, традиционно составляющего основную часть налоговых доходов республики, позволяют правительству ожидать роста поступлений в бюджет во второй половине 2009 г., что приведет к снижению совокупных доходов бюджета по итогам 2009 г. на 5 % к 2008 г. Отметим, что снижение доходной части бюджета в настоящий момент происходит в большинстве регионов РФ. В целом по России доходы регионов сократились в реальном выражении в сравнении с I кварталом 2008 г. на 17 %, в том числе собственные — на 24 %.

 

 

В составе собственных доходов на протяжении всего периода доминировали налоговые поступления. За 2003 - 2008 гг. объем налоговых доходов увеличился в 5.4 раза. В 2003-2005 гг. отмечалось увеличение доли налоговых доходов в составе общих доходов бюджета с 41 до 70 % в связи с ростом поступлений НДФЛ и налога на прибыль организаций за счет расширения налоговой базы и концентрации. C 2006 г. произошло замедление темпов роста налоговых поступлений в результате снижения объема получаемого налога на прибыль, в то время как в 2005 г. сбор этого налога был очень высоким. Во многом это было обусловлено снижением прибыли компаний, добывающих железорудное сырье, по причине снижения цен на руду в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка и проводимыми масштабными инвестиционными программами предприятий. С 2007 г. возрастающая динамика поступлений налога на прибыль восстановилась, вклад этого налога составил 36 % совокупных налоговых доходов, так же как и доля НДФЛ. В структуре налоговых доходов Республики Карелия НДФЛ (налоги на доходы) традиционно превалировали над прочими поступлениями. В 2005-2008 гг. на долю этих доходов приходилось 35-37 %. Как видим, в период кризиса данные поступления снова достигли 44 %, став наиболее надежным источником дохода.

 

 

 

 

Налоговые поступления в бюджет республики обеспечивают крупные промышленные предприятия различных секторов экономики, что повышает вероятность собираемости налогов в случае развития кризисных явлений в одной из отраслей. Налоговые доходы достаточно диверсифицированы по видам доходов. В период кризиса происходит перераспределение собираемости налогов в пользу наиболее надежных доходов – НДФЛ и налога на имущество.

 

Расходная часть бюджета

В течение последних лет наблюдается устойчивый рост расходов бюджета, составляющий около 30 % ежегодно. Самой крупной статьей расходов бюджета традиционно являются трансферты муниципальным образованиям (34 % всех расходов в 2008 г.). Другие основные статьи расходов - национальная экономика (18 %), социальная политика (14%), здравоохранение и спорт (13 %).

 

 

 

Бюджет Республики Карелия является одним из самых «социально-ориентированных» среди бюджетов прочих субъектов Российской Федерации. Объем расходов по социально-направленным статьям («Образование», «Культура, кинематография и средства массовой информации», «Здравоохранение и спорт», «Социальная политика») составлял в среднем около 36 % в 2006-2008 гг. С 2006 г. социальные расходы бюджета выросли в результате получения республикой обязанностей по финансированию детских пособий, пособий ветеранам и субсидий по коммунальным платежам работникам бюджетной сферы в сельских районах, а также обязанности по финансированию среднего образования и ряда других социальных расходов. Инициативы федерального правительства по повышению зарплат в бюджетной сфере в феврале 2007 г. повлекли за собой повышение расходов на оплату труда. Это, в свою очередь способствовало росту расходов на образование и здравоохранение, где занята основная часть работников бюджетной сферы.

По итогам 2008 г. на социальные цели было затрачено 7.6 млрд руб. В 1 кв. 2009 г. республика на эти цели израсходовала 1.7 млрд руб., что составило рекордные 40 % от совокупных трат бюджета за этот период. Правительство республики обещает выполнить свои социальные обязательства в полном объеме в соответствии с принятым на 2009 г. бюджетом. Приоритетами деятельности властей также являются выполнение долговых обязательств и выполнение обязательств перед органами местного самоуправления. В целях сбалансированности бюджета Республики на 2009 г. в мае внесены правки в закон о бюджете Республики Карелия, предусматривающие сокращение расходных обязательств, исполнение которых может быть перенесено на следующий период, и временный отказ от ряда инвестиционных проектов.

 

Дефицит бюджета

На протяжении последних лет бюджет Республики Карелия исполнялся с дефицитом, за исключением 2005 г., когда профицит бюджета составил 250 млн. руб. Так же и по итогам 2008 г. доходы бюджета были ниже расходов, что привело к исполнению годового бюджета с дефицитом на уровне до 419 млн. руб. (2 % совокупных доходов). По итогам 2009 г. ожидается дефицит бюджета до 1 578 млн. руб. (7.6 % планируемых совокупных доходов). До настоящего момента основными источниками финансирования дефицита являются средства, полученные в процессе размещения облигационных займов, а также банковские кредиты.

 

Государственный долг

По состоянию на 01.05.09 г. государственный долг Республики Карелия составляет 4 347 млн. руб., увеличившись с начала года на 5 %. Бюджет на 2009 г. предусматривает верхний предел государственного долга в объеме 6 414 млн. руб. по обязательствам в валюте Российской Федерации и предельный объем расходов на обслуживание государственного долга на уровне 705.5 млн руб.

 

 

Прочитайте текст.

  1. Выпишите в тетрадь основные показатели, характеризующие бюджет Республики Карелия:

а) уровень доходов бюджета РК на 2008г.

б) объем дефицита бюджета субъекта на 2008г.

в) показатель государственного долга РК на 2009г.

2. Проанализируйте доходную часть бюджета республики. Используя приведенные в тексте и диаграммах примеры, составьте таблицу: Прямые и косвенные налоги в структуре бюджета РК. Какой вид налоговых поступлений является доминирующим.

3. Рассмотрите расходную часть бюджета субъекта. Составьте рейтинг расходных статей в РК. В чем особенность расходной части бюджета в республике?

4. При помощи каких методов Карелия может погасить существующий государственный долг?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: