Системный подход в педагогике




Лекция 1. Общая характеристика образовательных систем

Понятие «образование»

Понятие «образование» имеет несколько значений.

Как педагогический термин слово «образование» ввел в 1780 г. основоположник теории обучения Иоганн Генрих Песталоцци.

Н.И. Новиков в таком же значении применил категорию «образование» в русском языке.

Понятие «образование» рассматривалось в довольно широком значении как результат всех педагогических воздействий на человека.

Такая трактовка образования существовала со II-й половины XIX в., когда постепенно складывается мнение, что образование – это не только состояние, но и процесс, совокупность педагогической деятельности, посредством которой достигается образование.

В советской педагогике в 50-60-е гг. XX в. образование сначала рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а затем – как процесс и результат этой деятельности.

Образование как процесс, результат, система, ценность.

Такое же определение этого понятия принимается в 1978г. XX Генеральной конференцией ЮНЕСКО: под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста [10, С. 20-21].

В Законе РФ «Об образовании» дается следующее определение образования: «образование − единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [9, гл. 1, ст. 2].

Таким образом, в результате образования обучающийся формирует совокупность определенных качеств личности, которые в итоге выступают категориями человеческого капитала, т.е. в процессе предъявления носителем последнего в определенной сфере приложения труда.

Образование представляет собой социальный институт воспроизводства знаний, т.е. организационную систему, включающую деятельность, процесс и организацию, которая требует воздействия из вне для обеспечения работоспособности, эффективности и дальнейшего развития.

Образование выполняет функции:

- социально-культурную функцию;

- социально-экономическую функцию;

- социально-политическую функцию.

Система образования включает в себя:

1) государственные образовательные стандарты и государственные требования, образовательные стандарты и образовательные программы различных видов, уровней и / или направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) исполнительные органы государственной власти Луганской Народной Республики, территориальные органы исполнительного органа государственной власти Луганской Народной Республики и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные организации и объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Разноуровневость в управлении образовательными системами. Уровни управления:

- управление образовательными системами на государственном уровне;

- управление образовательными системами на муниципальном уровне;

- управление образовательными системами на уровне образовательной организации.

Принципы управления образовательным процессом. Принцип технологичности. Принцип цикличности. Принцип интенсивности. Принцип разноуровневости. Принцип экономичности. Принцип результативности. Принцип диагностичности. Механизм управления образовательным процессом.

 

Образование рассматривается как система

Понятие «система».

Употребление понятия «система» в различных значениях. Приведите примеры.

Слово «система» является понятием.

Источники знаний человека о системах:

- практическая деятельность людей;

- философия;

- естественно - научные знания;

- социальные науки;

- науки о человеке.

(философская система Платона как теория;

периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева как классификация;

молекула воды H2O;

система Станиславского как завершенный метод практического действия;

Солнечная система как совокупность объектов природы;

политическая, экономическая система как некоторые свойства общества;

законодательная система и система моральных ценностей как совокупность установившихся норм жизни и правил поведения;

система образования как совокупность взаимодействующих образовательных организаций, стандартов, программ и других элементов.

В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система».

Что такое система?

Система в переводе с греческого языка означает целое, составленное из частей; множество элементов, которые находятся в отношениях, связях между собой и составляют определенную целостность.

При этом выделяются два основных подхода к ее формулированию:

1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы;

2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.

Классификация систем:

а) естественные системы: системы неживой и живой природы.

б) искусственные системы: технические и социальные.

Социальная система – это сложно упорядоченное и сложно организованное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями.

Основной связующий элемент социальной системы – человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др.

Ведущий отечественный теоретик-системщик В.Г.Афанасьев выделяет следующие признаки объектов, которые можно отнести к системам:

- наличие составных элементо в (компонентов, частей), из которых образуется система. Элемент - это минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы и имеющая предел делимости в ее рамках. Минимально допустимое число элементов в системе – два;

- наличие структуры, т.е. определенных связей и отношений между элементами. Связь - это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов. В свою очередь меняется и тот компонент, который вызвал это взаимодействие. Связи существуют между отдельными компонентами и между компонентом и всей системой в целом. Способ связи между элементами определяет структуру системы;

- наличие интегративных качеств (системность), т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему. Интегративность - это результат, получаемый от взаимодействия элементов;

- наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов;

- целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. В связи с этим функции ее компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы. Следует отметить, что данное свойство является специфичным для биологических и особенно социальных систем;

- наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах:

а) во взаимодействии с внешней средой. Среда - это совокупность всех условий, которые окружают вещь, растение, животное, человека и непосредственно или косвенно воздействуют на них. Различают идеологическую, политическую, экономико-производственную, социально-бытовую, культурную, природно-экологическую среду;

б) во взаимодействии данной системы с суб - и суперсистемами, т.е. с системами более низкого или высокого порядка;

- наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах;

- наличие управления. Этот признак, так же как и целеустремленность, является специфическим для систем биологического и социального происхождения.

Кроме того, научной литературе появилось понятие «процессная система».

По мнению В.С.Лазарева, процессная система - совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи.

Графически процессная система представлена на схеме 1.

«Вход» определяется совокупностью элементов, благодаря соединению которых протекает процесс и которые в этом процессе претерпевают изменения.

«Выходом» называется результат (продукт) процесса.

«Выход» делится на основной и побочный.

«Процесс» определяется отношением между входом и выходом.

В любой системе можно выделить три вида процессов:

- основной процесс преобразует вход системы в основной выход;

- обеспечивающие процессы преобразуют входы системы во входы основного процесса, или выходы основного процесса во входы последующих систем;

- управление (обратная связь) обеспечивает соответствие между фактическим и желаемым выходом путем изменения входа;

- ограничение определяется совокупностью норм и правил, устанавливающих требования большей системы к выходу данной системы.

Системный подход в педагогике

В соответствии с представленным пониманием системы системный подход в педагогике есть направление методологии научного познания и педагогической практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.

Данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: