Показатели технологичности




 

Различают качественные и количественные виды оценки технологичности конструкции машин. Качественная оценка, как правило, предваряет количественную и базируется на сопоставлении и анализе разрабатываемого и базового вариантов. Если в результате качественной оценки выявлены очевидные преимущества разрабатываемой конструкции детали, узла или агрегата, то отпадает необходимость количественных оценок. Однако чаще всего количественная оценка конструкции необходима.

Ее дают с помощью количественных показателей, номенклатура которых достаточно обширна и позволяет детально раскрыть уровень технологичности конструкции проектируемого объекта. Из широкого перечня показателей технологичности, приведенных в стандартах, следует выбирать показатели, которые в наибольшей степени дают объективную оценку разрабатываемой машины. Их классифицируют по ряду признаков. В частности, по значимости различают базовые (основные) и дополнительные (вспомогательные) показатели, которые в свою очередь могут быть абсолютными и относительными (последние дают сравнительную характеристику проектируемого и базового варианта машины).

Выбор показателей является важным этапом оценки машины на технологичность. К наиболее значимым можно отнести:

1) трудоемкость изготовления;

2) удельная материалоемкость;

3) технологическая себестоимость;

4) коэффициент применяемости материала;

5) коэффициент унификации конструктивных элементов.

Кроме того, при оценке эксплуатационной и ремонтной технологичности следует учитывать трудоемкость и стоимость технического обслуживания и ремонта машин.

Для определения основных показателей используют статистические данные о машинах, имеющих общие конструктивно-технологические признаки с проектируемой машиной. Значения основных показателей технологичности конструкции часто приводят в техническом задании на проектирование.

Уровень технологичности конструкции в целом К определяют как отношение достигнутого проектного уровня технологичности К д к базовому К б, установленному техническим заданием на проектирование

К = К д / К б.

 

Его оценивают по показателям, принятым для оценки технологичности конструкции в техническом задании на машину.

Трудоемкость изготовления Т и проектируемой машины рассчитывают по формуле

 

Т и = Σ Tini + Σ Tjnj + Т сб + Т ис,

 

где Ti трудоемкость i -ой сборочной единицы в изготовлении;

Tj − трудоемкость j -ой детали, не вошедшей в состав сборочных единиц;

ni, nj − число i -х сборочных единиц и j -х деталей соответственно;

Т сб, Т ис − трудоемкость изделия в общей сборке и в испытании соответственно.

Уровень технологичности конструкции по трудоемкости изготовления характеризуют отношением достигнутой (проектной) трудоемкости Т д к базовой Т б, т. е. коэффициентом

 

КТ = Т д / Т б

 

Технологическую себестоимость можно найти из выражения

 

Ст = М + Т + Зо + Сс + Со + Си,

 

где М − расходы на сырье и материалы без учета стоимости отходов;

Т − стоимость топлива и энергии, идущих на технологические цели;

Зо − основная и дополнительная заработная плата производственных работ;

Сс − отчисления на социальное страхование от суммы основной заработной платы;

Со − расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

Си − расходы на износ инструмента и приспособлений целевого назначения.

Уровень технологичности конструкции по технологической себестоимости характеризуют коэффициентом

 

К Ст = Ст.д / Ст.б,

 

где Ст.д, Ст.б − достигнутая (проектная) и базовая технологическая себестоимость машины соответственно.

Материалоемкость машины М характеризует общее количество затраченного материала на производство одного образца. Уровень технологичности по материалоемкости определяют соотношением достигнутой (проектной) материалоемкости машины Мд и базовой Мб

К М = Мд / Мб.

 

При оценке технологичности заготовки применяют коэффициент использования материала

 

К и.м. = М дет / М заг,

 

где М дет − масса детали;

М заг − масса заготовки для этой детали.

Массу заготовки рассчитывают после выбора способа ее получения и определения общих припусков на механическую обработку.

Коэффициент применяемости материала рассчитывают по формуле

К пр.м i = H i / H,

 

где H i, H − норма расхода i -го материала и всех материалов на изготовление изделия соответственно (очевидно, что Н = М).

Данный коэффициент характеризует степень унификации материалов изделия. Для повышения технологичности изделия стремятся к сокращению номенклатуры используемых материалов, т. е. к максимально возможному увеличению значений коэффициента применяемости.

Помимо перечисленных показателей, важной характеристикой расхода материала является удельная материалоемкость Муд.м машины. Для строительных и дорожных машин ее, как правило, определяют отношением материалоемкости машины Мм к сменной эксплуатационной производительности Пэ

 

Муд.м = Мм / Пэ.

 

Чем ниже Муд.м, тем меньше расход материалов на единицу выполненных земляных, строительных, дорожных и других работ.

Коэффициент унификации деталей машины определяют из выражения

К у.д = Ду / Д,

 

где Ду − число унифицированных деталей;

Д − общее число деталей в машине.

Коэффициент унификации конструктивных элементов

 

К у.э = Q у.э / Q э,

 

где Q у.э − число унифицированных типоразмеров конструктивных элементов;

Q э − общее число типоразмеров конструктивных элементов в изделии.

Чем больше коэффициент унификации деталей и конструктивных элементов, тем более технологичными считаются конструкции в производстве.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: