Понятие о светском и православном образовании




ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

Кафедра Церковно-практических дисциплин

 

РЕФЕРАТ ПО ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

на тему:

 

Православное и светское образование

 

Автор: /Петухов Владислав/

 

 

г. Тобольск, 2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

Основная часть. 4

§ 1.1. Понятие о светском и православном образовании. 4

§ 1.2. Православное отношение к светскому образованию.. 7

Заключение. 9

Список литературы.. 11

 


 

Введение

 

 

Важным этапом в жизни каждого человека является время обучения в школе. Подходя к этому, так называемому, второму институту социализации, ребёнку предстоит расширить свой кругозор, встретить разных людей, иными словами - положить начало получению нового для него опыта взрослой жизни со всеми неведомыми ранее проблемами и реалиями. Это может стать настоящей проблемой для духовного мира юного христианина, ведь обучение в светской школе неизбежно знакомит с людскими пороками и нецерковным мировоззрением.

Ввиду этого, актуальность данной работы заключена в том, что для верующих людей важно разобраться в вопросе православного и светского образования. Ведь в наше время родители имеют обширные варианты для образования своих чад: общеобразовательные школы с различными уклонами по личным возможностям и талантам ребенка, православные гимназии и духовные училища.

Цель исследования – определить соотношение светского и православного образования.

Задачи:

1. Дать понятие светскому и православному образованию;

2. Выявить православное отношение к светскому образованию.

Структура работы: введение, основная часть, состоящая из 2 подпунктов, заключение и список литературы.


 

Основная часть

 

 

Понятие о светском и православном образовании

 

 

В Евангелии мы читаем такие слова Господа нашего Иисуса Христа: «…вы не от мира, но Я избрал вас от мира…» (Ин. 15:19). Это означает, что Бог ждет от Его Церкви, что она должна быть иной по отношению к миру, который «во зле лежит» (1 Ин. 5:19). На всех христиан это указание Бога налагает важную ответственность – не слиться с миром, живя в нем.

Как мы знаем, на мировосприятие юного и еще духовно не окрепшего человека, большое влияние оказывает школа и сверстники. Не секрет, что современные российские школы переживают множество проблем, связанных как с советским прошлым системы образования, так и постсоветскими реалиями жизни. Чтобы ответить на вопрос о соотношение светского и духовного образования, необходимо в первую очередь дать понятие тому, что мы понимаем под этими терминами.

В России понятие «светский» появляется не ранее XVII века. Со временем, оно начинает пониматься в значении «безрелигиозный». В деле просвещения светское (т.е. классическое и академическое) образование имеет ряд характерных особенностей:

1. Ограниченность сознания;

Светское образование, призванное давать современную научную картину мира, «неизбежно приводит человека к пониманию предела своего знания, открывает сознанию величие и мудрость мироздания, открывает неведомое как неизъяснимое логически и рационально» [7, С. 481]. Но по причине отрицания или неведения Божественной благодати, светская школа ставит границы на широту сознания человека, не раскрывая иную реальность мироздания.

2. Упадок нравов.

Ориентация системы образования на западные образцы приводит изменение в содержание учебного и воспитательного процесса. Например, сокращение предметов гуманитарного цикла, призванных закладывать фундамент мировоззрения молодого человека. Также не может не вызывать беспокойства современная тенденция на снятие со школы воспитательной функции, автоматически перекладывающая эти обязанности на родителей, у которых нет на это времени ввиду занятости на работе. В таком случае, воспитание ребенка, будущего гражданина пускается на самотек. Зная ситуацию в современных школах с употреблением табачных изделий, распитием спиртных напитков, ранними беременностями, самоубийствами и проч., эти негативные проявления, по-видимому, будут только набирать обороты.

При этом, созданный разрыв во имя свободы осложняет религиозное устроение школы. Кроме того, именно отделение школы от Церкви лишает православных христиан подлинной свободы вероисповедания. Также появление двойственности бытия современного христианина опять-таки вызывает беспокойство. Ведь ведение двойной жизни - на приходе и в светской школе, разрушает целостность человека, а между тем «нельзя быть христианином наполовину или время от времени, лишь в определенных сферах нашей жизни» [2, С. 12].

Данное описание мировоззренческих и нравственных реалий не призвано перекрыть все хорошее, что есть в светском образовании, хотя список этих характеристик можно и продолжать, но называет самые печальные и беспокойные для православных христиан свойства современной светской системы образования.

Православная педагогика, в этом смысле, напротив обладает массой инструментов для внутренней духовной работы с пороками и соблазнами. Благодаря широкому опыту духовной жизни, накопленному Православной Церковью, в отличие от светского образования, православное просвещение имеет характерный приоритет воспитательной работы. Русский профессор Константин Петрович Победоносцев так отзывается о православной школе: «Школа учит читать, писать и считать, но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его и бояться, любить Отечество, почитать родителей. Вот сумма знаний, умений и чувств, которые в совокупности своей образуют в человеке совесть и дают ему нравственную силу, необходимую для того, чтобы сохранить равновесие в жизни и выдержать борьбу с дурными побуждениями,… внушениями и соблазнами мысли» [6, С. 50].

Разумеется, и здесь существуют определенные проблемы. Основными проблемами православного образования сегодня являются:

1. Сложность организации учебного процесса;

Появление большого числа религиозных духовных учебных заведений в современной России еще не гарантирует исполнения главной характеристики – акцента на воспитательном процессе, ввиду необходимости выполнять учебные планы светского образования.

2. Отсутствие кадров.

Стремительное возрождение Православия в России после безбожного режима XX века не обеспечено профессиональными педагогами и воспитателями. У нынешних преподавателей в православных гимназиях элементарно нет необходимого опыта воспитания в духе православия. Для того чтобы его наработать необходимо время.

И все же, даже при названных проблемах, «способ обучения нравственности в православной школе иной, нежели тот, который присутствует и доминирует в современной светской школе» [4, С. 157].

Обозначив основные характеристики обоих понятий, сходства и различия, перейдем к разбору вопроса о том, как же относиться православному христианину к светскому образованию.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: