Методические указания студентам




Методические указания студентам

По выполнению самостоятельной работы

По педагогической практике (русский язык)

 

 

Чебоксары - 2012

Методические указания студентам

В ходе прохождения практики студент знакомится с деятельностью учебного заведения, работает над формированием собственных профессиональных навыков в ходе педагогической деятельности, а также собирает материалы и документы, необходимые для выполнения квалификационной работы (по индивидуальному плану) и подготовки к итоговой государственной аттестации по «Методике преподавания русского языка в школе».

В ходе самостоятельной работы студент в соответствии с этапами педпрактики:

- анализирует систему работы преподавтеля русского языка языка и кклассного руководителя, уроки коллег-практикантов (с последующим обсуждением);

- составляет развернутые планы уроков в зависимости от уровня учащихся;

- заполняет дневник педагогической практики, в котором кратко излагается содержание каждого посещенного урока (дневник систематически проверяется ведущим преподавателем как на первом, так и на втором этапе);

- отбирает и систематизирует конкретные примеры, иллюстрирующие теоретические положения методики работы над аспектами языка и видами речевой деятельности на разных этапах обучения, для последующего использования в ходе итоговой государственной аттестации по «Методике преподавания русского языка в школе».

Приложение 1.

 

 

Дневник студента – практиканта 5-го курса (форма)

ФИО

Курс _____________

Номер и адрес школы

ФИО школьного психолога

ФИО классного руководителя

ФИО руководителя практики

Сроки практики с по

Сведения о школе

Адрес школы

Телефоны

Директор

Зам. директора по УВР

Класс и № кабинета

 

Расписание уроков и звонков

звонки понед. вторник среда четверг пятница суббота
             
             
             
             
             
             

 

Характеристика класса

1. Социальный паспорт:

- всего уч-ся в классе:

- мальчиков;

- девочек;

- дети сироты;

- дети инвалиды;

- из малообеспеченных семей;

- на учете в школе;

- на учете в детской комнате милиции.

2. Успеваемость в классе.

3. Участие класса в общественных делах.

4. Формальные и неформальные лидеры в классе.

5. Участие родителей в жизни класса.

6. Психологические особенности учащихся класса.

 

Список учащихся класса (записать ФИО учащихся).

Сведения о прохождения практики (по предлагаемой форме).

 

Дата День недели Время Что сделано Результаты Примечание
           

Приложение 2.

 

1. ПЛАН ЗАПИСИ ПОСЕЩЕННОГО УРОКА

1. Дата.

2. Класс.

3. Учитель.

4. Предмет.

5. Тема.

6. Основные этапы урока и формы организации учителем учебной деятельности учащихся.

7. Методические комментарии (используемые методы, приемы, принципы обучения).

 

2. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА УРОКАМИ И ИХ АНАЛИЗ

Урок — это система организационной и учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленная на достижение цели и задач их общего (или специального) обучения, воспитания и развития в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Основополагающим принципом организации образовательного процесса в школе, наряду с теории с практикой, является принцип единства обучения, принципом связи обучения с жизнью, воспитания и развития учащихся на каждом уроке у каждого учителя.

При наблюдении за уроками и их анализе исследуйте наиболее полно их организационную сторону. Для этого особое внимание обратите прежде всего на следующее:

1. С помощью каких способов учитель создает деловой настрой у учащихся; какова мотивация школьников к обучению; из чего складывается атмосфера делового сотрудничества на уроке; как можно охарактеризовать стиль учителя в общении с учащимися — авторитарный, демократический, либеральный.

2. Степень готовности к уроку классного помещения (освещение, проветривался ли класс перед занятием, степень чистоты, состояние классной доски, оборудование, технические средства обучения).

3. Степень оснащенности учащихся к уроку (учебники, тетради, хрестоматии, дидактические материалы, тексты художественных произведений, канцелярские принадлежности и др.).

4. В каком физическом состоянии находятся учащиеся, включаются ли в работу на уроке сразу, сохраняют ли работоспособность в течение всего занятия; если нет — по какой причине (бодрость, активность, любознательность, внимание, желание работать на уроке, стремление к деловому общению или вялость, сонливость, угнетенное, подавленное состояние, пассивность на занятиях, нежелание общаться со сверстниками, рассеянность, плаксивость, стремление быть «в тени», не выделяться).

При наблюдении за уроками и их анализе оцените эффективность выбранных учителем методик проверки знаний, умений и навыков учащихся при опросе или проверке домашнего задания. Для этого особое внимание обратите на следующие моменты.

1. Выбор содержания материала для повторения.

2. Действенность и результативность методов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (индивидуальные, фронтальные беседы и др.).

3. Качество ответов учащихся (полнота, осознанность, связь с практикой, прочность, правильность).

4. Активность учащихся: сколько было опрошено, какими приемами пользовался учитель, чтобы привлечь внимание класса к ответам.

5. Объективность оценки знаний, умений, навыков школьников; аргументация учителя при оценивании ответа ученика (свернутая, малопонятная детям или подробная, развернутая); атмосфера, созданная учителем во время ответов школьников и оценки их знаний (доброжелательная, бодрая, ориентирующая на достижение успеха, комфортная для учащихся, стимулирующая к высказыванию своего мнения или напряженная, подозрительная, недоверчивая); учитывались ли учителем на этом этапе урока возрастные и индивидуальные особенности школьников.

6. Методы и приемы, используемые учителем для выявления и устранения пробелов в знаниях, умениях и навыках школьников.

При наблюдении за уроками и их анализе исследуйте эффективность выбора учителем содержания и методов изучения нового материала.

1. Какими способами и насколько удалось учителю подготовить учащихся к восприятию нового материала; как актуализировались опорные знания, умения; насколько эффективно осуществлялась мотивация учения школьников.

2. Каково содержание учебного материала (научность, связь с жизнью, посильность, воспитательное и развивающее значение).

3. Как происходит объяснение нового материала (система, логика, ясность, доступность, реализация межпредметных связей).

4. Насколько рационально использовались методы, приемы обучения (словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые методы). Было ли занятие обеспечено техническими средствами обучения.

5. Применял ли учитель различные способы повышения самостоятельности и активности школьников на уроке: учет возрастных и индивидуальных особенностей; раскрытие перспективы учебной деятельности; организация самостоятельной учебной деятельности; использование проблемного объяснения, постановка проблемных вопросов; введение заданий программированного характера (тетради с печатной основой); какие использовал предписания, памятки; уделял ли внимание формированию умений самопроверки, решению учебных задач в занимательной, игровой форме, включению школьников в соревнование в процессе учебной работы, осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей, использованию элементов новых инновационных педагогических технологий.

6. Насколько эффективно сочетались на уроке индивидуальные, групповые, общеклассные формы учебной работы.

7. Каким образом учитель обеспечивал на уроке атмосферу делового сотрудничества, доброжелательности, доверия, взаимопомощи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: