Западный тип цивилизации




Восточный тип цивилизации

Восточный тип цивилизации — в историческом плане первый тип цивилизации, сформировавшийся к III веку до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте.

Характерными чертами восточной цивилизации являются:

• традиционализм — ориентация на сохранение и воспроизводство сложившихся форм образа жизни;

• низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности;

• нравственная установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни;

• личностное начало не развито, общественная жизнь построена на принципах коллективизма;

• политическая организация жизни происходит в форме деспотии, в которой осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом;

• экономическая основа жизни — корпоративная и государственная форма собственности, основной метод управления — принуждение.

Западный тип цивилизации

Западный тип цивилизации (Европа и Северная Амери­ка).

Основными ценностями западной цивилизации являются:

• динамизм развития, ориентация на новизну;

• утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

• индивидуализм, установка на автономию личности;

• рационализм (утилитарное отношение ко всему, в том числе и к природе);

• идеалы свободы, равенства, терпимости, демократии;

• уважение к частной собственности.

На определенном этапе западная цивилизация приобретает характер техногенной цивилизации (начиная с ХV-ХVII вв. и до конца XX ст.). Для техногенного типа цивилизации характерна научная рациональность, быстрое изменение техники и технологии, научно-техническая революция, ускоряющееся обновление искусственно созданной человеком предметной среды. Все это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, формированием нового типа личности и становление двух типов общества: индустриального и постиндустриального.


типология цивилизаций.

Доиндустриальное общество иногда еще называется аграрным, традиционным, ему присуща ориентация на аграрный сектор экономики и хозяйства. В нем господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, оно отличается нединамичностью социальных изменений, главную роль здесь играют традиции, которые во многом регламентируют жизнь социума. Инновационные технологии в такой культуре если и встречаются, то выглядят скорее как исключение из правил.

Возникновение индустриальной цивилизации связано с переходом к промышленно развитому обществу, где господствует массовое рыночное производство. Оно предполагает создание крупной машинной промышленности, переход к фабричной организации труда и, как следствие, рост его производительности. В этом обществе «размывается» аграрный сектор, начинает доминировать промышленное производство, в результате чего активизируются процессы урбанизации. Наука становится системообразующим фактором общества, а научно-технический прогресс определяет возможности и перспективы социального прогресса. Данные процессы ведут к изменению места и роли человека в обществе, формируется буржуазно-демократический строй, для которого характерно провозглашение равных гражданских прав, нарастание демократических тенденций в социально-политической сфере.

 

 

В постиндустриальной (информационной) цивилизации доминирует так называемый «третий сектор» – сектор сферы услуг, где ведущую роль приобретают наука, образование, информация. На первый план выходят наукоемкие информационные технологии, оттесняя на задний план тяжелую промышленность. Господство собственности на средства производства постепенно сменяется правом на обладание информацией, благодаря чему формируется новая доминирующая социальная группа – профессионалов-управленцев. Постиндустриальному обществу присуща децентрализация экономики, эффективное антимонопольное законодательство. Компьютерные технологии широко представлены в основных сферах его жизнедеятельности.

Многие авторы отдельно выделяют современную цивилизацию как особый цивилизационный тип. Особенность современной цивилизации усматривают в происходящем процессе глобализации. Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Происходит все возрастающая унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Ее основой является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д.

Корни и предпосылки глобализационных процессов уходят в глубину истории, однако реальное их влияние на темпы и характер социокультурного развития мирового сообщества начинает обнаруживаться лишь к концу ХХ столетия.

Большинство ученых согласны в том, что важнейшими предпосылками глобализации в ее современном варианте явились:

· информационная революция, обеспечившая техническую базу для создания глобальных коммуникационных сетей;

· интернационализация капитала и ужесточение конкурентной борьбы на мировых рынках;

· дефицит природных ресурсов и обострение экологической ситуации во всем мире;

· демографические проблемы и хаотическая урбанизация;

· интенсивное развитие высоких технологий и антропологические рынки постиндустриальной цивилизации.

Результаты и последствия глобализационных изменений в современном мире весьма противоречивы и неоднозначны. Сегодня уже совершенно очевидно, что они могут не только способствовать позитивной интеграции мирового сообщества с целью преодоления вызовов и угроз техногенной цивилизации, но и создавать предпосылки для их дальнейшего обострения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: