Оригами в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога




В условиях реализации ФГОС основной целью деятельности психолога в образовательной организации является психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений. Наряду с диагностикой, просвещением и консультированием основным видом деятельности школьного психолога является коррекционно-развивающая работа.

Формирование личностно-значимых качеств и обеспечение благоприятных условий для успешного социально-психологического развития и самоопределения обучающихся на всех возрастных этапах – вот задачи, которые решаются психологом в ходе коррекционно-развивающих занятий. Коррекция, как правило, ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни и самопознание детей и подростков.

Современная литература предлагает практическому психологу большое разнообразие различных методических и содержательных подходов к проведению коррекционной и развивающей работы с детьми и подростками. Я уже на протяжении многих лет работаю по Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (авт. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова). Программа разработана в соответствии с ФГОС и представляет собой учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного». Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» включает в себя программу[2], пособие для педагогов [4], книгу для родителей [3] и рабочие тетради для обучающихся 2-11 классов.

Хочу поделиться опытом использования оригами в коррекционно-развивающей работе с детьми и подростками. Оригами (в переводе с японского «ори» - бумага, «ками» - складывать) − это искусство складывания фигурок из бумаги, пришедшее к нам из Японии. Есть разные техники оригами, но классическая фигурка складывается из одного листа бумаги, без использования ножниц и клея.

В качестве примера использования оригами в работе практического психолога приведу 5 класс. Основная задача педагога-психолога при работе с пятиклассниками – это осуществление психолого-педагогического сопровождение перехода обучающихся на новый уровень образования. Рабочая тетрадь «Познаю свои способности» [5] включает в себя несколько разделов на развитие психических процессов, как познавательных, так и эмоционально-мотивационных. Рассмотрим более подробно использование искусства оригами при изучении некоторых из разделов.

1. Моторика. Тренировка мелкой моторики.

Это самые первые занятия, где ребята знакомятся друг с другом, с психологом. И с техникой оригами. Во-первых, оригами позволяет заинтересовать детей занятиями. Во-вторых, дисциплинирует: развивает усидчивость, терпение, умение работать в тишине, внимательно слушать педагога. В-третьих, складывание фигурок из бумаги вырабатывает сложную координацию движений кисти, развивает навыки мелких и точных движений пальцев обеих рук, так как задействованы и правая и левая рука одновременно. Следовательно, повышает активность правого и левого полушарий мозга. В моей практике были ребята, которые не любят краски или боятся ими запачкаться (например, дети с расстройствами аутистического спектра). В работе с такими детьми оригами является хорошей альтернативой.

Стоит сделать акцент на том, что одной из причин успеха использования оригами на коррекционно-развивающих занятиях – это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли – из нее можно сложить множество интересных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому. Дети с удовольствием посещают психологические коррекционно-развивающие занятия во многом благодаря оригами. Им становится интересно, что мы будем изучать на следующем занятии, какую фигуру будем складывать, какую «оригами-игру» будем играть (названия оригами-игр придуманы детьми; я на них остановлюсь более подробно ниже).

2. Речь. Вербальные и невербальные средства общения.

Учеными доказано, что развитие мелкой моторики способствует и развитию речи. Поэтому в работе с дошкольниками особое место в работе с детьми отводится развитию мелкой моторики как залогу успешного речевого развития.

На коррекционно-развивающих занятиях расширяются коммуникативные способности. Игра «оригами-объяснялки» развивает умение четко формулировать мысли, объясняя вслух, как сделать, например, бумажную закладку для книжки в форме сердечка. Игра «оригами-обучалки»: практикуется взаимообучение, когда один ребенок учит других делать какую-то новую фигурку без схемы, основываясь только на словесном объяснении.

Оригами развивает умение следовать устным инструкциям. Дети учатся внимательно слушать устную инструкцию и четко следовать ей. Особенно полезен этот навык при обучении устным предметам. Со слов педагогов, ребята, посещавшие коррекционные занятия с психологом, практически никогда не переспрашивают устные задания, данные педагогом на занятии, и с первого раза правильно все выполняют.

При изучении невербальных средств общения проводим «немые диктанты»: один из детей получает задание освоить складывание фигуры (можно по желанию), затем на занятиях молча, без комментариев, составляет ее, так, чтобы детям было хорошо виден процесс, а ребята повторяют его действия, воспринимая их визуально.

3. Внимание. Концентрация внимания. Переключение внимания.

Складывание даже самой простой фигурки требует внимания и концентрации. Из опыта работы с детьми синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) могу смело говорить о том, что неоценимую помощь в развитии усидчивости, а также умения концентрировать внимание на воспринимаемом образе сыграло использование техники оригами. Чтобы хорошо сложить фигуру оригами, необходимо точно следовать схеме и постоянно оценивать свою работу. Здесь мы уже видим коррекционное воздействие в плане регулятивных универсальных учебных действий. Приобретенные навыки саморегуляции являются очень важными для неусидчивых детей, и в дальнейшем помогут им лучше учиться. Примечательно, что даже дети, склонные к деструктивному поведению, могут заниматься оригами и увлечься им настолько, что успешно завершают свою фигурку.

4. Мышление. Виды мышления.

На занятиях дети узнают, какой вид мышления у них преобладает: наглядно-образное или словесно-логическое. Складывание разнообразных фигурок из бумаги способствует развитию пространственного мышления. В процессе складывания фигурок ребята незаметно для себя решают серьезные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают разные виды треугольников и многогранников, изучают пропорции. Некоторые дети признаются, что даже представить не могли какие фигурки можно сложить из бумаги, а иногда и не верят, что какая-то сложная фигурка сделана из одного листа без ножниц и клея. Это позволяем им не пугаться сложных задач, и смело браться за их выполнение.

Игра «оригами-угадайки» дает детям возможность продемонстрировать уровень своего мышления: по готовой картинке без схемы попробовать сложить новую фигурку. Интересна детям и игра «оригами-сочинялки», где искусство оригами способствует развитию нестандартного мышления.

5. Память. Виды памяти.

В ходе занятий ребята узнают, какой вид памяти у них преобладает: зрительная, слуховая, словесно-логическая. Также узнают, что память бывает кратковременной и долговременной. Игра «оригами-повторялки» помогает вспомнить складывание базовых форм. Игра «оригами-догонялки» вносит соревновательный элемент: быстрее остальных вспомнить, как сложить ту или иную фигуру. Игра «оригами-вспоминалки» рассчитана на долговременную память, где ребятам предлагается вспомнить, какие фигурки оригами когда-то складывали, и попробовать повторить (например, которым научились в летнем детском оздоровительном лагере). Игра «оригами-запоминалки» тренирует зрительную память: сначала дети внимательно изучают графическую схему, а потом по памяти пробуют сложить фигурку.

В 6 классе актуальной задачей психолога при коррекционно-развивающей работе с детьми становится развитие у детей способности к восприятию себя самого, другого человека, а также построению взаимоотношений в социуме. Рабочая тетрадь «Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми» [6].

1. Радуга эмоций и чувств.

Оригами – идеальное занятие для развития эмоциональной устойчивости. Ни для кого не секрет, что не все фигурки и далеко не у каждого человека могут получиться с первого раза. Это может раздражать, разочаровывать, даже злить. Оригами помогает развивать устойчивость к стрессам и терпимость к своим неудачам. Если фигурка у ребенка не получается, я прошу его закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов, а затем попробовать еще раз или обратиться за помощью. Затем я говорю ему, что это можно сделать, когда сталкиваешься с похожими ощущениями, например, в решении домашних заданий. Эти простые техники саморегуляции ребенок быстро усваивает, и такой навык не дает ему просто сдаться при встрече с трудностями.

2. Самооценка. Адекватная, заниженная, завышенная.

Все встает на свои места, когда приходит «время оригами». Здесь нет отстающих: все делают одновременно, по схеме. Здесь все зависит от тебя, от твоих стараний: складывал аккуратно и старательно – получилась красивая фигурка. Как приятно видеть блеск в глазах детей, когда им удалось сложить оригами. Как появляется уверенность в себе у ребят, которые учат складывать новую фигурку педагога, выступающего в роли ученика. С каким воодушевлением ребенок объясняют схему своему товарищу. Как приятно видеть гордость ребенка, забирающего сделанную своими руками фигурку оригами, чтобы показать ее родителям и друзьям.

3. Сотрудничество.

Совместная деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров – кусудам - требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с детьми.

Возможности использование оригами в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога поистине безграничны. Раз попробовав, невозможно отказаться.

Использованная литература:

1. Афонкин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. – СПб.: Кристалл, 2008. – 201с.

2. Бузруких М.М, Филиппова Т.А., Макеева Г.В. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. – М.:Вентана-Граф, 2012. – 48с.

3. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Книга для родителей. М.: Вентана-Граф, 2012. – 32с.

4. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Пособие для педагогов и родителей. М.: Вентана-Граф, 2012. – 66с.

5. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Познаю свои способности: Рабочая тетрадь для 5 класса. М.: Вентана-Граф.2012.- 54с.

6. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми: Рабочая тетрадь для 6 класса. М.: Вентана-Граф.2012. – 50с.

7. Долженко Г.И. 100 оригами. – М.:Просвещение, 2006. – 250с.

8. Оригами. Искусство складывания из бумаги. – М.:Юрайт – Издательство, 2007. – 197с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: