ГЛАВА 3 «Ковалевский М.М.»




Максиме Максимович Ковалевской. К этому человеку по праву применимы эпитеты: блестящий, выдающийся. Широк круг его интересов: история, право, социология, политология. Сейчас, когда в нашей стране возрождается цивилизованная политическая и общественная жизнь, особую ценность приобретают уроки деятельности Максима Максимовича, его работа в 1-й Государственной Думе и Государственном Совете.

Максим Максимович Ковалевский родился 27 августа 1851 года (по старому стилю) в состоятельной дворянской семье.

Род Доленго-Ковалевских, к которому принадлежал Максим Максимович, перешел из Польши в Россию в 1650 году и осел в Харьковской губернии. отец Ковалевского, тоже Максим Максимович, был полковником Кирасирского полка и участвовал в Отечественной войне 1812 года и в войнах 1814 - 1815 годов.

После выхода в отставку Максим Максимович старший поселился у себя в имении в Харьковском уезде и стал заниматься хозяйством. Он 25 лет предводительствовал у себя в уезде, возложив воспитание сына на свою жену, Екатерину Игнатьевну, которая была на 25 лет моложе его. Это была умная и необыкновенно сердечная женщина, получившая хорошее эстетическое воспитание. Она всецело посвятила себя заботам о сыне и была его первым учителем чтения и письма. Со своей стороны Максим Максимович отвечал матери нежной привязанностью и сердечной преданностью, он сохранил к ней любовь неизменной в течение всей своей жизни. Педагогический талант Екатерины Игнатьевны рано развил в нем вкус к истории и этнографии. Немецкому и французскому языкам его обучали гувернантки. Был также приглашен гувернер, швейцарец, с которым он прошел на французском языке курс древней и средней истории, мифологии и истории французской литературы.

Вскоре после смерти отца, Екатерина Игнатьевна собралась отдать Максима Максимовича в гимназию, но он оказался совершенно неподготовленным, так как не знал латинского языка, славянской грамматики и некоторых отделов Закона Божьего. Имевшихся знаний едва хватало для поступления в З-й класс. Возможность оказаться среди малышей задела самолюбие четырнадцатилетнего мальчика, и, после упорного труда в течение зимы, он в 1865 году блестяще выдержал экзамен в 5-й класс З-й Харьковской гимназии. Ковалевскому была присуща способность глубоко и основательно изучать всякий предмет, он явно находил удовольствие в самом процессе изучения, в преодолении встречающихся при этом трудностей. Гимназический курс Максим Максимович закончил блестяще и получил золотую медаль.

По окончании гимназии в августе 1868 года Ковалевский поступил в Харьковский Университет. При этом ему даже пришлось "схитрить", так как он не достиг еще 17 лет. В 1871 году Максим Максимович окончил университет со степенью кандидата прав и был оставлен по инициативе Д.И. Каченовского при университете на кафедре государственного права европейских держав после представления работы "О конституционных опытах Австрии и чешской национальной оппозиции" (много лет спустя эта работа с измененным названием была напечатана в "Вестнике Европы"). Выдержал при Московском Университете магистерский экзамен и затем защитил диссертацию. С 1877 года по 1887 год Максим Максимович.читал лекции в Московском Университете по конституционному праву, истории древнего уголовного права, истории сословий на Западе и в России, сравнительной истории семьи и собственности.

Устранение Максима Максимовича поразило всю Москву и вызвало волнения среди студентов. Ковалевский был очень возмущен таким актом насилия и заявил, что он уезжает за границу и не вернется жить в Россию, покуда в ней не будет введен конституционный строй, осуществлению которого он решил содействовать всеми силами.

Семнадцать долгих лет провел Максим Максимович вне родины. Он не был в настоящем смысле изгнанником или эмигрантом.

Максим Максимович вступил в число членов Международного Института Социологии, стал его вице-председателем в 1895 году и председателем в 1907 году. Он являлся одним из активных членов Общества Социологии в Париже, постоянным сотрудником журнала "Revue internationale de sociologie" и оказал материальную поддержку этому изданию. Результатом его интереса к вопросам социологии, в тесном смысле этого слова, явились сочинения: "Современные социологи" и двухтомник "Социология".

Научные работы и чтение лекций на иностранных языках и в иностранных университетах не могли, однако, удовлетворить Ковалевского: его тянуло читать лекции на русском и для русских. Вот почему он с радостью взялся за организацию Русской высшей школы Общественных Наук в Париже. Открытие школы состоялось. 1 ноября 1901 года.

Днем торжества для него стало 17 октября 1905 года, когда он был избран в Первую Государственную Думу. Почти по каждому возникавшему на заседаниях вопросу он выходил на кафедру и в ярких красках давал справки из истории парламентаризма и из действующего законодательства Англии, Америки и Франции. Например, он очень ярко и образно представил депутатам, в чем заключается отличие политической ответственности от ответственности уголовной* и как вторая никогда не может заменить отсутствие первой.

Максим Максимович стал инициатором поручения комиссии по составлению наказов выработать форму выражения сочувствия Думы институту третейского разбирательства в международных делах. Он первым откликнулся на телеграмму из Лондона, в которой 326 членов старейшего в мире парламента приветствовали членов Думы и приглашали на межпарламентскую конференцию. В Думе не было сомнений, что Ковалевский должен присутствовать на этой конференции.

Максим Максимович выступал и по самым жгучим вопросам, обсуждавшимся в Первой Думе - о смертной казни и об амнистии. По вопросу о неприкосновенности личности он работал в комиссии. Разработка наказа по этому вопросу производилась под его председательством. Знамениты его выступления по вопросу о свободе собраний и по вопросу о положении печати. Значительная часть его работы проходила в комиссии законодательных предложений, куда он постоянно избирался в начале каждой сессии. Ковалевский подходил к законодательной деятельности с научной точки зрения. Так он неоднократно разъяснял права законодательных учреждений и условия их деятельности. Максим Максимович советовал лечить больные общественные порядки не наскоро, не в смутные времена, а в эпохи относительного затишья, предусмотрительно и основательно. Смущала его также и медлительность законодательства.

Для Максима Максимовича наступил новый период жизни. Ему довелось целые 10 лет быть в самом центре государственных законодательных и политических дел, сперва в качестве члена Государственной Думы, затем - Государственного Совета. Но прежние симпатии к профессуре влекли его к преподаванию в высших учебных заведениях. Он читает лекции в Петроградском Университете, на Высших Женских Курсах, в Политехническом институте и в Психо-Неврологическом институте. Научные вопросы также занимали Максима Максимовича: он продолжает работать и создает ряд научных трудов. Научные интересы Ковалевского были широки и разносторонни. Они были навеяны основными проблемами современной ему русской действительности но преломлялись, главным образом, сквозь призму зарубежного исторического опыта. Часть этих работ ("История полицейской администрации и полицейского суда в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда III", "Общественный строй Англии в конце средних веков* и др.) была посвящена политическому и социальному развитию средневековой Англии, к изучению которого Ковалевский приступил первым в ряду видных русских историков - П.Г. Виноградова, Д.М. Петрушевского, А.Н. Савина. Уже в первой из этих работ Максим Максимович ставил своей задачей проследить влияние экономического прогресса и обусловливаемого им развития сословий и классов на организацию общественных и государственных учреждений. Во второй он исходил из того, что земельная собственность является "одним из материальных фундаментов всякого господства, общественного и политического".

Французский Институт выбирает его своим членом-корреспондентом, а Русская Академия Наук - ординарным академиком.

Вся жизнь Максима Максимовича свидетельствует о большом уме этого человека и необычайных качествах его души. Поэтому Максим Максимович навсегда останется примером достойнейшего ученого и общественного деятеля.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чем дальше развивается та или иная наука, чем больше накапливает она свое положительное знание, тем большее значение приобретают в ней общие теоретико-методологические вопросы и тем большее внимание закономерно привлекают они у исследователей и преподавателей соответствующей научной дисциплины. Это относится к любой отрасли научного знания, но особенно к тем, которые "отпочковались" сравнительно недавно и утвердились на стыке разных наук. К числу таких, как известно, относится и социология права, в рамках которой особенно широко и глубоко проявляется взаимодействие социологии и правоведения.

В работе рассматривается вопрос о Русской социологии права и ряде ученых без которых было бы не возможно формирование данной дисциплины. Что же характерезует социологию права и как должна формироваться, как социологическая дисциплина (отдельная отрасль общей социологии), и как юридическая дисциплина (отдельная отрасль юридической науки). Это положение аргументируется примерами из работ и утверждений отдельных исследователей социологии права, крупными социологами, философами и юристами Х1Х-ХХ вв. как зарубежных, так и отечественных. Рассматриваются, в частности, легистско-позитивистские и либертарные подходы к социологии права. Делается вывод об объективной социальной природе права. Под правом в его социологическом выражении понимается форма осуществления социальных интересов по принципу формального равенства. Социальные интересы реализуются в правовой форме лишь тогда, когда свобода в реализации интересов одного субъекта допускает равную меру свободы реализации интереса другого субъекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: