Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
1) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;
2) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;
Навыки критического отношения вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.
Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.
Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются:
обсуждение практических заданий и и контрольных вопросов;
выполнение контрольных заданий и обсуждение результатов;
участие в дискуссии по проблемным темам дисциплины и оценка качества анализа проведенной научно-исследовательской работы;
подготовка докладов и презентаций;
обсуждения законодательных, правовых и нормативных актов.
Промежуточный контроль (экзамен) проводится в устной и письменной форме в виде ответов на вопросы билета.
В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, творческая работа, итоговое испытание. Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.
Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене), так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.
Описание всех возможных форм обучения представлено в Приложении 7 «Методические рекомендации по организации учебной деятельности» к ООП ««Государственное и муниципальное управление»».
Основные понятия по курсу
Автоматизированная информационная система - это организационно-технический комплекс, во-первых, функционирующий на основе ЭВМ и технических средств связи рабочих мест пользователей с ЭВМ, во-вторых, обеспечивающий сбор, хранение, актуализацию и обработку информации в целях поддержки какого-либо вида деятельности.
Автоматизированная информационная технология (АИТ) понимается системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операции сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которого информация предлагается клиентам.
Автоматизированное рабочее место специалиста (экономиста, бухгалтера) – это программно- технический комплекс индивидуального или коллективного пользования, предназначенный для автоматизации работ по подготовке, редактированию, вычислительной обработки цифровой текстовой информации и организации взаимодействия работника – пользователя с ПЭВМ в режиме диалога при решении задач.
База данных (БД) - это специальным образом организованное хранение информационных ресурсов в виде интегрированной совокупности файлов, обеспечивающей удобное взаимодействие между ними и быстрый доступ к данным.
Банк данных (БнД) - это автоматизированная система, представляющая совокупность информационных, программных, технических средств и персонала, обеспечивающих хранение, накопление, обновление, поиск и выдачу данных. Главными составляющими банка данных являются база данных и программный продукт, называемый системой управления базой данных (СУБД).
База знаний - ядро экспертной системы, совокупности знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному).
Входная информация - это информация, подлежащая обработке.
Выходная информация - это информация, которая является итогом обработки.
Жизненный цикл - период создания и использования АИС и АИТ.
Интерфейс - это свод правил по взаимодействию между функциональными компонентами, расположенными в нижних уровнях сети и входящими в одну и ту же систему.
Инструментальное программное обеспечение - это категория программных средств, которые используются для новых программных продуктов, обеспечивают общение пользователя с ПК, расширяют и дополняют возможности стандартных операционных систем
Информационная база – это совокупность всех данных, подлежащих накоплению, хранению, обработке, выдаче в установленном порядке.
Информационная технология – это, во-первых, совокупность технических и технологических средств обработки информации, во-вторых, совокупность процессов циркуляции и переработки информации, в-третьих, описание этих процессов, объектами переработки и циркуляции являются информация, данные.
Информационно-вычислительной сетью принято называть сеть, вершинами (узлами) которой являются пункты пользователей сети и центров информационного обслуживания, оснащенные компьютерным оборудованием, оборудованием связи, коммутации и передачи данных, а дугами являются каналы связи и линии передачи данных.
Классификация экономической информации - упорядоченное расположение значений ее единиц в задаваемой последовательности.
Кодирование – это процесс присвоения условных обозначений объектов классификации и классификационных группировок.
Коэффициент стабильности - это отношение числа оставшихся неизменными за определенный период времени (цикл управления) значений к полной их номенклатуре данной информационной совокупности к началу периода (т.е. до ее изменения).
Макет – это условленная система перенесения данных с документа на какой-либо машинный носитель.
Массив - информационная совокупность, включающая в себя множество показателей, либо реквизитов, либо сообщений одной формы, но с различными значениями.
Метод кодирования - это совокупность правил, по которым строится кодовое обозначение объекта.
Новая Информационная технология - совокупность внедряемых в системы организационного управления принципиально новых средств и методов обработки данных, которые представляют собой целостные технологические системы и обеспечивают целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами.
Операционная система (ОС) - комплекс программ, который задаёт методы, предоставляет средства работы с вычислительным комплексом и другим прикладным программам, определяет диапазон доступных возможностей и программных средств.
Переменная информация - это информация, которая отличается частой сменой своих значений и ее коэффициент стабильности меньше 0,8.
Подсистема - это часть системы, выделенная из нее по какому-либо признаку, обладающему определенной самостоятельностью, и имеющая основные свойства системы.
Показатель - логическая совокупность одного реквизита – основания и нескольких реквизитов – признаков.
Постоянная информация - это информация, которая не изменяет свои значения, и ее коэффициент стабильности равен 1.
Представление экономической информации - фиксирование определенным образом, чтобы можно было с ней оперировать в процессах управления.
Прикладное программное обеспечение - это программы, с помощью которых выполняется конкретная работа, и решаются конкретные задачи.
Проектирование носителей исходной информации - это разработка форм и содержания первичных документов, отвечающих требованиям автоматизированной обработке данных.
Протокол информационной сети - это документ, однозначно определяющий взаимодействия одноименных уровней работающих друг с другом абонентов.
Рабочий проект - это техническая документация, утвержденная в установленном порядке, содержащая уточненные данные и детализированные общесистемные проектные решения, программы и инструкции по решению задач, а также уточненную оценку экономической эффективности автоматизированной системы управления и уточненный перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению.
Результативная информация - сведения, полученные в процессе решения задач, и используется работниками управления для планирования, учета, контроля, анализа и принятия решений.
Реквизит - наименьшая неделимая (без потери смысла) информационная единица, которая характеризует отдельные свойства сущностей: время свершения события (процесса и т.п.), место, т. е. характеризует качественную и количественную стороны предмета, процесса.
Сервисное программное обеспечение - это программы позволяют делать то, что не умеет делать операционная система, либо выполняет это иначе (желательно лучше, быстрее, качественней).
Система – это множество элементов, образующих некоторую целостность и находящихся в определенном взаимодействии между собой.
Системное программное обеспечение - это программная оболочка, позволяющая легко пользоваться его возможностями.
Сообщение - информационная единица, состоящая из одних реквизитов-признаков, объединенных одним из них, называемым ключевым.
Технический проект системы - это техническая документация, утвержденная в установленном порядке, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач, а также оценку экономической эффективности автоматизированной системы управления и перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению.
Условно-постоянная информация - это информация, которая сохраняет свои значения длительный период и ее коэффициент стабильности равен от 0,8 до 1.
Экономическая информация - совокупность данных (сведений), используемая при осуществлении функций управления народным хозяйством и его отдельными звеньями.
Экспертные системы - это компьютерные прикладные системы искусственного интеллекта, в которых используется база знаний.
8.3. Оценка качества подготовки по дисциплине (модулю)
Описание показателей и критериев оценивания уровней освоения компетенций, а также шкала оценивания представлены в таблицах 10 и 11.
Таблица 10-Описание показателей и критериев оценивания компетенций
Критерии | Показатель | Уровень освоения компетенции |
допущены грубые ошибки в расчетах или аргументации ответов; обучающийся допустил грубые теоретические ошибки, не владеет навыками определения категориального аппарата. | - выполнено менее 50% заданий | Допороговый уровень |
допущены ошибки в расчетах или аргументации ответов; студент показал удовлетворительные знания по предмету; студент допускает ошибки в использовании терминологического аппарата | - обучающимся выполнено от 50% до 65% заданий, | Пороговый уровень I |
допущены незначительные ошибки; обучающийся показал хорошие знания по предмету и владение навыками систематизации материала; ответы полные, обстоятельные, но неподтвержденные примерами; проявляет умение обобщать, систематизировать и научно классифицировать материал; обучающийся показывает достаточную общетеоретическую подготовку, допуская погрешности в использовании терминологического аппарата. | - обучающимся выполнено от 65% до 80% заданий | Пороговый уровень II |
представлены позиции разных авторов, их анализ и оценка; терминологический аппарат использован правильно, аргументировано; ответы полные, обстоятельные, аргументированные, подтверждены конкретными примерами; обучающийся проявляет умение обобщать, систематизировать и научно классифицировать материал | Обучающимся выполнено более 80% заданий полностью и самостоятельно | Повышенный уровень |
Таблица 11 -Шкала оценивания уровня сформированности компетенций
Уровень сформированности компетенций | Количество баллов | Оценка уровня подготовки | Вербальный аналог |
Допороговый уровень | До 50 баллов | Неудовлетворительно | |
Пороговый уровень I | От 51 до 60 баллов | Удовлетворительно | |
Пороговый уровень II | От 61 до 80 баллов | Хорошо | |
Повышенный уровень | От 81 до 100 баллов | Отлично |
Общий бюджет оценки уровня сформированности компетенций по дисциплине, модулю составляет 100 баллов.