Что такое «сдвиг мотива на цель»? Какие перспективы открываются при изучении этого феномена?




Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.

Сдвиг мотива на цель - механизм формирования новых мотивов, автор А.Н. Леонтьев -. Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому - то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.

Пример

Ученик готовится к экзамену. Изначально он читает книгу, потому что перед ним есть четкая цель (или даже необходимость): сдать экзамен. Предмет может и не нравиться ученику, но он внимательно читает данную книгу. Данное действие не имеет внутренней мотивации, оно направлено на нечто другое. Если этому ученику сказать, что экзамен отменяется, он сразу же перестанет читать неинтересный предмет. Но если по ходу чтения и подготовки ответов у ученика возник интерес к данному предмету, новость об отмене экзамена не остановит его. В этом случае как раз и произойдет сдвиг мотива на цель: то, что изначально не являлось привлекательным и было необходимо лишь в силу других обстоятельств, теперь приобретает собственную значимость, то есть становится самоценным для человека. Изначальный мотив сдачи экзамена сдвигается во втором случае на сам процесс чтения.

 

6. Какие классификации потребностей используются в психологической диагностике? Какие из них могут быть в дальнейшем использованы дя разработки методов эмпирического исследования? Аргументируйте свою точку зрения.

Идеологом и автором другой классификации потребностей является А. Маслоу, который опирался на принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящий, что прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.

Классификация по А. Маслоу выглядит следующим образом:

· физиологические потребности: голод, жажда, сексуальность и т. п. – в той мере, в какой они обладают гомеостатической и организмической природой;

· потребности в безопасности: безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности;

· потребности в социальных связях: потребности в любви, нежности, социальной присоединенности, идентификации;

· потребности самоуважения: потребности в признании, одобрении;

· потребности самоактуализации: реализация собственных возможностей и способностей; потребность в понимании и осмыслении.

· Как видим, иерархия потребностей начинается с физиологических потребностей. Далее следуют потребности безопасности и потребности в социальных связях, затем потребности самоуважения и, наконец, самоактуализации. Самоактуализация может стать мотивом поведения, лишь когда удовлетворены все остальные потребности. В случае конфликта между потребностями различных иерархических уровней побеждает низшая потребность.

· Потребности низших уровней А. Маслоу называл дефицитарными, а высших – потребностями роста.

· А. Маслоу указывал, что существуют различия между низшими и высшими потребностями. Вот некоторые из них:

· 1. Высшие потребности генетически более поздние.

· 2. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.

· 3. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т. д.

· 4. Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные.

· 5. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, чаще приносит счастье, радость и обогащает внутренний мир.

· И.А.Фурманов (1998), опираясь на идею взаимодействия индивида и среды как основу эффективной адаптации предлагает следующую классификацию потребностей):

· 1. Потребность в физическом совершенствовании. Доминирование данной потребности свидетельствует о направленности на приобретение жизненно необходимых физических качеств, развитие силы, ловкости, выносливости и др.

· 2. Потребность в духовном совершенствовании. Эта потребность может указывать на стремление человека к овладению культурными и общечеловеческими ценностями, ориентацию на эстетические, этические и моральные стандарты.

· 3. Потребность в трудовой деятельности. Доминирование этой потребности свидетельствует об активном стремлении участвовать в трудовой деятельности при условии справедливой оплаты ее результатов. Данная потребность может выступать мерилом профессиональной адаптированности человека, ибо материальная заинтересованность в своем труде и ощущение социальной справедливости при вознаграждении его результатов — основа сознательного отношения к трудовой деятельности.

· 4. Потребность в дружбе. Указывает на стремление найти настоящих, отзывчивых друзей, способных прийти на помощь в трудную минуту.

· 5. Потребность в эмоциональной близости. Свидетельствует о желании встретить человека, с которым можно поделиться сокровенными мыслями.

· 6. Потребность в уважении и поддержке со стороны окружающих. Доминирование этой потребностей свидетельствует о необходимости признания и получения уважения и поддержки от ближайшего окружения.

· 7. Потребность в развлечениях. Являетсяестественным стремлением человека снять психическое напряжение, расслабиться и получить положительные эмоции. Понятно, что желание весело проводить свободное время, найти развлечение по душе можно удовлетворить различными путями.

· 8. Потребность в комфорте. Эта потребность указывает на стремление к благоприятному жизнеобеспечению, материальному благополучию и душевному спокойствию.

· 9. Потребность в познании. Посиле этой потребности можно судить об устремлениях к получению прочных знаний и образования. Основной характеристикой потребности в познании является любознательность. Обычно она выражается в интересе к определенному кругу предметов, склонности к глубокому изучению той или иной области знаний, любви к чтению книг и специальной литературы.

· 10. Потребность влидерстве. Свидетельствует о стремлении к первенству и доминированию. Может выражаться в попытках контролировать, оказывать влияние и направлять действия окружающих, а также подавлять и ограничивать активность других.

· 11. Потребность в противоположном поле. Интерес к вопросам секса у большей части людей естествен и понятен. Однако доминирование данной потребности не следует оценивать однозначно и объяснять только биологически обусловленными устремлениями к установлению половых отношений. Стремление пользоваться популярностью, вниманием и благосклонностью у лиц противоположного пола часто имеет и более широкий, социальный смысл.

· 12. Потребность в оказании помощи окружающим. Она лежит в основе стремлений к сопереживанию окружающим и проявлению милосердия. Доминирование этой потребности характеризует человека как всеобщего утешителя, друга страждущих, скорбящих и нуждающихся, а также свидетельствует о желании заботиться о других, оказывать моральную и материальную поддержку.

· 13. Потребность в достижениях. Свидетельствует о желании преодолеть, побороть, опередить других, сделать что-то быстрее и лучше их, достичь высокого уровня в каком-либо деле, быть последовательным и целеустремленным. Необходимо отметить, что поведение, ориентированное на достижение, может побуждаться мотивами двух видов: достижение успеха и избегание неудачи. В принципе нет таких людей, которых не волновали бы собственные успехи и не тревожили неудачи в зависимости от того, какие мотивы у них преобладают и как осуществляется выбор тактики действий.

· 14. Потребность в автономии. Характеризуется как стремление к получению самостоятельности и независимости.

· 15. Потребность в престиже. Доминирование этой потребности характеризуется стремлением подростка к получению признания окружающих, желанием покорить других, привлечь к себе внимание, удивить своими достижениями и личностными качествами. Отличительной особенностью также является жажда популярности, достижение высокого социального статуса. Кроме того, это может свидетельствовать и о высоком уровне притязаний.

· 16. Потребность в престиже следует рассматривать вместе с другими побуждениями, например, с потребностями в трудовой деятельности, духовном совершенствовании, познании, поскольку, как показывает практика, притязания учащихся в сфере образования, социального продвижения, трудовой деятельности и материального благополучия зачастую сильно завышены. Они хотят слишком многого и слишком быстро. При этом высокий уровень социальных и потребительских притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем знаний и умений. У многих подростков понятие "больше иметь и получать" не сочетается с психологической готовностью прилагать к достижению поставленной цели соответствующие адекватные усилия. Такое иждивенчество грозит большими жизненными разочарованиями, сильной степенью дезадаптации со всеми вытекающими последствиями: чувством неполноценности, потерянности, ненужности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: