А) Родина в лирике Ахматовой.




Судьбу свою А.А. навсегда связала с судьбой родной земли. И, когда после революции пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, громко в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…» Она понимала величие целей революции, но их утверждению не могла способствовать жестокость, которая выдавалась за самое действенное средство утверждения добра и справедливости.

Горечью наполнены ее стихи, порожденные временем, когда во имя высоких идеалов были бессмысленно порушены многие человеческие судьбы, растоптаны жизни:

«Не бывать тебе в живых,

Со снегу не встать.

Двадцать восемь штыковых,

Огнестрельных пять.

Горькую обновушку

Другу шила я.

Любит, любит кровушку русская земля»

Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля. О чем молит судьбу Анна Ахматова в стихотворении “Молитва”?. (Она молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет)

Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. Любовь к ней проверяется всей жизнью, но и смерть - убеждена Ахматова – не способна оборвать связь между человеком и родной для него землей:

«В заветных ладанках не носи на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим,

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею».

Возвышенное отношение к земле, когда она воспринимается как Отчизна, демонстративно отвергается. Этот ряд отрицаний (не носим…, не сочиняем) откровенно адресован «покинувшим землю». Слово «прах» относится в равной степени и к земле и к человеку. Почему?

Б) Всей жизнью своей она связана с Петербургом, с Царским Селом. Навсегда была привязана к величественному городу на Неве, о котором сказала когда-то: «Был блаженной моей колыбелью Темный город у грозной реки И торжественной брачной постелью, Над которой держали венки Молодые твои серафимы, - Город, горькой любовью любимый». У Ахматовой свой Петербург:средоточие величия России, воплощение творимой человеком красоты.. С ним связывается заветное в жизни, вырывается восхищенный возглас: «Как площади эти обширны, Как гулки и круты мосты!» Сердце пронзает сладкой болью созерцание Летнего сада: «Я к розам хочу в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград». Для героини ахматовской лирики город одушевлен, он свидетель и участник ее жизни, между человеком и городом возникает очень близкая связь. И поэтому каждая черточка его облика – это деталь, подробность ее судьбы.

Анализ стихотворного текста А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» (реализация индивидуального задания)

Стихотворение А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» написано ей в 1913 году. Оно вошло в сборник «Четки», выпущенный в 1914 году. Это вторая книга стихов поэтессы. Как писала сама Анна Андреевна в статье «Коротко о себе», «жизни ей (книге) было отпущено примерно шесть недель. В начале мая петербургский сезон начал замирать, все понемногу разъезжались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а вПетроград, из XIX в. Попали в XX, все стало иным, начиная с облика города». Необходимо также отметить, что в эти годы Ахматова принадлежала к акмеизму, литературному течению, сплотившему больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову. Акмеизм этих лет генетически был связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Ахматова в стихах этого периода пыталась заново открыть ценность человеческой жизни, простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Главная тема раннего творчества поэта – любовь. Чувство это проявляется драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». Любовь уже в ранних ее сборниках – чувство абсолютно земное, лишенное лирической потусторонности. Красота реального, вещного мира – философия акмеизма.

Любовь в «Стихах о Петербурге» - любовь спокойная, непоколебимая, свободная, а от того и счастливая. Любовь утолена. Но участник любви двоих – Петербург, им определяется ее нетленность. Ахматова писала, что в ее сознании было несколько Петербургов. Один из них был связан с именем Ф.М. Достоевского, а другой – может быть вот этот, рождающийся сейчас, в этих стихах. Этот Петербург дарит блаженство, утоляющее любовь, и надежно хранит память о ней. Летний сад, Исакий, «конь великого Петра», Галерная – все величественные места города связаны с моментами ее свиданий с любимым.

Реальный образ города передается мерным ритмом стиха, и «сердце бьется ровно, мерно». Это подчеркивает стройную гармонию между душевным состоянием героини и строем петербургских пространств. Все строго, высоко, непоколебимо, на века. И лексика архаично высока: «облаченье», «грозное нетерпенье», «блаженный миг чудес».

Правда, надо отметить, что в этих стихах присутствует и сочетание разговорной или повествовательной интонации с патетическими восклицаниями, местами приближающими к речитативному фольклору – к частушкам и причитаниям: «Ах, своей столицей новой недоволен государь».

Но Петербург, «горькой любовью любимый», здесь еще не весь. Зловеще чернеют трубы, «душный и суровый» ветер сметает с них гарь – а на этом фоне Исакий из «литого серебра» и «стынет в грозном нетерпеньи конь великого Петра», Медный Всадник – кошмар пушкинского героя - Все навевает мысль о вечной красоте и вечном покое, о блаженной любви и возмездии – все как бы на границе жизни и смерти, незабвенности и гибели. Петербург – город Ахматовой, столица ее поэзии. Он входит в ее стихи на правах вечного героя. Сердечной близостью с городом, чувством вечной связи с ним проникнуты «Стихи о Петербурге».

В) Любовная лирика.

В стихах Ахматовой – мир женской души, страстной, нежной, гордой. В ее стихах точность и тонкость передачи переживаний героини, при небольшом объеме глубина, содержательность, благородная простота слога, умение обрисовать характер одним жестом, интонацией, репликой.

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Какие чувства испытывает героиня? Как эти чувства себя проявляют?

Растерянность, душевное опустошение, переживание разлуки передано этой невольной неправильностью. Ранние стихи похожи на большой роман: там есть герои – Она и Он, есть их психологические портреты, история отношений, сюжеты чувств.

В любовном поединке у Ахматовой испытывается достоинство человека. К героине придет и смирение, однако прежде вырвется гордое: «Тебе покорной? Ты сошел с ума! Покорна я одной Господней воле. Я не хочу ни трепета, ни боли, Мне муж – палач, а дом его – тюрьма». Подчинение и в любви тоже возможно только по собственной воле.

В ранних стихах сила страсти оказывается неодолимой, роковой, как любили тогда говорить. Отсюда пронзительность, резкость слов, которые вырываются из опаленного любовью сердца: «Не любишь? Не хочешь смотреть? О, как красив ты, проклятый!» Любовь одаривает и радостью, и горем, но всегда это счастье. Ахматова не стремится вызвать у читателя сочувствие, а тем более – жалость: в этом героиня не нуждается «Брошена! Придуманное слово – Разве я цветок или письмо?» В любовных стихах схватывается всегда мгновение: не остановленное, а ускользающее. Даже черты облика героини намечены легким штрихом, едва уловимы. А мир не условно поэтический, а реален, выписан с осязаемой достоверностью: «протертый коврик», «надела узкую юбку», «в прохладной комнате темно».

Г) О том, как рождаются стихи Ахматова рассказала в цикле «Тайны ремесла». Совмещение сокровенного и обычного (тайна и ремесло). Стих возникает как «раскат стихающего грома», и задача поэта – уловить его, расслышать «слова и легких рифм сигнальные звоночки». Процесс творчества, рождение стиха приравнивается к процессам, что происходят в жизни, в природе. И обязанность поэта, не выдумывать, а всего лишь, расслышав, записать, «Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда…» У поэта и мира отношения на равных – счастье быть одаренной им неотделимо в стихах от осознания возможности одарить щедро, по-царски. С ощущением этой дарованной ей силы прожила она всю жизнь, именно это позволяет стиху обрести бессмертие, о чем сказано афористически точно:

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней – царственное слово.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: