Обязательность веры в имена Аллаха и подтверждения




тех смыслов, на которые они указывают

Вера человека в Имена и Качества Аллаха держится на трех столпах:

1. Вера в это Имя;

2. Вера в тот смысл, на которое указывает Имя;

3. Вера в те последствия, с которым связано это Имя.

 

1. Вера в Его Имена:

 

А) Подтверждения сущности Имени Аллаха.

Сказал Шейхуль Ислам ибн Таймия: «Ученые единогласны в том, что Аллах «Хайи» (Живой), «’Алим» (Знающий), «Къадир» (Мощный), «Самиъ» (Слышащий), «Басыр» (Всевидящий) на самом деле».

 

Б) Вера в то, что Аллах превыше (или пречист) оттого, чтобы быть похожим в чем-то на Свои создания.

Как сказал Всевышний: «Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий», – и в другом аяте: «Разве ты знаешь кого-то похожего на Него или равного?».

Ведь всем известно, что некоторые создания похожи друг на друга в именах, но различаются в сущности и по образу. К примеру, у человека есть рука, и у слона есть рука, но рука у человека отличается от руки слона. И также у них обоих есть сила, но сила одного отличается от силы другого, несмотря на то, что имена у обоих одинаковы.

Сказал Шейхуль ислам ибн Таймия: «Название какой-то вещи никак не может быть полным соответствием другой вещи с тем же именем. Единственное, что может понять разум, так это общее сходство, а уже при конкретизации каждого познается разница имен создания и Создателя. И это касается всех Имен и Качеств Всевышнего Аллаха, и всё понимается при сравнении конкретизаций».

К примеру, можно привести то, что Аллах назвал себя именем «Аль-Хайи» (Живой), как сказал Всевышний Аллах: «Аллах, нет никого достойного поклонения, кроме него Живого, Сущего». Также Он назвал некоторых из Своих созданий этим именем: «Выводит «Хайи» (Живое) из мертвого и мертвое из живого». И здесь никто не скажет, что Его Имя «Аль-Хайи» в сущности такое же, как у Его созданий. Его жизнь не подобна нашей жизни или кого-то другого из Его созданий. И поэтому каждое имя будет давать определенный смысл, с учетом того, к кому оно будет приписываться.

Также Всевышний Аллах назвал себя «’Алим» (Знающий): «Аллах – Знающий, Мудрый», – и также Он сказал это в отношении Своих созданий: «И обрадовали его мальчиком «’Алим» (знающим)».

 

В) Вера в то, что Его Имена достигли предела совершенства в красоте и прекрасности. Как сказал Всевышний: «У Аллаха есть прекрасные Имена». Вера в Его Имена должна основываться на вере в Его прекрасные Качества, которые содержат в себе эти Имена. И в них нет никакого недостатка ни с какой стороны, в этом и заключается красота (хусна) Имен Всевышнего Аллаха.

 

2. Вера в те смыслы, на которые указывает Его Имена:

 

А) Вера в то, что Имена Аллаха всем известны и понятны, и у каждого из этих Имен есть свой смысл, который отличает его от другого Имени. (В отличие от тех, кто говорит, что у Имени «ас-Самиъ» и «аль-Басыр» один смысл). Имя не только указывает на его сущность, но также указывает и на его определенный смысл. Сами имена известны, но каким образом они воплощаются, это уже неизвестно.
Б) Вера в то, что Имена Аллаха «Аълямун уа аусаф», то есть они сами по себе являются именами собственными, и также они могут описывать Самого Всевышнего Аллаха.

Сказал Всевышний: «И он Прощающий, Милостивый» или «Твой Господь Прощающий, Обладающий милостью», – в первом аяте Аллах подтвердил, что у Него есть Имя собственное, как «Рахим» (Милостивый), а во втором аяте подтвердил, что у Него есть такое описание (качество) как милость, которое содержится в имени «ар-Рахим».

И поэтому можно сказать, что Имена Аллаха похожи друг на друга со стороны того, что все они указывают на Его сущность, но различны в тех смыслах, которые они в себе содержат.

3. Вера в то, что Имена Аллаха оставляют следы на созданиях Аллаха:

Однако нельзя сказать, что это относится ко всем Его именам. Но если Имена Аллаха указывают на какое-то Его Качество (описание), то мы подтверждаем это Имя, и тот смысл, которое оно включает в себя (как мы говорили об этом раньше в прошлых двух столпах), также подтверждаем те последствия, которые связаны с этим Именем.

Например, Имя Всевышнего Аллаха – «ар-Рахим» (Милостивый) содержит в себе такое качество как милость. И также это Имя оставляет определенный след на своих созданиях.

Сказал ибн аль-Кайим: «Посмотрите на следы милости нашего Создателя в этом мире! Как на общие, так и на конкретные. Всевышний Аллах оказал нам Свою милость тем, что отправил к нам Своего посланника, ниспослал Свою Книгу, вывел из невежества заблуждения к истине, дав зрение после слепоты, и по причине Его милости мы поняли Его Имена и Качества, и узнали то, чего мы не знали раньше. Мы узнали то, что является добром для нас как в этой жизни, так и в жизни вечной. И именно по Своей милости Аллах выводит солнце и луну, сделав для нас ночь и день»

А если же Имена содержат в себе Описание, у которого нет связи с Его созданиями, то они содержат в себе только две вещи, а это: подтверждение этого Имени к Аллаху и подтверждение того качества, которое содержится в нем. И у него нет следа, которое переходит на Его создания. Как например Имя Всевышнего «аль-Хайи», которое содержит в себе такое Качество как «аль-хаят» (жизнь)».

 

 

Материал:
1) «АсмауЛлахи уа сифатихи» Хусайни 47-56

 

Десятый урок

 

Виды проявления неверия в Имена и Качества Всевышнего Аллаха

Определение «Ильхада» (неверия) с языковой и шариатской стороны:

 

«Ильхад» в языковом значении имеет много смыслов из них: «мала» (отклоняться), «’адала» (отходить от пути), делать произвол или делать что-то запретное, грешить или пренебрежительно относиться к еде.

 

Что касается же «ильхада» в отношении Имен и Качеств Аллаха, то это: отхождение, отклонение (оставление) от их подлинного смысла или от того, что понимается из услышанного. То есть образовано со смысла «мала» «отклонение», а также от него взято слово «ляхд», что является уклоном к краю могилы.

Сказал ибн аль-Кайим: «Сущность «ильхада» заключается в отклонении от истинного смысла слова, придавая ему совсем другой смысл. Этим самым, лишая слова его подлинного смысла. И можно сказать, что тот, кто делает это, возводит ложь на Всевышнего Аллаха».

Виды «Ильхада»

 

Ученые говорят, чтоу «ильхада» четыре вида:

 

1. Называть Аллаха теми Именами, которыми Он сам Себя не назвал:

 

Имена Аллаха «таукифия», и не разрешается никому называть Аллаха так, как Он Сам Себя не назвал. Так как это является отклонением в отношении прав Всевышнего Аллаха и рассуждением об Аллахе (или наговариванием на Аллаха) без знаний, а Всевышний Аллах запретил это, сказав: «Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (Сура «Аль-Аъраф», 33 аят).

В этот вид заходит то, что назаретяне называют Аллаха «отцом», а также то, что философы называют Его «высшей силой» или «природой» и тому подобное.

2. Образовывать от Имен Аллаха имена идолов:

 

Имена Аллах принадлежат только Ему одному и никому больше. И поэтому никому нельзя относить что-то из смыслов Имен Всевышнего Аллаха кому-то из Его созданий. Сказал Всевышний Аллах: «У Аллаха прекрасные Имена. Так взывайте же к Нему с этими Именами» или в словах: «Аллах, нет никого достойного поклонения, кроме него Живого Сущего».

Никто не достоин поклонения, кроме Аллаха, и таким же образом, у Него одного могут быть такие Имена, и поэтому называть Его Именами кого-то помимо Аллаха, будет считаться отклонением от того, чем обязал нас Господь, и это будет считаться ильхадом.

Например, известно, что многобожники образовали имя «Лат» от «Илях» или имя «’Уза» от «’Азиз», или «Манат» от «Маннан».

3. Отрицать что-то из Его Имен или тех Качеств, на которые указывают Его Имена:

 

Верить в Имена и Качества, которые исходят от Его Имен, является обязательным для каждого, а отрицание чего-либо из этого будет считаться отхождением от того, что Аллах вменил в обязанность.

В пример можно привести тех, кто отрицает Имена Аллаха вообще. Как это делали язычники во время пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отрицая такое Имя Аллаха как «Ар-Рахман». Также были те, кто признавал Имена, но отрицал тот смысл, который в них содержался. И поэтому такие люди говорят: «Аллах – ар-Рахим, но не Милостив» или «Самиъ, но не слышит». Аллах превыше того, что они говорят.

4. Считать, что прекрасные Имена Аллаха указывают на описания Его созданий:

 

Когда человек считает, что подтверждение Качеств Аллах – это уподобление качествам созданий, это будет считаться ильхадом. Получается, что такой человек полагает, что Слова Аллаха и Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывают на куфр, так как уподобление Аллаха Его созданиям – это куфр, и, тем самым, этот человек обвиняет в лживости Слова Всевышнего: «Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий» (Сура «аш-Шура», 11 аят).

 

Сказал Ну’айм бну Хаммад: «Тот, кто уподобил Аллаха Его созданиям, тот проявил неверие, и тот, кто отрицает то, как Аллах Сам Себя описал, то он тоже впал в куфр, и поэтому в том, как Аллах Сам Себя описал, нет никакого сходства с Его созданиями».

 

«Ильхад» со всех его сторон является запретным, так как Всевышний Аллах угрожает тем, кто делает ильхад в Его Именах, словами: «И оставьте тех, которые отрицают Его имена. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали» (Сура «Аль-Аъраф», 180 аят).

 

 

Материал:

1 – «Бадаи’у фаваид» ибн аль-Кайима стр. 153-154

2 – «Асмауль хусна» аль-Гасына 107-110.

Контрольные вопросы

1. Расскажи о важности знания Имен и Качеств Всевышнего Аллаха (5 пунктов).

2. Основой знаний в Его Именах и Атрибутах является Коран и Сунна в понимании сподвижников. У этой основы есть две опоры, расскажи о них.

3. Перечисли те группы, которые вышли против этой основы.

4. Приведи 5 доказательств на то, что основой является Коран и сунна в понимании сподвижников.

5. Чего нужно остерегаться относительно веры в Имена и Качества Всевышнего Аллаха (4 вещи)?

6. Вера в Имена и Качества Аллаха включает в себя три составляющие. Перечисли их.

7. Назови два довода из Корана и два довода из сунны на обязательность веры в Его Имена и Качества.

8. Как относились сподвижники к тем контекстам Корана и Сунны, в которых приводится подтверждение и отрицание Имен и Качеств Аллаха, а также к тем Именам и Качествам Аллаха, относительно которых не пришел довод ни из Корана и ни из Сунны?

9. Почему приверженцы нововведений говорят, что путь последующих лучше, чем путь первых поколений, хотя путь первых более безопасный?

10. Приведи доводы из контекстов Корана и Сунны и разума на несостоятельность данного заблуждения.

11. Почему имена Аллаха описаны словом «хусна»?

12. С какой стороны проявляется хусна?

13. Хусн проявляется в каком-то одном Имени конкретно, также оно проявляется, приходит два Имени вместе. Объясни, каким образом проявляется хусна?

14. Приведи три довода на то, что все Имена Аллаха «хусна»

15. На что обязывает нас вера в то, что Имена Аллаха прекрасные, и как можно осуществить поклонение через них? (достаточно 5)

16. Что означает имена Аллаха «таукифия» и приведи три довода на это.

17. Что требует от тебя твое знание о том, что Имена Аллаха «таукифия»?

18. Объясни смысл хадиса о 99 именах Аллаха.

19. Приведи 3 довода на то, что Имена Аллаха не ограничены каким-то определенным числом.

20. Назови наиболее правильный смысл пересчета.

21. Приведи и расскажи подробно о трех столпах имана в Имена и Атрибуты Аллаха.

22. Расскажи подробно о 4 видах ильхада в Имена и Атрибуты Аллаха.

Одиннадцатый урок

Некоторые примеры из прекрасных Имен Аллаха, которые приводятся в Коране и Сунне, а это «аль-Хайй» «аль-Кайум» «аль-Ауаль» «аль-Ахыр» и др. Из Имен Аллаха: «Аллах», «ар-Робб», «ар-Рахман», «ар-Рахим», «Малику йоумиддин»

 

Все эти имен приводятся в словах Всевышнего: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому Милосердному, Царю в день Суда» (Сура «Аль-Фатиха», 1 аят).

Ибн аль-Кайим подробно рассказал о тех качествах, которые исходят от этих пяти Имен. Он упомянул о том, что основой всех Имен и Качеств Всевышнего Аллаха являются четыре качества, которые содержаться в этих Именах, а это: «Улюхия», «Рубубия», «Ар-Рахма», «Аль-Мульк».

Ибн аль-Кайим сказал, делая тафсир на суру «Аль-Фатиха»: «Эта сура содержит в себе определение Того, Кому мы поклоняемся, а это – Аллах, свят Он и велик. Это определение дается через три Его Имени, к которым возвращаются, и на которых держаться все Его прекрасные Имена и высокие Качества: «Аллах», «ар-Робб», «ар-Рахман»».

Также он сказал: «Имена, приведенные в этой суре, являются основой всех Имен Аллаха, а это: «Аллах», «ар-Робб», «ар-Рахман». Имя Всевышнего «Аллах» содержит в себе все качества «аль-улюхия». Имя Всевышнего «Ар-Робб» содержит в себе все качества «ар-рубубии», а Его Имя «ар-Рахман» содержит в себе все качества «ихсана», «джуда», «бира» и ведь смыслы всех Имен основываются именно на этих Именах».

 

Имя Всевышнего «Аллах»

 

Аллах – Он Тот, Кто достоин поклонения и Тот, которому все поклоняются. И все Имена Всевышнего возвращаются к Имени «Аллах». Это Самое великое Имя Аллаха (Исмуль а’зам).

Образовано от глагола: «аляха», «йаляху», «улюхатан», то есть поклоняться. Смысл этого проявляется в том, что человек, познавая величие Своего Господа и другие Его качества рубубии, полностью устремляется к Аллаху, и его сердце принадлежит только одному Аллаху, и нет в нем места для людей, и не связано оно ни с чем другим помимо Аллаха, как об этом упомянул ибн Асир.

Имя Всевышнего «Аллах» образовано от Его качества «Улюхии», как об этом сказал Сибауайх, остальные языковеды также подтвердили это, сказав, что основой этого имени является «илях».

Сказал ибн аль-Кайим: «И тогда понимается, что Имя Всевышнего «Аллах» содержит в себе все Его прекрасные Имена в общем, а Его прекрасные Имена разъясняют подробно Его качество «улюхия», от которого образовано имя Всевышнего «Аллах »».

Также он сказал, что все Его Имена относятся именно к Его Имени «Аллах». Например, говорится, что «ар-Рахман» и «ар-Рахим» являются Именами Аллаха, но нельзя говорить, что «Аллах» является Именем «Ар-Рахмана». Как сказал Всевышний: «У Аллаха есть прекрасные имена».

 

Ибн аль-Кайим разъяснил, почему Имя «Аллах» указывает на все Его прекрасные Имена и высокие Качества, с трех сторон:

1) Со стороны «Мутабаках» (соответствие) – когда слово полностью охватывает в себе смысл. Как, допустим, Имя «Аллах» указывает на Сущность Всевышнего и на Его «улюхию».

 

2) Со стороны «Тадамун» – когда слово указывает на какую-то часть из смысла, то есть когда указывает на какое-то определенное качество, а не на сущность.

 

3) Со стороны «Люзум» – подобно указанию потолка на стену, как указание Его милости на Его прощение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: